В каких формах может осуществляться сотрудничество педагогов, учащихся и родителей?
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности, охватывающих всех или большинство членов коллектива. Ряд видов деятельности и соответственно форм сориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей. Распространены семейные формы работы. В реальной жизни коллектива рождаются комплексные формы совместной деятельности, в которых органично сочетаются все вышеназванные.
Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. Методическая инструментировка их может быть различной
и определяется самими участниками.
Классное собрание.Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных заинтересованных людей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, быть сориентированным прежде всего на интересы и потребности детей, при обсуждении и выработке решений полезно формировать отдельные группы педагогов, учащихся и родителей.
Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков.
Предмет, тему, методику проведения общественного смотра знаний дети, родители и учителя определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы,орга-
низовать подготовительную работу, корректируя отношения между детьми. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Турнир знатоков может быть проведен либо между родителями и детьми, либо между смешанными семейными командами. Количество групп соответствует количеству туров. Каждая является организатором одного тура и участником всех остальных. Турнир может проводиться по одной теме, например «Турнир знатоков поэзии», или по разным (по выбору группы).
Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, сбор макулатуры и создание классной библиотеки.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей;
соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; родительские школы по интересам.
В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность групп детей, сформированных с учетом интересов и симпатий. Это подготовка к праздникам, обучение специальным умениям, разговоры по душам, встречи с интересными людьми.
Родительские школы по интересам организуются родителями для небольшой группы учащихся. На занятиях, которые проводятся дома, дети не только приобретают конкретные трудовые умения и навыки, но и учатся общаться друг с другом, со взрослыми вне школы.
Ниже приводятся некоторыеформы совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей.
Вечер «Мир наших увлечений»
Цель: познакомиться с увлечениями родителей и детей, лучше узнать друг друга, помочь учащимся найти любимое
занятие. Анкета для родителей:чем занимаетесь всвободноевремя; о каком увлечении вымогли бы рассказать; чемумогли бы научить школьников нашегокласса.Анкета длядетей:
твое любимое занятие в свободное время; чему бы ты хотел научиться; в каких кружках хотел бы заниматься; о каком своем увлечении мог бы рассказать; чему мог бы научить своих товарищей.
На основе данных анкетирования совет дела выделил несколько групп увлечений: музыка, живопись, животные, рукоделие, семейные праздники. Представители группы не только рассказали о своих увлечениях, но и наглядно продемонстрировали их, попытались научить других некоторым приемам мастерства. Участники вечера активно поддерживали своих товарищей: пели песни, выполняли шуточные рисунки, мастерили, участвовали в конкурсах.