Формирование временных представлений

Время — абстрактная категория. Осмысление его течения непросто даже взрослому. Существуют разные научные теории, объясняющие феномен времени; термин «время» многозначен. Здесь мы имеем в виду то «время», с кото­рым сталкиваемся в повседневной жизни и измеряем годами, месяцами, неделями, днями, часами и минутами.

Категория времени особенно труднодоступна аутичным детям. Вследствие особенностей психического раз­вития они живут исключительно в настоящем — «здесь и сейчас». Воспоминания у аутичного ребенка неосознанны и избирательны, а будущее полно неизвестности. Свое­образие восприятия времени проявляется, например, в том, что такие дети оказываются не в состоянии ждать.

Однако для жизни необходимо помнить события про­шлого, планировать будущее. Поэтому обязательно фор­мирование элементарных представлений о времени у аутичного ребенка. Это следует делать постепенно, на­чиная с малого. Предлагаем примерный алгоритм:

Формирование временных представлений - student2.ru

- ЗНАКОМСТВО С ЧАСАМИ

Покажите ребенку разные часы, заведите вместе с ним будильник. При этом не стремитесь объяснить, что такое секунды, минуты и часы, главное, чтобы сам предмет стал для ребенка вещественным олицетворением времени.

- УСВОЕНИЕ ПОНЯТИЙ «УТРО», «ДЕНЬ», «ВЕЧЕР», «НОЧЬ»

Утром составьте с ребенком примерный план на предсто­ящий день, четко проговорив каждый пункт плана. А ве­чером, перед сном, вспомните по порядку все, что произошло за день. При этом используйте такие временные категории, как «утро», «день», «вечер», «ночь».

Используйте эти понятия в течение дня. Скажем, если вечером ребенок просит: «Обедать!», напомните: «Обед уже был днем —помнишь, мы вместе варили суп? A ceйчас вечер — скоро папа с работы придет, и будем ужи­нать все вместе. На ужин у нас картошка с котлеткой".

Самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня ребенка, станет наглядным представлением о разных частях суток. При этом можно использовать фотографии ребенка и рисунки.

Формирование временных представлений - student2.ru
Изготовив круг, поделенный на четыре части, обозначающие различные части суток (можно использовать разные цвета), вы получаете еще одну возможность наглядно представить информацию: в разные части круга можно булавками прикреплять фотографии ребенка, на которых он спит, умывается, ест и т.д.

Давайте ребенку словесные ориентиры частей суток близкие его опыту: утро — это «когда проснешься», день — «после того, как погуляем», «когда обедаем», вечер — «когда папа с работы придет», «когда на улице начнет темнеть», ночь — это «когда ложимся в кроватку спать», «когда на улице темно, а на небе светит луна» и т.п.

- УСВОЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СЕГОДНЯ», «ВЧЕРА», «ЗАВТРА»

Пробуйте вместе с ребенком вспомнить, что интересного произошло вчера. Это особенно эффективно, если произошло что-либо не совсем обычное. Придумывайте вместе что-нибудь новое на завтра. Используйте слова «сегодня», «вчера», «завтра», но при этом объясняйте смысл в доступной ребенку форме: «Вот стемнеет, и ты ляжешь спать. А когда проснешься — наступит завтра».

- УСВОЕНИЕ ПОНЯТИЯ «НЕДЕЛЯ», ДНИ НЕДЕЛИ

В своем эмоциональном комментарии не забывайте обозначать дни недели — например, «сегодня вторник», — не требуя при этом от ребенка повторения.

Вехами в смене недель станут выходные дни, когда можно отправиться куда-нибудь всей семьей. Или провести выходные дома, но при этом постараться, чтобы они заметно отличались от будней, для чего потребуется создание особой атмосферы. Например, всем вместе приготовить воскресный обед, организовать семейный досуг — общие игры, просмотр диафильмов, прогулки.

Осмыслению понятия «неделя» поможет еще одна книжка-самоделка. Делать ее особенно интересно, если ребенок посещает бассейн или какие-либо занятия, ведь в этом случае его дни заметно отличаются друг от друга.

- МЕСЯЦЫ

В разговорах с ребенком называйте, какой сейчас ме­сяц, но не требуйте заучивания названий месяцев.

Сделайте самодельный календарь — перекидной или «раскладушку». Для этого, начиная с января, в начале каждого месяца рисуйте соответствующую картинку и подписывайте ее, вовлекая в это занятие ребенка. В кон­це года у вас будет полный календарь, который поможет ребенку связать в единую цепочку понятия месяцев и сезонов. Таким календарем можно пользоваться несколь­ко лет. Можно наклеивать туда фотографии ребенка.

Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, сим­волизирующие конкретный месяц. Так, символом января может стать украшенная еловая ветвь, мая — цветущий ландыш, а сентября — грибок.

Формирование временных представлений - student2.ru

- ВРЕМЕНА ГОДА

Наблюдайте вместе с ребенком за сезонными изменени­ями в природе, обсуждайте наблюдения.

Зарисовывайте наблюдения, полученные на прогулке. Изготавливайте поделки из природных материалов. Так, весной можно сплести венок из одуванчиков, а осенью изготовить человечка из собранных в парке желудей.

Читайте рассказы и стихотворения о временах года, рассматривайте соответствующие иллюстрации в книж­ках, познакомьте ребенка с репродукциями картин, по­священных сезонным изменениям в природе.

Изготовьте книжку-самоделку «Времена года», «Как Ваня ждал дня рождения» и т.п.

Сделайте большой картонный круг — символ «кругло­го года»; поделите его на четыре части (сезоны), в каж­дой доле нарисуйте или наклейте картинки-символы времен года.

Полезно использовать фотографии ребенка (летом на даче, в осеннем парке, зимой на празднике ел­ки и т.д.). Повесьте круг на видном месте в комнате ре­бенка и время от времени возвращайтесь к работе с ним.

Готовьтесь к сезонным праздникам (Новый год, 8 Мар­та и др.), а также дням рождения ребенка, близких и других родственников — приготовьте подарки, нарисуйте картинки, изготовьте елочные украшения. Отмечайте праздники всей семьей.

Дайте ребенку словесные ориентиры: осень — «листопад, дождь», зима — «холод, снег, праздник елки».

Итак, знакомя ребенка с понятием времени, мы используем такиеприемы:

— наблюдение;

— беседа;

— рисование и поделки;

— изготовление самодельных книжек;

— введение словесных и вещественных ориентиров

— чтение книжек с картинками по данной теме;

При этом временной промежуток постепенно увеличивается: поначалу мы обсуждаем события одного дня — так, вечером перед сном можно вспомнить, что же интересного мы сегодня делали; затем вспоминаем, что было вчера, планируем, что будем делать завтра. Потом можо обсудить, «как ездили летом на дачу», помечтать о приближении дня рождения. Череда праздников, связанных со сменой времен года, — прекрасная возможность дать ребенку почувствовать и осмыслить течение времени.

БЫТОВЫЕ РИТУАЛЫ

«...аутичному ребенку требуется специально органи­зованное обучение и многократное, совместное со взрослым проживание повседневных бытовых ситуаций». ([32], с. 216)

Под «бытовыми ритуалами» мы подразумеваем организацию обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов.

Усвоение бытовых навыков (еда, туалет, одевание) сложно для маленького ребенка. В норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослым и подражая его действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки.

Ребенок с аутизмом не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя потребуют от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения в бытовых ситуациях, на основе которых потом можно формировать и закреплять новые навыки.

Наши рекомендации