Тема 9. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Тема 10. Наглядные и технические средства обучения.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Виды уроков. Комбинированный урок. Экскурсия. Урок с применением практических заданий.
2.Специфика организации и проведения уроков в специальных школах. Специальные коррекционные занятия, организационные условия их проведения.
3. Индивидуальные, индивидуально-групповые, дифференцировочно-групповые, бригадные формы работы. Индивидуализированная форма работы.
4.Вспомогательные формы - факультативы, кружковая и клубная работа, эпизодические мероприятия (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины и др.)
5.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
Доклады.
1.Значение и функции наглядности в образовательном процессе.
2.Виды средств наглядности. Предметный дидактический материал, изобразительный дидактический материал (рисунки, серии картинок, схемы, чертежи, предметные карты).
3.Словесный дидактический материал (раздаточные карточки с заданиями, упражнениями, задачами, поручениями).
4.Технические средства обучения. Аудиовизуальные средства (кинофильмы, диапозитивы, кодопозитивы, диапозитивы и др., средства, корригирующие проявления дефекта (звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, при обучении лиц с нарушениями слуха, лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения для лиц с нарушениями зрения.
5. Статические наглядные пособия (схемы, рисунки, диапозитивы и др.). Требования к их применению в учебном процессе.
6.Использование персональных компьютеров.
7.Слово учителя. Требования к речи учителя-дефектолога.
Практические работы.
Подбор средств наглядности. Работа с видеоматериалами
Раздел 5. Современная система специальных образовательных услуг.
Занятие 11.
Тема 1. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1..Основные направления медико-социальной профилактики.
2.Виды реабилитационных программ.
3.Медико-педагогический патронаж.
4. Основные требования к разработке индивидуальных маршрутов.
5. Виды ранней комплексной помощи.
Практические работы.
Задание 1.
Основные положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями:
- приоритет личности над интересами общества;
- достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни);
- независимая жизнь - независимость в широком смысле;
- право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено и обеспечено экономически;
- комфортность бытия человека с отклонениями в развитии;
- у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих этапах.
Как реализуются данные положения в условиях современной образовательной политики?
Задание 2.
Понятие жизнеобеспечения включает:
- активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в производительном труде;
- ведение домашнего хозяйства;
- максимально полное самообслуживание.
Покажите реализацию данного понятия применительно к детям с нарушениями речи.
Занятие 12,13.
Тема 2. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Учреждения системы социальной защиты (интернаты) для детей с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильностьи), с осложненной формой дебильности (ДЦП, выраженным психопатоподобным состоянием, болезнью Дауна, шизофренией и т.д.) Специальные ясли для детей с органическим поражением ЦНС.
2. Специальные психоневрологические санатории для детей со сниженным интеллектом в степени дебильности. Детские дома для детей с глубокими степенями умственной отсталости (имбецильность, идиотия) в системе социальной защиты.
Доклады.
1. Специальные учреждения для детей с ЗПР.
2. Специальные детские сады для детей с нарушениями речи.
3. Специальные школы и школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая работа.
1. Посещение дошкольного учреждения.
2. Посещение занятия для детей с ОВЗ.
.Схема анализа посещенного занятия.
1. Дата. Возраст детей, группа.
2. ФИО воспитателя.
3. Тема занятия. Форма проведения.
4. Цель и задачи занятия.
5. Основные компоненты занятия с анализом.
6. Общая оценка занятия.
Тема 3. Школьная система специального образования.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
Отбор учащихся и комплектование специальных коррекционных учреждений. Цензовость образования. Специальный охранительный режим.
Практические работы.
1.Посещение специального (коррекционного) учреждения для детей с нарушениями речи.
2. Письменный отчет.
В ходе посещения специальных учреждений обратить внимание на:
1) Режим работу СОУ.
2) Документация логопеда.
3) Особенности обучения в коррекционном классе:
- адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом);
- изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.)
- индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала);
- факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.п.)
Занятие 14.
Тема 4. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Государственная служба медико-социальной экспертизы. Инвалидность. 2.Федеральная базовая программа реабилитации. Индивидуальные программы социально-трудовой реабилитации.
3.Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.
Доклады.
1.Профориентационная работа в условиях школы.
2.Профессиональная подготовка в постшкольный период.
Раздел 6. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями в развитии.
Занятие 15, 16.
Тема 1. Специальное образование лиц с нарушениями речи.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Логопедические кабинеты при поликлиниках и психоневрологических диспансерах. Специализированные ясли.
2.Оказание специальной логопедической помощи в системе социальной защиты (специализированные дома ребенка).
3.Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с тяжелой речевой патологией. Комплектование учреждения. Наличие подготовительного (диагностического) класса. Сроки обучения 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки. Комплектование классов для детей с тяжелой речевой патологией (1 уровень - в возрасте с 6 до 9 лет, 2 уровень - с 9 до 12 лет, 3 уровень - с13 до 18 лет).
Практические работы.
Задание 1.
Посещение занятия.