Что такое профессиональные пробы?
Наиболее важной частью школьной профориентации являются профессиональные пробы (пробы сил). Это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В ходе проб школьник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Кроме того, общеизвестно, что качества формируются только в деятельности, поэтому одной из задач профессиональных проб является создание поля формирования профессионально значимых качеств личности. В длительной профессиональной пробе есть некоторый элемент профессиональной адаптации.
В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи: оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, участвует в организации их общественно полезного и производительного труда; организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону; изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов; устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т. п. ); проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избран-
ным жизненным путем; координирует действия учителей, работающих в классе.
Обычно деятельность классного руководителя по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии планируется в одном разделе с трудовым воспитанием. Его нередко так и называют: «Трудовое воспитание и профориентация». В содержание работы классного руководителя 8-11-х классов по проблемам профессиональной ориентации можно включить следующее.
1. Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Здоровье и выбор профессии», «Уровень образования и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка», «Как избежать безработицы» и др.
2. Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство.
3. Экскурсии на УПК, в профессиональные учебные заведения.
4. Участие школьников в конкурсе «Кто больше знает о профессии», написание и защита рефератов о профессиях, коллективное творческое дело «Защита профессий».
5. Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность, шефская работа.
6. Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.
7. Изучение читательских интересов школьников. Совместное с библиотекой составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.
8. Оформление на каждого учащегося профориентационного «дела», в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся, «Лист профессиональной консультации».
9. Рекомендации школьникам 8-9-х классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.
10. Участие в работе ученических трудовых объединений.
11. Доклады на родительских собраниях на темы: «Что значит правильно выбрать профессию», «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии». Конференция на тему: «Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание».
12. Экскурсии родителей на УПК.
13. Координация деятельности учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учениками.
Естественно, что приведенное выше содержание работы классного руководителя по профориентации следует рассматривать как примерное. При составлении плана оно должно быть скорректировано с учетом специфики школы, класса, особенностей микрорайона.
Школьник является не только объектом профориентационной деятельности, но одновременно и субъектом. Все наши педагогические воздействия воспринимаются или отторгаются им. Как бы взрослые ни помогали молодому человеку, профессиональный выбор он делает сам и впоследствии сам за него несет ответственность. Исходя из этого, целесообразно составлять планы подготовки к выбору профессии каждому старшекласснику. Они должны носить глубоко индивидуальный характер и должны быть тесно связаны с самовоспитательной деятельностью.
Составление и реализация подробного плана предполагают сравнительно высокий уровень воспитанности школьника, наличие профессиональных интересов, педагогическое руководство его самостоятельной профориентационной деятельностью.
ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ