Упражнения на договаривание слов и строк

Куколка

Кукла, куколка —

Бай-бай!

Спи спокойно,

Засыпай!

Птичка

Села птичка на окошко .

«Посиди у нас немножко !

Посиди, не улетай !

Улетела: Ай !»

Дождик

Дождик, дождик, кап да кап !

Мокрые дорожки .

Нам нельзя идти гулять ,

Мы промочим ножки .

Мишутка

Шапка, да шубка —

Вот и весь Мишутка !

Мишка

Уронили мишку на пол ,

Оторвали мишке лапу .

Все равно его не брошу ,

Потому что он хороший .

Бычок

Идет бычок, качается ,

Вздыхает на ходу :

Ох, доска кончается ,

Сейчас я упаду !

Белые гуси

Белые гуси к ручейку идут .

Белые гуси гусяток ведут .

Белые гуси вышли на луга .

Крикнули гуси: «га! га! га! »

Котик

Как у нашего кота

Шубка очень хороша ,

Как у котика усы

Удивительной красы !

Кот

– Мяу-мяу !

Кот пищит.

– У меня живот болит .

Дождь

Дождик, дождик ,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить !

Петушок

Петушок, петушок ,

Золотой гребешок ,

Масляна головушка ,

Шелкова бородушка .

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Детям спать не даёшь?

Лиса и волк

Вот пришла лисичка ,

Рыжая сестричка .

Прибежал сердитый волк ,

Он зубами щёлк да щёлк !

Кукушка

У леса на опушке

Высоко на суку

С утра поёт кукушка :

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку! »

Зайчик

Раз, два, три, четыре, пять ,

Вышел зайчик погулять .

Вдруг охотник выбегает ,

Прямо в зайчика стреляет ,

Пиф-паф! Не попал —

Серый зайчик убежал !

Мячик

Наша Таня громко плачет :

Уронила в речку мячик .

– Тише, Танечка, не плачь :

Не утонет в речке мяч .

Лошадка

Я люблю свою лошадку .

Причешу ей шёрстку гладко .

Гребешком приглажу хвостик .

И верхом поеду в гости .

Слон

Спать пора! Уснул бычок ,

Лег в коробку на бочок .

Сонный мишка лег в кровать ,

Только слон не хочет спать .

Головой кивает слон ,

Он слонихе шлет поклон .

Божья коровка (1)

Божья коровка ,

Черная головка ,

Улети на небо ,

Принеси нам хлеба ,

Черного и белого ,

Только не горелого .

Божья коровка (2)

Божья коровка ,

Полети на небо ,

Там твои детки

Кушают котлетки !

Солнышко

Светит солнышко в окошко .

Смотрит в нашу комнатку .

Мы захлопаем в ладошки —

Очень рады солнышку .

Огуречик

Огуречик, огуречик ,

Не ходи на тот конечик —

Там мышка живет ,

Тебе хвостик отгрызет !

Ритмическое сочетание текста с движениями, мелодией дает двойной эффект. Поэтому так полезно сопровождать чтение потешек и пение песенок движениями и действиями, мелодией.

На первом этапе занятий педагог проговаривает текст потешки или пропевает песню, сопровождая их движениями. Затем разучивает движения вместе с детьми. Только после того, как дети хорошо запомнили движения, можно предложить им договаривать и допевать пропущенные слова и строки. На начальном этапе договаривается последнее слово в строке (в текстах подчеркнуты), в дальнейшем можно предлагать детям договаривать целые строки и куплеты. При этом необходимо учитывать, что часто детям оказывается сложно совмещать движение и речь. Поэтому можно использовать движения на этапе знакомства с текстом, в дальнейшем проговаривать тексты уже без движений.

Описанные ниже движения подобраны автором в ходе работы с детьми. Их можно менять, подбирая наиболее подходящие и те, что особенно нравятся детям. Важно, чтобы педагог знал тексты наизусть. Выполнять движения надо синхронно произнесению текста. Запинки во время игры недопустимы: они сбивают ритм, и в этом случае цель занятия не достигается.

В описанных ниже движениях, сопровождающих тексты, активно используются общепринятые жесты (описание жестов см. в разделе «Развитие понимания речи», с. 167). В кавычках описаны действия, подразумевающие либо вхождение в определенный образ, либо воображаемое использование предметов.

Потешки

Сорока-белобока

Сорока-белобока

Выполняется стоя на ковре.

Кашку варила ,

«Мешаем ложкой кашу» – круговые движения рукой;

Деток кормила :

Этому дала ,

дающий жест «на» (повторяем 4 раза);

Этому дала ,

Этому дала ,

Этому дала ,

А этому не дала . —

жест отказа «нет» – машем рукой;

Ты дров не рубил ,

Ты воды не носил ,

Ты печь не топил ,

жест порицания – машем указательным пальцем;

Тебе каши не дадим !

разводим руки в стороны, машем головой (жест отрицания).

Про Сашу

Наша Саша

Варила кашу .

Мешаем ложкой кашу» – круговые движения рукой;

Кашу сварила,

Малышей кормила :

Этому дала ,

дающий жест «на» (повторяем 4 раза);

Этому дала ,

Этому дала ,

Этому дала ,

А этому не дала

жест отказа «нет» – машем головой;

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

жест порицания – машем указательным пальцем.

Коза рогатая

Идет коза рогатая ,

Делаем «рога»: выставляем вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы сомкнуты в кулак;

Идет коза бодатая

«бодаемся» – дотрагиваемся рогами до ребенка;

За малыми ребятами !

жест «маленький» – ладонью показываем рост над уровнем пола;

Ножками: топ! топ!

топаем;

Глазками: хлоп! хлоп!

моргаем (можно смыкать и размыкать пальцы рук);

Кто кашки не ест ,

Кто молочка не пьет ,

жест отрицания – мотаем головой из стороны в сторону;

Того забодает,

Забодает, забодает!

«бодаемся».

Ладушки (1)

– Ладушки, ладушки ,

Хлопаем в ладоши;

где были?

– У бабушки .

– Что ели?

– Кашку .

едим ложкой кашу»;

– Что пили?

– Бражку .

«пьем»;

Кашку поели ,

Бражку попили ,

Шу-у-у, полетели —

машем руками как крыльями;

На головку сели !

мягко опускаем ладони на голову малыша.

Ладушки (2)

Ладушки, ладушки,

Хлопаем в ладоши;

Испекли оладушки,

На окно поставили,

«ставим блюдо на окно»;

Остывать оставили.

дуем;

Остынут – поедим

«едим»;

И воробушкам дадим.

«сыпем крошки»;

Воробушки сели —

присаживаемся на корточки;

Все оладьи съели. —

«клюем» – стучим пальцами по полу;

Кыш-кыш – полетели!

«летим» – взмахи руками;

На головку сели!

опускаем руки на голову.

Песенки[6]

Бобик

Сл. Н.Найденовой

Муз. Т.Потапенко

Вот наш Бобик,

Можно использовать мягкую игрушку.

Славный пёс !

Гав! Гав!

Хлопаем в ладоши (2 раза);

Белый лобик ,

указательный жест – показываем на лоб;

Черный нос !

указательный жест – показываем на нос;

Гав! Гав!

хлопаем в ладоши (2 раза);

Бобик, Бобик,

Лапку дай!

жест «здороваемся» – берем за лапу, трясем ее;

Гав! Гав!

хлопаем в ладоши (2 раза);

Сядь на коврик

И не лай!

жест «тихо» – прижимаем указательный палец к губам.

Машенька-Маша

Сл. С.Невельштейн

Муз. Е.Тиличеевой

Машенька-Маша ,

Используются кукла и платок.

Куколка наша ,

В саночки садилась ,

С горки покатилась .

У-ух!

Расстелите на полу платок (можно использовать кусок ткани или пеленку), усадите на платок куклу. Предложите ребенку взяться за один конец платка, сами возьмитесь за другой. Напевая песенку, тихонько тяните за собой конец платка, побуждая ребенка действовать симметрично с вами. На слова «У-ух» резко потяните платок – Машенька поехала с горки! Если у ребенка пока не получается действовать вместе с вами, просто пропойте песенку, сопровождая ее движениями. Затем предложите ребенку повторить движения во время вашего пения.

Под эту же песню можно покатать на одеяле ребенка.

Весёлые гуси

Украинская народная песня

Жили у бабуси

Два весёлых гуся :

Руки, согнутые в локтях, поднимаем вверх, пальцы собираем в щепоть (большой палец противопоставлен остальным) – это «головы гусей»;

Один серый ,

наклоняем вперед левую руку;

Другой белый —

наклоняем вперед правую руку;

Два весёлых гуся .

выпрямляем обе руки, раскачиваем ими из стороны в сторону.

По малину в сад пойдём

Сл. Т.Волгиной

По малину в сад пойдём,

Весело идем, размахивая прямыми руками (можно с подскоками);

В сад пойдём ,

В сад пойдём ,

Плясовую заведём.

кружимся на месте сначала в одну сторону, потом в другую;

Заведём ,

Заведём .

Припев:

Солнышко на дворе ,

стоим на месте, хлопаем в ладоши;

А в саду тропинка ,

Сладкая ты моя ,

Ягодка малинка !

«едим ягоды» – «берем ягоды» с ладони и кладем в рот.

Пирожки

Сл. Н.Кукловской

Муз. А.Филиппенко

Я пеку, пеку, пеку

«Лепим пирожки» – ладони горсткой, смена положений ладоней (сверху-снизу);

Деткам всем по пирожку .

протягиваем вперед обе руки (дающий жест), ладони горсткой;

А для милой мамочки

Испеку два пряничка .

Кушай, кушай, мамочка ,

хлопаем в ладоши;

Вкусные два пряничка .

А ребяток позову ,

зовущий жест «сюда»;

Пирожками угощу .

«раздаем пирожки» – дающий жест «на» (можно повторить несколько раз).

Цыплята

Сл. Т.Волгиной

Муз. А.Филиппенко

Вышла курочка гулять ,

Ходим, руки за спиной;

Свежей травки пощипать ,

присаживаемся на корточки, пальцами «щиплем травку»;

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки .

бегаем, «машем крылышками».

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко !

Не ходите далеко .

«грозим» указательным пальчиком правой руки;

Лапками гребите ,

руки перед грудью, «гребем»;

Зернышки ищите !»

присаживаемся на корточки, щепотью правой руки достаем из земли воображаемые зернышки.

Съели толстого жука ,

складываем ладони вместе;

Дождевого червяка .

указательными пальцами закручиваем спиральки;

Выпили водицы

губки вытягиваем, втягиваем воздух;

Полное корытце .

руки вытягиваем вперед, соединяем вместе ладони.

Дед Мороз

Сл. Т.Волгиной

Муз. А.Филиппенко

Дед Мороз, Дед Мороз

Хлопаем в ладоши;

Деткам ёлочку принёс .

«несем елочку» на плече (можно использовать палку);

А на ней фонарики ,

Золотые шарики .

делаем «фонарики» – поднимаем руки вверх, сгибаем пальцы внутрь ладони («шарики»), крутим кистями рук из стороны в сторону.

Лочка

Сл. Р.Кудашевой

Муз. Л.Бекман

В лесу родилась ёлочка ,

Водим хоровод по кругу, руки опущены вниз;

В лесу она росла ,

водим хоровод по кругу, поднимаем руки вверх;

Зимой и летом стройная ,

Зеленая была .

останавливаемся, размыкаем руки, кружимся на месте.

Во поле береза

Русская народная песня

Во поле береза стояла ,

Мелкими шажками идем в одну сторону (можно друг за другом);

Во поле кудрявая стояла .

идем в другую сторону;

Люли, люли, стояла,

кружимся на месте в одну сторону;

Люли, люли, стояла .

кружимся в другую сторону.

Бабушкин козлик

Русская народная песня

Жил-был у бабушки

Серенький козлик .

Делаем «рожки» – приставляем ко лбу указательные пальцы обеих рук;

Вот как, вот как ,

Серенький козлик !

хлопаем в ладоши;

Бабушка козлика

Очень любила .

«гладим» козлика;

Вот как, вот как ,

Очень любила .

хлопаем в ладоши.

Наши рекомендации