Тема 1. Теория специальной педагогики.

Основные понятия, объект, предмет, цель,

Тест 1.

Вставьте нужное основание.

Основная цель специальной педагогики - достижение развивающейся человеком с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ... .

Для справок:

а - максимально возможной самостоятельности и независимой жизни;

б - полной социализации и самореализации.

Тема 2. Научные основы специальной педагогики.

Клинические основы специальной педагогики.

Тест 2.

"Медицинская абилитация в раннем возрасте - это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, двигательных, психоэмоциональных и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная физкультура, протезирование, оперативное вмешательство и др.)." ( Н.М.Назарова С. 63)

Выберите и вставьте нужное основание.

Построение медицинской реабилитационной программыосновывается на следующих принципах:

Реабилитационные мероприятия начинаются и проводятся ... при условии этапного простроения программы.

Слова для справок:

а) непрерывно

б) по мере необходимости

в) по запросу родителей

Тест 3.

Вставьте нужное основание.

Реабилитационные мероприятиядолжны быть ...

Слова для справок:

а)комплексными, многопрофильными, разнонаправленными

б)комплексными, разносторонними, но однонаправленными.

Тест 4.

Вставьте нужное слово.

Реабилитационная программадолжна быть строго ... для каждого больного в зависимости от нозологической формы, характера течения заболевания, возраста больного и пр.

Слова для справок:

а) индивидуальной

б)групповой

Тест 5.

Вставьте нужное основание.

Заключительным этапом реабилитационной программы для взрослыхдолжна являться ...

а) профессиональная ориентация и трудоустройство.

б) полное выздоровление

в) частичное восстановление функций.

Тест 6.

Вставьте нужное основание.

Заключительным этапом реабилитационной программы для детей - это...

а) возвращение к обычной для данного детского возраста деятельности, включая учебную.

б) перевод на индивидуальное обучение.

в) перевод в более младшую группу в обычных образовательных условиях.

Тест 7.

Вставьте нужное название каждого этапа.

Реабилитационный процесссостоит из 3 этапов.

1.Первый этап реабилитации- ... (продолжительность в среднем 1-3 мес).

2.Второй этап - ..., т.е. приспособление больного к условиям существования на том или ином уровне в соответствии с со степенью восстановления и компенсации функции.

3.Третий этап - ..., возвращение к обычной деятельности (учебной, трудовой), к прежним своим обязанностям.

Для справок:

а) реадаптация

б)восстановительное лечение в стационаре

в)собственно реабилитация.

Тест 8.

Выберите правильный ответ.

Уменьшение числа лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности может сегодня достигаться через ... :

а)увеличение числа специальных учреждений

б)совершенствование профилактики;

в)своевременность раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка.

г)совершенствование абилитационных и реабилитационных мероприятий.

е)повышение качества медицинского сопровождения и коррекционно-образовательного процесса.

Тест 9. Проблема компенсации нарушенных функций.

Л.С. Выготский отмечал несколько важных особенностей теории компенсации психических функций. Назовите их.

Выберите правильный ответ.

1. Л.С. Выготский придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную социально-значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта.

2.Им было введено понятие структура дефекта.

3. Положение о взаимосвязи общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимосвязь.

4.Л.С. Выготский исключал возможность участия лиц с нарушениями в развитии в трудовой деятельности.

5.Основной путь компенсации людей с различными нарушениями развития по Л.С. Выготскому заключается во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества.

6.Глубокий научный и практический смысл имеет положение Л.С. Выготского о том, что "сами по себе слепота, глухота и т.п. частные дефекты не делают еще носителя их дефективным" Судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация.

7.Л.С. Выготский считал, что лиц с нарушениями развития не следует создавать особых условий обучения и воспитания, включая их в обычные образовательные условия.

Тест 10.

Вставьте нужное слово.

"Компенсацияпсихических функций (от лат compensatio- уравновешивание, уравнивание)- это ...

недоразвитых или нарушенных психических функций." (Психологический словарь. -М., 1990.- С.169.

Для справок:

а)дополнение

б)возмещение

в)замена

Тест 11.

Вставьте нужное слово.

1...... компенсация осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур.

2. Второй вид - .... компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций.

Для справок:

а)Межсистемная

б)Внутрисистемная

Тема 3. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

Тест 12.

Выберите основания дифференциации педагогических специальностей:

Для справок:

1) Различные предметные области знаний.

2) Возрастные периоды развития личности.

3) Особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами.

4) Запросы практики.

Наши рекомендации