Карта-схема изучения организованности коллектива

Эта карта-схема, предложенная Л. И. Уманским, представ­ляет собой список специально подобранных суждений, харак­теризующих организованность коллектива. Независимые экс­перты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.

Положительные проявления организованности   Оценочная шкала   Отрицательные проявления организованности  
         
В коллективе имеются органы эффективного самоуправления                       В коллективе нет орга­нов самоуправления  
Коллектив всегда само­стоятельно выбирает се' бе организаторов для различных видов дея­тельности                       Коллектив не в состоя­нии без посторонней по­мощи что-то сделать  
Члены коллектива всег­да хорошо взаимодейст­вуют друг с другом                       Члены коллектива ни­когда не взаимодейству­ют друг с другом  
Положительные проявления организованности   Оценочная шкала   Отрицательные проявления организованности  
         
Члены коллектива всег­да оказывают друг дру­гу помощь в работе                       Никто и никогда в кол­лективе не оказывает по­мощь товарищам  
Трудности, касающиеся согласования действий, всегда преодолеваются быстро                       Ни одна из трудностей, связанных с согласова­нием действий, не прео­долевается  
Трудные условия, ситуа­ции, опасности, неожи­данно возникающие в работе, сплачивают кол­лектив                       При возникновении труд­ностей, ситуаций опас­ности коллектив разру­шается  
Неудачи в достижении целей коллектива уси­ливают его стремление к ним                       Неудачи в достижении поставленных целей рас­слабляют коллектив,ве­дут к отказу от них  
Коллектив поддержива­ет устойчивые взаимо­связи, сотрудничает с другими коллективами                       Коллектив не взаимо­действует с другими кол­лективами, изолирует себя от них  
Коллектив тесно связан с более широким объеди-нением школьников, охотно включается в сов­местную с ним работу                       Коллектив не взаимодей­ствует с более широким объединением школьни­ков, противится нала­живанию с ним деловых контактов  
В коллективе доброжела­тельно и с участием от­носятся к новым членам, стараются помочь им ос­воиться и включиться в совместную работу                       Коллектив враждебно относится к новым чле­нам, противодействует их адаптации и включе­нию в совместную дея­тельность  


Положительные проявления   Оценочная шкала   Отрицательные проявления организованности  
организованности            
Члены коллектива легко, эффективно согласуют свои действия                       Члены коллектива не способны к эффективно­му согласованию своих действий  
Имеющиеся в коллекти­ве группировки по лич­ным интересам хорошо взаимодействуют между собой                       Имеющиеся в коллекти­ве группировки никогда не взаимодействуют меж­ду собой  
Коллектив активно со­противляется любым попыткам его расфор­мирования                       Коллектив относится безразлично и легко под­дается расформирова­нию  
Коллектив находит опти­мальный способ взаимо­действия между его чле­нами в самых различных ситуациях и условиях                       Коллектив никогда не способен найти опти­мальный способ взаимо­действия, каких бы ус­ловий это ни касалось  
В коллективе есть хоро­шие, способные органи­заторы и достаточно ав­торитетные лидеры                       В коллективе нет хоро­ших и способных органи­заторов, а лидеры таки­ми возможностями не обладают  


Настоящая методика достаточно проста, не требует длитель­ного времени для сбора и обработки информации. Методика в це­лом надежна при условии правильного подбора экспертов.

В качестве экспертов для оценки организованности ученичес­кого коллектива могут быть привлечены классный руководитель, некоторые учителя-предметники, организатор внеклассной вос­питательной работы. При изучении старших классов в качестве экспертов могут привлекаться также учащиеся.


ЛИТЕРАТУРА

Абрамов Г. Е. Введение в практическую психологию. — М. , 1994. Андреева Г. М. Социальная психология. — М. :МГУ,1980. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М. ,1989. АсмоловА. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М. , 1984.

Байбородова Л. В„ Паладьев С. Л. , Степанов Е. Н. Изучение эффективнос­ти воспитательной системы школы. — Псков,1994. Безрукова B. C. Воспитательный процесс и его организация в практике

школы. — Казань, 1982.

Безрукова B. C. Педагогика. — Екатеринбург, 1996. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М. ,1989. Божович Л. И. , Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его вос­питание. — М. ,1979.

Болдырев Н. И. Классный руководитель. — М. ,1978. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. — М. ,1994. Вульфов Б. З. Делать маленькое дело с большой любовью//'Социальная ра­бота. — 1992. — № 1. — С. 54-57. Вульфов Б. З. , Хозе С. Б. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий

союз. — М. ,1987.

Вульфов Б. З. , Харъкин В. Н. Педагогика рефлексии. — М. ,1995. Выготский Л. С. Вопросы психологии детской игры// Вопросы психоло­гии. — 1996. — № 6. —С. 38.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. З. — М. , 1983. — Т. 4. — М. ,1984.

Газман О. С„ Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере. — М. ,1982. Ганелин Ш. И. Классный наставник и его воспитательная работа// Класс­ный руководитель: Сб. ст. — 1939.

Гончаров Н. К. Из истории русской школы: (Роль и место классных настав­ников и надзирателей в дореволюционной школе)// Советская педа­гогика. — 1938. —№6.

Гордин Л. Ю. Организация ученического коллектива. — М, 1984. Грановская P. M. , Березная ИЛ. Интуиция и искусственный интеллект. — Л. : ЛГУ,1991.

Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности. — Калининград, 1995. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. — М. ,1981. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: Сущность,

методические рекомендации. — Ярославль, 1998. Дружинин ИЛ. Заботы и радости классного руководителя,— М. ,1978.

Дулов А. И. Из истории вопроса о классном руководителе//Ученые за­писки Иркутского педагогического института иностранных язы­ков. — Вып. 3. — Иркутск,1959.

Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. — М. ,1990. Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных учрежде­ниях. — Ярославль, 1995.

Ивашкин B. C. Психологическое изучение школьников (учебное посо­бие). — Владимир, 1990.

Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М. ,1982. Караковский ВЛ. Воспитание гражданина: Записки директора школы

№ 825. — М. , 1987.

Караковский ВЛ„ Новикова Л. И. , Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспита­ние. . . Воспитание! — М. ,1996.

Кирпичник А. Г. , Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. —

М. ,1984. Климов ЕА. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-

на-Дону. 1996.

Климов ЕА. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типо­логических свойств нервной системы. — Казань, 1969.

Ковалъчук МА. Социальная защита ребенка — целевая функция деятель­ности классного руководителя. — Ярославль, 1998.

Кон И. С. Социология личности. — М. ,1967.

Комаров Э. Н. , Литман АД. Мировоззрение М. К. Ганди. — М. , 1969. —

С. 174-175.

Конаржевский ЮА. Педагогический анализ учебно-воспитательного про­цесса и управления школой. — М. , 1986.

Концепция воспитания учащейся молодежи/ Сост. А. А. Бодалев, З. А. Маль-кова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. //Педагогика. — 1992. —

№3-4. —С. 11-19.

Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской об­ласти// Ярославский педагогический вестник. — 1997. — № 3.

Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобра­зовательных школ. /Под ред. С. Н. Чистяковой. — Ярославль, 1993.

Коротов В. М. Развитие гуманистических взглядов и утверждений: Книга

для учителя. — Самара, 1994. Краткий психологический словарь/ Сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред.

А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М. , 1985. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л. ,

1970. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития

способностей учащихся// Вопросы психологии,— 1984. — № 1. Кумакер Л. , Шейн Д. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учите­лей. — М. ,1994.

Курочкин Н. И. Методы изучения личности школьника. — Ярославль, 1986. Левин К. Топология и теория поля//История психологии (10-30-е гг. Пе­риод открытого кризиса): Тексты. 2-е изд. /Под ред. П. Я. Гальпери­на, А. Н. Дан. —М. , 1992. С. 181-190.

Лисовскии В. Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи// Со­циальная работа. — № 1 (4). — 1994. — С. 57-59. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. — М. , 1986.

Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. — М. , 1978. Малъковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. — М. , 1988. Маркова А. К. Никонова АЛ. Индивидуальный стиль деятельности учите­ля// Вопросы психологии. — 1987. — № 5. — С. 40-48. МаслоуА. Самоактуализация// Психология личности: Тексты. — М. , 1982.

Методики диагностики и коррекции основных компонентов педагогичес­ких способностей/ Сост. Н. П. Ансимова, Е. Г. Заверткина, Н. Г. Рука­вишникова и др. — Ярославль, 1990.

Методические материалы для психодиагностического обследования ребен­ка 5-7 лет/ Сост. В. И. Чирков, О. Л. Соколова. — Ярославль, 1993.

Методические рекомендации к лабораторному практикуму по общей пси­хологии/ Сост. Н. П. Ансимова. — Ярославль, 1987.

Мои жизненные и профессиональные планы: Книга для учителей старших классов/ Под ред. С. Н. Чистякова. — М. , 1994.

Мудрик• А. В. Введение асоциальную педагогику: Учебное пособие. Ч. 1. — Пенза, 1994.

Наторп П. Социальная педагогика. — СПб. , 1911.

Найди свое дело: Рассуждения и упражнения/ Под ред. Пауэре П. , Рассел Д. —М. ,1994.

Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалис­тов в вузе. — М. , 1985.

Никонова АЛ. Психологические особенности индивидуального стиля пе­дагогической деятельности учителя. — М. ,1986.

Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. — Тбили-си,1978.

Обозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимо­действия// Психология межличностного познания/ Под ред. А. А. Бодалева. — М. ,1981. — С. 80-92.

О классном руководителе: Положение и инструктивно-методические ука­зания. — М. ,1947.

Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. — М. ,1987. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941—

1961)/ Под ред. Ф. Г. Паначина, М. Н. Колмакова, З. И. Равкина. — М. ,1988.

Педагогика: Учебное пособие/ Под ред. П. И. Пидкасистого. — М. ,1995. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник. — В 2 ч. — М. ,1996. Познай себя/ Сост. М. И. Рожков, А. В. Волохов. — М. ,1993. Платонов К. К. Некоторые теоретические проблемы изучения личности//

О чертах личности нового рабочего. — М. ,1963. Платонов К. К. О системе психологии. — М. ,1972.

Положение о классном руководителе: Сб. приказов Министерства просве­щения РСФСР. — № 36. — М. , 1960.

Практические занятия по психологии/Под ред. А. В. Петровского. — М. ,1972.

Радионова Н. Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и стар­ших школьников в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. докт. пед. наук. — Л. ,1991.

Рожков М. И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. — Казань, 1987.

Рожков М. И. Социальные проблемы как фактор социализации учащих­ся// Ярославский педагогический вестник. — 1994. — № 1. — С. 16-19.

Рожков МЛ. , Иванова НЛ„ Чернявская АЛ. , Бекетова H£. Индивидуаль­ный стиль деятельности учителя: Диагностика и формирование: Ме­тодические рекомендации. — Ярославль, 1995.

Сергеев К. К. Школьная психодиагностика. — Херсон, 1988.

Смелзер Н. Социология. — М. ,1994.

Социально-психологический анализ школьного коллектива: Метод.

рекомендации к педагогической практике в школе/ Сост. Ю. П.

Поваренков, А. В. Матвеев. — Ярославль, 1990. Социальная адаптация учащихся. — Ярославль, 1996.

Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования. — Сверд­ловск, 1989.

Сухомлинский ВА. Неотложные проблемы теории и практики воспитания/ / ародное образование. — 1968. — . № 10. — С. 55.

Сухомлинский ВА. Методика воспитания коллектива// Избр. произв. : В 5 т. — Киев. 1979. — T. I. — С. 425-668.

Таланчук Н. М. Системно-социальная концепция школьного воспита­ния. — Казань,1991.

Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М. , 1961.

Титова Е. В. Если знать, как действовать. — М. ,1993.

У майский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. —

М. ,1980.

Ушинский КД. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5. — М. ,1990.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Педагогическая ант­ропология. Избр. пед. соч. : В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюна, Д. О. Лордкинадзе, М. Ф. Шабаевой. — T. I. — М. ,1974.

Фридман Л. М. , Пушкина ТА. . , Каплунович ИЛ. Изучение личности уча­щегося и ученических коллективов. — М. ,1988.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. T. I. — М. ,1986.

Чернявская А. П. Педагогическое мастерство: Учебное пособие. — Ярос­лавль, 199 7.

Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: Руково­дитель и педагогический коллектив. — М. ,1990.

Щуркова Н. Е. , Финданцевич Н. С. Классный час и его организация. — М. ,

1981.


Оглавление

Наши рекомендации