С кем сотрудничает классный руководитель, управляя классом?
Горизонталей уровня управления— несколько, причем каждая из них весьма значима для классного руководителя, по-своему ему необходима. Обратимся к нескольким позициям одноуровневых связей.
Прежде всего это взаимодействие с учителями-предметниками, преподающими в данном классе. «Классному» нередко приходится «защищать» кого-то из своих питомцев от коллег-предметников, особенно в конце четверти или полугодия: одного «еще раз переспросить по физике», с другим дополнительно позаниматься русским языком, третьему «натянуть» по географии до четверки, четвертому простить прогул урока физкультуры. . . Эти оперативные, тактические «ходы» неизбежны.
Для успешной работы немаловажное значение имеет сотрудничестворуководителей параллельных классов.Здесь собраны дети одного возраста. Поэтому возникает возможность обмена талантами ребят и их наставников в широчайшем спектре воспитательной работы; в кружках и секциях, в спорте и художественной самодеятельности, в играх и походах. . . Неважно, из какого класса организатор — важно, что интересно всем. Если один классный руководитель — страстный турист, а другой увлекается компьютерной техникой, то первый возьмет в поход и ребят из параллельного класса, а второй увлечет соседей по учебным кабинетам составлением оригинальных компьютерных программ. Дополнительный расход времени педагогов невелик, а польза от такой кооперации для ребят перекрывает его многократно.
Еще одна актуальная для этих педагогов одноуровневая связь — в рамкахметодического объединения классных руководителей (его иногда называют объединением воспитательным — в отличие от предметных). При этом следует отметить важность, во-первых, совместного профессионального анализа опыта разных педагогов, констатации конкретных школьных реальностей. Во-вторых, значимость такого анализа существенно возрастает, поскольку именно данное объединение определяет стратегию и тактику, потребности взаимодействия педагогов и ученического самоуправления — при подготовке сложных мероприятий (родительских собраний, турслетов, праздников, иных общешкольных дел), при решении трудных проблем (борьба с прогулами, наркотиками, воровством, межнациональными конфликтами), а также, что едва ли не самое
главное, при организации педагогического анализа и обсуждении эффективности сделанного. Наконец, в-третьих, коллективный разум и опыт воспитателей позволяет целенаправленно организовать передовой опыт решения тех или иных задач работы с классами, т. е. стимулировать творчество коллег, давать
ему общественную оценку.
Общей особенностью всех названных горизонталей выступает их равноправное, не командное, а товарищеское, профессиональное сотрудничество. В этом и их особая человеческая и профессиональная значимость для участников: сотрудничество на прочнейшей основеиндивидуального вклада каждого в общее трудное дело.
Обмен информацией здесь — обоюдная потребность взрослых, связанных с главным действующим в школе лицом — ребенком. Разные грани его личности, разные стороны жизни не только предмет общего интереса педагогов, но и средоточие их творческих усилий, их побед и поражений. Ведь есть классы, ребята, трудные для всех учителей, для всей школы, связанные с ней разве что тонкими ниточками инерции, скучной привычки. Сплести их с надежными и прочными нитями познавательного интереса, духовного сотрудничества, реальной поддержки помогут классному руководителю коллеги, их наблюдения, советы, опыт, профессиональные находки и удачи.
Немаловажно, что взаимодействие создает добрую основу для установления и сохранения нормальнойпсихологической атмосферы в среде педагогов и в их отношениях с учащимися. Из-за постоянного нервного напряжения, усталости нередки конфликты между учителями, чаще всего по поводу сложностей учебно-воспитательного процесса («У вас в классе стало совершенно невозможно работать!» — гневно бросает одна учительница другой и слышит в ответ: «Вы бы лучше за своими Ивановым и Давыдовой смотрели!. . »). Обильная и разноплано-вая информация о коллективах, группах, детях на уроке, на занятиях кружка в школе или вне школы, о работе с учениками снижает ситуативные возможности и причины взаимных упреков, недовольства друг другом: люди знают, как работают другие, и уважают их усилия, понимают неудачи, сочувствуя коллегам. Если кто-то из них ошибся, ему не только корректно укажут на промах, но и постараются помочь преодолеть себя и по возможности исправить дело. Школьная жизнь классного руководителя сложна, полна неожиданностей, но общее правило однозначно:дети, работа с ними, внимание к ним сплачивают учителей!
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКИ