Знание основных понятий. Составление глоссария

Знание основных понятий. Составление глоссария

Задание: По основной литературе изучить теоретический материал по следующему плану:

- Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» как педагогическая наука и ее задачи.

- Методологическая основа и методы исследования курса.

- Связь Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» с другими науками.

Проверить свои знания по следующим вопросам:

- Какие подходы известны вам к трактовке понятия «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»? В чем её сходство и отличие от «методики преподавания природоведения» и «методики преподавания естествознания»?

- Каковы функции и задачи названной методики?

- Охарактеризовать методологические подходы, лежащие в основе современной Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир», назвать методы исследования.

- Доказать, что Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - педагогическая наука. Почему считается, что она имеет интегративный характер?

- С какими науками названная методика связана?

- Составить схему: межпредметные связи методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» с другими науками.

Задание:

- Начать составлять глоссарий по дисциплине «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир».

Конспектирование

В отдельную тетрадь конспекты статей – готовность к обсуждению.

Коллоквиум

Вопросы для обсуждения:

1.Зарождение методики преподавания природоведения в дореволюционный период. Дайте основную характеристику.

2.Развитие методики преподавания естествознания в советский период.Основные направления.

3.Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» на современном этапе. Каковы современные тенденции развития данной методики преподавания?

На какие этапы условно можно подразделить историю становления методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир»? Охарактеризуйте каждый из них.

4. Назовите основные государственные документы, обеспечивающие нормативную базу преподавания предмета «Окружающий мир». Что такое стандарт образования? Чем обусловлено его введение? Какова структура стандарта? Каковы особенности стандарта по предмету «Окружающий мир»?

Задание. Изучить теоретический материал «Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период)». Заполнить таблицу:

Периоды и видные деятели Сущность идеи
Я.А. Коменский  
Начало 18 века, М.В. Ломоносов  
Конец 18 века, В.Ф. Зуев  
1-я половина 19 века  
2-я половина 19 в., К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Д.Д. Семенов  

Задание. Изучить теоретический материал «Развитие методики преподавания естествознания в советский период».

Выделите сущность идей для каждого этапа развития методики, данные занесите в таблицу:

Периоды и видные деятели Сущность идеи
Начало 20-го в., взгляды на преподавание естествознания: 1-е направление 2-е направление 3-е направление  
20-е годы 20 века  
Комплексные программы  
30-е годы 20-го века  
40 – 60-е годы 20-го века  
70 - 80-е годы 20-го века  

Реферирование

Подготовить рефераты (1 вопрос контрольной работы).

1. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). М.В. Ломоносов и сущность его идей.

2. Морфолого–систематическое направление преподавание школьного естествознания (А.М. Теряев и др.).

3. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). В.Ф. Зуев и сущность его идей.

4. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). К.Д. Ушинский и сущность его идей.

5. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). А.Я. Герд, Д.Д. Семёнов и сущность их идей.

6. В. В. Половцов и его роль в развитии отечественной методики преподавания естествознания.

7. Вклад Д.Н. Кайгородова, Л.С. Севрука, И.И. Полянского, В.В. Вахтерова в совершенствование методики преподавания естествознания как науки.

8. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 20-х годов 20 века.

9. Роль Б. Е. Райкова в развитии отечественной методики преподавания естествознания. 10. Взгляды К.П. Ягодовского, П. А. Завитаева, М.Н. Скаткина на преподавание естествознания в начальной школе.

11. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 30-х годов 20-го века.

12. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 40-х – 60-х годов 20-го века.

13. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 70-х – 80 –х годов 20-го века.

14. Усиление природоохранного аспекта и экологической направленности природоведческих курсов в начальной школе конца 20 века.

15. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 90-х годов 20-го века.

16. Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» на современном этапе.

17. Особенности программ и учебников М.Н. Скаткина, Л.Ф. Мельчакова, З.А. Клепининой.

18. Общие и специфические принципы обучения интегративному курсу «Окружающий мир».

19. Системообразующие содержательные линии второго стандарта по предмету «Окружающий мир».

20. Цели и задачи интегрированного курса «Окружающий мир» на современном этапе.

Подготовка текста

По УМК «Школа России» А.А. Плешакова «Зелёный дом» 2кл. Раздел «Здоровье и безопасность» разработать 3 фрагмента урока с включением в них беседы, рассказа, объяснения.

Подготовка беседы

Дать характеристику наблюдения как основного метода изучения окружающего мира в начальной школе с применением беседы. Методические требования к организации и проведению наблюдений и беседы.

Подготовка рассказа

По УМК «Школа России» А.А. Плешакова «Зелёный дом» 3кл. разработать 3 фрагмента урока с включением в них беседы, рассказа, объяснения.

Подготовка презентации

Подготовить пакет прикладных обучающих презентаций к урокам в 1 классе.

Выполнение упражнений (практические методы обучения) . Сконструировать фрагмент урока с практическими работами по изучению плана и карты по теме «Что такое карта и как её читать» 2 класс (УМК «Зелёный дом»).

Выполнение упражнений (наглядные методы обучения) Составить план-конспект урока с проведением демонстрационных опытов (УМК «Зелёный дом», 2 класс, тема на выбор студента).

Защита творческих работ(Анализ УМК Сравнительная характеристика. – 2 вопрос контрольной работы).

Контрольная работа

Лабораторные занятия:

- сбор и анализ практического материала(работа с текстом)

- сбор и анализ практического материала(работа с учебником)

- составление плана-конспекта урока.(первичный анализ урока).

Контрольная работа.

1 вариант

1. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

2. Тема реферата

3. Учебно-опытный участок для начальной школы.

4. Проект урока с использованием словесных методов обучения (рассказ)

2 вариант

1. Воспитание младших школьников на уроках «Окружающего мира».

2. Тема реферата.

3.Уголок живой природы.

4. Проект урока с постановкой практической работы

3 вариант

1. Идеи духовно- нравственного воспитания в современных УМК программы обучения по «Окружающему миру».

2. Тема реферата

3. Использование наглядных средств обучения на уроках окружающего мира.

4. Проект урока по теме «Дикие и домашние животные» 1 класс с использованием интерактивных методов обучения.

4 вариант

1. Литературное творчество младших школьников на уроках «Окружающего мира».

2. Тема реферата

3. Методика работы с картографическими пособиями.

4. Проект урока с использованием демонстрационного опыта

5 вариант

1. Организация исследовательской работы на уроках «Окружающего мира».

2. Тема реферата

3. Аудиовизуальные средства обучения.

4. Проект урока с использованием беседы.

6 вариант

1. Использования ИКТ обучения на уроках в курсе «Окружающий мир».

2. Тема реферата.

3.Географическая площадка и методика работы на ней.

4. Проект урока в 1 классе с использованием практических методов обучения.

7 вариант

1. Проведение опытов на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

2. Тема реферата

Конспектирование

1. Амбражевич Я.Е. Этап закрепления на уроках курса «Окружающий мир». Реализация развивающих задач учебного предмета // Начальная школа.2012. №12. С.47-52.

2. Анохина О.Е. Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2012. №12. С.53-55.

3. Ахметова М.Н. Метапоэтический текст в метафорическом дискурсе преподавания предмета «Окружающий мир» // Начальная школа. 2012. №4. С. 50-55.

4. Белянкова Н.М. Как работать в 3 классе с учебником «Окружающий мир» на этапе освоения нового материала // Начальная школа. 2012. №5. С. 57-61.

5. Банников В.Н., Белянкова Н.М. Проблемное изучение блока «Человек и общество» в курсе «Окружающий мир». Социализация младших школьников // Начальная школа. 2012. №12. С. 43-47.

6. Боровская Л.А. Интегрированные задания регионального содержания в обучении младших школьников // Начальная школа. 2013. №1. С.65-69.

7. Ветошкина Ю.А. Предметно-тематические карты к урокам – новый вид методической документации // Начальная школа. 2012. №2. С.44-48.

8. Дибленкова А.Н. Опыт использования здоровьесберегающих технологий // Начальная школа плюс до и после. 2012. №1. С. 49-53.

9. Кокоткина И.А. Технологии построения урока на деятельностной основе как средство развития универсальных учебных действий // Начальная школа плюс до и после. 2012. №9. С.32-34.

10. Полякова Е.В. Использование учебных материалов по окружающему миру для формирования ИКТ-компетентности учащихся // Начальная школа. 2013. №1. С. 76-78.

11. Савенков А.И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения // Начальная школа. 2012. №9. С.54-61.

12. Савинова С.В. Роль исследовательской деятельности в формировании социального здоровья младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. №3. С. 85-87.

13. Семенова Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. 2013. №1. С. 68-71.

14. Тарасова Т.И. Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения курса «Окружающий мир» // Начальная школа. 2012. №10. С.27-31.

15.

Знание основных понятий. Составление глоссария

Задание: По основной литературе изучить теоретический материал по следующему плану:

- Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» как педагогическая наука и ее задачи.

- Методологическая основа и методы исследования курса.

- Связь Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» с другими науками.

Проверить свои знания по следующим вопросам:

- Какие подходы известны вам к трактовке понятия «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»? В чем её сходство и отличие от «методики преподавания природоведения» и «методики преподавания естествознания»?

- Каковы функции и задачи названной методики?

- Охарактеризовать методологические подходы, лежащие в основе современной Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир», назвать методы исследования.

- Доказать, что Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - педагогическая наука. Почему считается, что она имеет интегративный характер?

- С какими науками названная методика связана?

- Составить схему: межпредметные связи методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» с другими науками.

Задание:

- Начать составлять глоссарий по дисциплине «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир».

Конспектирование

В отдельную тетрадь конспекты статей – готовность к обсуждению.

Коллоквиум

Вопросы для обсуждения:

1.Зарождение методики преподавания природоведения в дореволюционный период. Дайте основную характеристику.

2.Развитие методики преподавания естествознания в советский период.Основные направления.

3.Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» на современном этапе. Каковы современные тенденции развития данной методики преподавания?

На какие этапы условно можно подразделить историю становления методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир»? Охарактеризуйте каждый из них.

4. Назовите основные государственные документы, обеспечивающие нормативную базу преподавания предмета «Окружающий мир». Что такое стандарт образования? Чем обусловлено его введение? Какова структура стандарта? Каковы особенности стандарта по предмету «Окружающий мир»?

Задание. Изучить теоретический материал «Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период)». Заполнить таблицу:

Периоды и видные деятели Сущность идеи
Я.А. Коменский  
Начало 18 века, М.В. Ломоносов  
Конец 18 века, В.Ф. Зуев  
1-я половина 19 века  
2-я половина 19 в., К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Д.Д. Семенов  

Задание. Изучить теоретический материал «Развитие методики преподавания естествознания в советский период».

Выделите сущность идей для каждого этапа развития методики, данные занесите в таблицу:

Периоды и видные деятели Сущность идеи
Начало 20-го в., взгляды на преподавание естествознания: 1-е направление 2-е направление 3-е направление  
20-е годы 20 века  
Комплексные программы  
30-е годы 20-го века  
40 – 60-е годы 20-го века  
70 - 80-е годы 20-го века  

Реферирование

Подготовить рефераты (1 вопрос контрольной работы).

1. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). М.В. Ломоносов и сущность его идей.

2. Морфолого–систематическое направление преподавание школьного естествознания (А.М. Теряев и др.).

3. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). В.Ф. Зуев и сущность его идей.

4. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). К.Д. Ушинский и сущность его идей.

5. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). А.Я. Герд, Д.Д. Семёнов и сущность их идей.

6. В. В. Половцов и его роль в развитии отечественной методики преподавания естествознания.

7. Вклад Д.Н. Кайгородова, Л.С. Севрука, И.И. Полянского, В.В. Вахтерова в совершенствование методики преподавания естествознания как науки.

8. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 20-х годов 20 века.

9. Роль Б. Е. Райкова в развитии отечественной методики преподавания естествознания. 10. Взгляды К.П. Ягодовского, П. А. Завитаева, М.Н. Скаткина на преподавание естествознания в начальной школе.

11. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 30-х годов 20-го века.

12. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 40-х – 60-х годов 20-го века.

13. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 70-х – 80 –х годов 20-го века.

14. Усиление природоохранного аспекта и экологической направленности природоведческих курсов в начальной школе конца 20 века.

15. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 90-х годов 20-го века.

16. Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» на современном этапе.

17. Особенности программ и учебников М.Н. Скаткина, Л.Ф. Мельчакова, З.А. Клепининой.

18. Общие и специфические принципы обучения интегративному курсу «Окружающий мир».

19. Системообразующие содержательные линии второго стандарта по предмету «Окружающий мир».

20. Цели и задачи интегрированного курса «Окружающий мир» на современном этапе.

Подготовка текста

По УМК «Школа России» А.А. Плешакова «Зелёный дом» 2кл. Раздел «Здоровье и безопасность» разработать 3 фрагмента урока с включением в них беседы, рассказа, объяснения.

Подготовка беседы

Дать характеристику наблюдения как основного метода изучения окружающего мира в начальной школе с применением беседы. Методические требования к организации и проведению наблюдений и беседы.

Подготовка рассказа

По УМК «Школа России» А.А. Плешакова «Зелёный дом» 3кл. разработать 3 фрагмента урока с включением в них беседы, рассказа, объяснения.

Подготовка презентации

Подготовить пакет прикладных обучающих презентаций к урокам в 1 классе.

Выполнение упражнений (практические методы обучения) . Сконструировать фрагмент урока с практическими работами по изучению плана и карты по теме «Что такое карта и как её читать» 2 класс (УМК «Зелёный дом»).

Выполнение упражнений (наглядные методы обучения) Составить план-конспект урока с проведением демонстрационных опытов (УМК «Зелёный дом», 2 класс, тема на выбор студента).

Защита творческих работ(Анализ УМК Сравнительная характеристика. – 2 вопрос контрольной работы).

Контрольная работа

Лабораторные занятия:

- сбор и анализ практического материала(работа с текстом)

- сбор и анализ практического материала(работа с учебником)

- составление плана-конспекта урока.(первичный анализ урока).

Наши рекомендации