С кем сотрудничает классный руководитель, управляя классом?

Горизонталей уровня управления— несколько, причем каждая из них весьма значима для классного руководителя, по-своему ему необходима. Обратимся к нескольким позициям од­ноуровневых связей.

Прежде всего это взаимодействие с учителями-предметни­ками, преподающими в данном классе. «Классному» нередко приходится «защищать» кого-то из своих питомцев от коллег-предметников, особенно в конце четверти или полугодия: одного «еще раз переспросить по физике», с другим дополнительно позаниматься русским языком, третьему «натянуть» по геогра­фии до четверки, четвертому простить прогул урока физкуль­туры. . . Эти оперативные, тактические «ходы» неизбежны.

Для успешной работы немаловажное значение имеет сотруд­ничестворуководителей параллельных классов.Здесь собра­ны дети одного возраста. Поэтому возникает возможность об­мена талантами ребят и их наставников в широчайшем спектре воспитательной работы; в кружках и секциях, в спорте и худо­жественной самодеятельности, в играх и походах. . . Неважно, из какого класса организатор — важно, что интересно всем. Если один классный руководитель — страстный турист, а дру­гой увлекается компьютерной техникой, то первый возьмет в по­ход и ребят из параллельного класса, а второй увлечет соседей по учебным кабинетам составлением оригинальных компьютер­ных программ. Дополнительный расход времени педагогов не­велик, а польза от такой кооперации для ребят перекрывает его многократно.

Еще одна актуальная для этих педагогов одноуровневая связь — в рамкахметодического объединения классных руко­водителей (его иногда называют объединением воспитатель­ным — в отличие от предметных). При этом следует отметить важность, во-первых, совместного профессионального анализа опыта разных педагогов, констатации конкретных школьных реальностей. Во-вторых, значимость такого анализа сущест­венно возрастает, поскольку именно данное объединение опре­деляет стратегию и тактику, потребности взаимодействия пе­дагогов и ученического самоуправления — при подготовке сложных мероприятий (родительских собраний, турслетов, праздников, иных общешкольных дел), при решении трудных проблем (борьба с прогулами, наркотиками, воровством, меж­национальными конфликтами), а также, что едва ли не самое

главное, при организации педагогического анализа и обсужде­нии эффективности сделанного. Наконец, в-третьих, коллектив­ный разум и опыт воспитателей позволяет целенаправленно организовать передовой опыт решения тех или иных задач ра­боты с классами, т. е. стимулировать творчество коллег, давать

ему общественную оценку.

Общей особенностью всех названных горизонталей высту­пает их равноправное, не командное, а товарищеское, профес­сиональное сотрудничество. В этом и их особая человеческая и профессиональная значимость для участников: сотрудниче­ство на прочнейшей основеиндивидуального вклада каждого в общее трудное дело.

Обмен информацией здесь — обоюдная потребность взрос­лых, связанных с главным действующим в школе лицом — ре­бенком. Разные грани его личности, разные стороны жизни не только предмет общего интереса педагогов, но и средоточие их творческих усилий, их побед и поражений. Ведь есть классы, ребята, трудные для всех учителей, для всей школы, связанные с ней разве что тонкими ниточками инерции, скучной привыч­ки. Сплести их с надежными и прочными нитями познаватель­ного интереса, духовного сотрудничества, реальной поддерж­ки помогут классному руководителю коллеги, их наблюдения, советы, опыт, профессиональные находки и удачи.

Немаловажно, что взаимодействие создает добрую основу для установления и сохранения нормальнойпсихологической атмосферы в среде педагогов и в их отношениях с учащимися. Из-за постоянного нервного напряжения, усталости нередки конфликты между учителями, чаще всего по поводу сложнос­тей учебно-воспитательного процесса («У вас в классе стало со­вершенно невозможно работать!» — гневно бросает одна учи­тельница другой и слышит в ответ: «Вы бы лучше за своими Ивановым и Давыдовой смотрели!. . »). Обильная и разноплано-вая информация о коллективах, группах, детях на уроке, на занятиях кружка в школе или вне школы, о работе с ученика­ми снижает ситуативные возможности и причины взаимных уп­реков, недовольства друг другом: люди знают, как работают другие, и уважают их усилия, понимают неудачи, сочувствуя коллегам. Если кто-то из них ошибся, ему не только корректно укажут на промах, но и постараются помочь преодолеть себя и по возможности исправить дело. Школьная жизнь классного руководителя сложна, полна неожиданностей, но общее прави­ло однозначно:дети, работа с ними, внимание к ним сплачива­ют учителей!

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКИ

Наши рекомендации