Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Известно, что для эффективной работы по коррекции речевых нарушений необходимо тесное взаимодействие логопеда с работни­ками образовательного учреждения и родителями. Опыт показывает, что родители детей с билингвизмом менее мотивированы на проведение коррекционной работы, чем родители русскоязычных детей с нарушениями речи. До школы дети данной категории в подавляющем большинстве не получают, поэтому имеющиеся у ребенка проблемы в речевом развитии родители и педагоги склонны объяснять лишь двуязычием и не считают нужными дополнительные занятия. Учитывая тот факт, что занятия в логопунктах проводятся во внеучебное время, именно родители обеспечивают посещаемость занятий детьми. Поэтому необходима большая просветительская работа, чтобы родители стали активными союзниками логопеда. С этой целью учитель-логопед проводит родительские собрания, индивидуальное и групповое консультирование родителей, организует посещение ими логопедических занятий, привлекает к подготовке наглядного материала, а иногда и к участию в занятиях.

Регулировать взаимоотношения между логопедом и родителями целесообразно с помощью специального договора на проведение коррекционно-развивающих занятий, в котором указаны права и обязанности сторон, даты и время проведения занятий. Это позволит повысить ответственность родителей за посещение детьми логопедических занятий.

Авторская программа коррекции

Нерезко выраженного общего недоразвития речи

У детей с билингвизмом (Румега Н. А.)

Программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом разработана специалистами образовательного комплекса «Детский сад № 177 – средняя школа № 15» Советского района города Ростова-на-Дону.

Специальная программа курса занятий для двуязычных де­тей позволяетрешать общие коррекционно-развивающие задачи с учетом принципов изу­чения русского языка как иностранного. Этой специфике подчине­на логика построения курса, его содержание, приемы и методы обучения.

Программа курса рассчитана на двуязычных учащихся 1 -х клас­сов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Параллель­но на индивидуальных и подгрупповых занятиях ведется работа по коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия. Поставленные звуки, а также звуки, трудные для большинства рус­скоязычных учащихся, включаются в фонетическую зарядку на груп­повых занятиях, что способствует их успешной автоматизации.

Цель курса: коррекция нерезко выраженного общего недоразви­тия речи у детей с билингвизмом и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.

Основные задачи курса:

ü обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;

ü формирование навыков словообразования и словоизменения;

ü обучение правильному грамматическому оформлению пред­ложений;

ü формирование связной речи;

ü развитие артикуляционных навыков;

ü развитие фонематического восприятия;

ü развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышле­ния;

ü формирование навыков общения на русском языке;

ü воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях меж­национального общения.

Структура курса

Программа курса включает в себя два раздела, определяющие изучаемые грамматические и лексические темы. Такая структура позволяет реализовывать лексико-грамматический подход к мате­риалу. Этот подход является основным при изучении русского языка как иностранного и способствует расширению и совершенствова­нию словарного запаса учащихся при одновременной работе над раз­личными грамматическими категориями.

В то же время последовательность тем курса выбирается не слу­чайно, а в соответствии с особенностями формирования речи ребен­ка при общем ее недоразвитии (с учетом ошибок интерференции, ха­рактерных для детей с билингвизмом).

Наши рекомендации