Работа логопеда с родителями
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. Автором специально для родителей, дети которых посещают логопедические группы, разработана серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе» (см. прил. 3). Эти методические пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.
Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребенку возмож-
ность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.
Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемымив логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. Так, дети четырехлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, задают много проблемных вопросов. Родители должны учитывать эту особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы. Особенно это касается детей с речевой патологией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать. Это позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.
Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
Система коррекционно-развивающей работы...
СРЕДНЯЯЛОГОПЕДИЧЕСКАЯГРУППА |
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».
Организация коррекционно-развивающей работы
Организация коррекционно-развивающей работы
В средней логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 14 занятий (при 11в массовой группе1), четыре дня по три занятия и один день — два занятия. При этом два раза в неделю допустимо проведение одного занятия во второй половине дня. Например:
Понедельник — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Вторник — утро — 2 занятия, вечер — 1 занятие. Среда — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Четверг — утро — 2 занятия, вечер — 1 занятие. Пятница — утро — 2 занятия, вечер — нет занятий.
Примерная сетка занятий на неделю2
Ознакомление с окружающим (предметный мир,
явления общественной жизни, природное окружение).... 1 занятие
Развитие речи. Ознакомление с художественной
литературой....................................................................... 1 занятие
Развитие элементарных математических представлений 1 занятие
Рисование, лепка (чередуются через неделю)................. 1 занятие
Конструирование, аппликация
(чередуется через неделю)................................................ 1 занятие
Музыкальное...................................................................... 2 занятия
Физкультурное.................................................................. 2 занятия
Подгрупповое логопедическое......................................... 4 занятия
Подгрупповое занятие с психологом............................... 1 занятие
ЛФК (выносятся за сетку как лечебные процедуры)....... 2 занятия
1 Программа воспитания... Под ред. М. А. Васильевой и др.
2 Занятие логоритмикой проводится логопедом и музыкальным руководителем
вместо музыкального занятия 1 раз в две недели.
Ноябрь: Декабрь: Январь: |
Февраль: |
Март: |
Апрель: |
Май: |
26__________________________________ Средняя логопедическая группа
Примерный режим дня
Прием детей, игры, утренняя гимнастика................... .....7.30—8.20
Подготовка к завтраку, завтрак........................................ 8.20—8.50
Подготовка к занятиям...................................................... 8.50—9.00
1-е занятие воспитателя
и 1-е подгрупповое логопедическое занятие................... 9.00—9.15
2-е занятие воспитателя
и 2-е подгрупповое логопедическое занятие................... 9.25—9.40
3-е занятие воспитателя
и 3-е подгрупповое логопедическое занятие................. 9.50—10.05
Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми,
подготовка к прогулке, прогулка.................................. 10.05—12.00
Возвращение с прогулки, игры, индивидуальная работа
логопеда с детьми.......................................................... 12.00—12.25
Подготовка к обеду, обед.............................................. 12.25—12.55
Подготовка ко сну, сон.................................................. 12.55—15.00
Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры.. 15.00—15.20
Подготовка к полднику, полдник.................................. 15.20—15.40
Вечернее занятие........................................................... 15.45—16.00
Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры,
свободная деятельность детей...................................... 16.00—16.15
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой............ 16.15—18.00
Примерное расписание работы логопеда
1-е подгрупповое занятие................................................. 9.00—9.15
2-е подгрупповое занятие.................................................. 9.25—9.40
3-е подгрупповое занятие................................................ 9.50—10.05
Индивидуальная работа с детьми................................. 10.05—12.25
Участие логопеда в режимных моментах..................... 12.25—13.00
Примерный перечень лексических тем
Октябрь:1-я неделя — «Осень. Названия деревьев. Дикие животные осенью»;
2-я неделя — «Огород. Овощи. Домашние животные осенью»;
Организация коррекционно-развивающей работы
3-я неделя — «Сад. Фрукты»;
4-я неделя — «Лес. Грибы и лесные ягоды».
1-я неделя — «Игрушки»;
2-я неделя — «Одежда»;
3-я неделя — «Обувь»;
4-я неделя — «Квартира. Мебель».
1-я неделя — «Кухня. Посуда»; 2-я неделя — «Зима. Зимующие птицы»; 3-я неделя — «Комнатные растения»; 4-я неделя — «Новогодний праздник».
1-я неделя — у детей зимние каникулы, проводятся только индивидуальные занятия; 2-я неделя — «Домашние птицы»; 3-я неделя — «Домашние животные и их детеныши»; 4-я неделя — «Дикие животные и их детеныши».
1-я неделя — «Профессии. Продавец»; 2-я неделя — «Профессии. Почтальон»; 3-я неделя — «Транспорт»; 4-я неделя — «Профессии на транспорте».
1-я неделя — «Весна»;
2-я неделя — «Мамин праздник. Профессии мам»;
3-я неделя — «Первые весенние цветы»;
4-я неделя — «Цветущие комнатные растения».
1-я неделя — «Дикие животные весной»; 2-я неделя — «Домашние животные весной»; 3-я неделя — «Птицы прилетели»; 4-я неделя — «Насекомые».
1-я неделя — «Рыбки в аквариуме»; 2-я неделя — «Наш город. Моя улица»; 3-я неделя — «Правила дорожного движения»; 4-я неделя — «Лето. Цветы на лугу».
Средняя логопедическая группа
Организация коррекционно-развивающей работы
Предметно-пространственная развивающая среда
■
Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещениисредней группы детского сада связано с особенностями развития детей этого возраста. Развивающая среда для детей пятого года жизни должна сохранять некоторые черты среды для малышей и иметь свои, только ей присущие особенности. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей пятого года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организация среды в средней группе должна предусматривать достаточно широкие возможности для передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Это особенно касается логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи, потому что их воспитанники плохо координированы и моторно неловки.
Удовлетворяя потребности детей в движении, можно оборудовать в группе «дорожку движения», где с помощью символов или фотографий указаны двигательные задания для малышей. Именно в средней группе важно начать учить детей работать по заданным схемам.
Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую территорию, для этого нужно иметь в группе одну-две ширмы, цветные шнуры, складные заборчики и т. п.
Игрушки и предметы в группе должны отражать все многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон. В связи с этим не следует использовать в средней возрастной группе для детей с общим недоразвитием речи объекты шаржеобразного характера, с искаженными пропорциями и неестественных расцветок.
Игрушки и предметы должны быть чистых ярких цветов, разных размеров и несложных форм, из различных материалов.
Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэтому игровые наборы должны содержать фигурки животных разных размеров, кукол обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления. При этом следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полюбившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игрушки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.
В средней логопедической группе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. Обязательно следует включить в оборудование зон для развития мелкой моторики природные материалы: ракушки и камушки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм и размеров.
У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В логопедической группе начинается постановка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание нужно уделить оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели должны позаботиться
Средняя логопедическая группа
()рганизация коррекционно-развивающей работы
о том, чтобы в этом центре было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.
В кабинете логопедаразвивающая среда должна быть организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций. Для этого необходимо еженедельно частично обновлять дидактические игры и материалы в центрах «Развитие лекси-ко-грамматической стороны речи», «Развитие фонетико-фо-нематической стороны речи», «Развитие сенсомоторной сферы», «Развитие связной речи и речевого общения», «Игры и игрушки для мальчиков», «Игры и игрушки для девочек».
Особое внимание нужно уделить оборудованию места для занятий у зеркала, где дети проводят достаточно много времени ежедневно. Большое зеркало с лампой дополнительного освещения, удобная скамеечка для подгруппы детей перед ним, стеллаж для картотек под ним — традиционное оборудование этого центра в кабинете логопеда. Как и в младшей логопедической группе, в этой возрастной группе можно использовать в качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной и мимической гимнастики картинки и забавные игрушки. Для проведения каждого упражнения логопеду следует подобрать игрушку-помощницу. Это позволит постоянно поддерживать интерес детей к занятиям у зеркала и внесет в занятия игровой момент.
Нижние полки в шкафах или на стеллажах в кабинете логопеда должны быть открытыми и доступными детям. Именно на них располагается сменный дидактический материал. На стенах и дверцах мебели можно закрепить две-три магнитные мини-доски и пару мини-коврографов для свободной деятельности детей. Во время подгрупповых занятий дети смогут выполнять на них индивидуальные задания. Полки выше роста детей следует закрыть. На них в папках и контейнерах хранятся игры, игрушки и пособия по всем изучаемым лексическим темам, отражающие все направления работы логопеда. В кабинете логопеда должны быть также мобильный коврограф среднего размера, небольшой мольберт, магнитная
доска. Обязательным оборудованием являются магнитофон или музыкальный центр и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики, для внесения в подгрупповые занятия элементов логоритмики).
Логопеду следует позаботиться о том, чтобы кабинет стал тем местом, куда каждый ребенок идет с желанием и удовольствием, так как именно это обеспечит максимальный коррек-ционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу — обязательные условия.
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы...
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал
I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие словаря
Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
Сформировать понимание простых предлогов.
Сформировать понятие слово и умение оперировать им.