Уточнение временных представлений

Круг вопросов: уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизация лексического запаса.

Сутки (четыре времени суток)

Уточнение временных представлений - student2.ru

1. Как называется прием пищи в разное время суток?

2. Рассмотреть схему суток. Разложить в нужной последовательности карточки с названиями частей суток.

3. Рассказать об основных моментах режима дня школьника, используя наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.

4. Проверить усвоение этой лексики в игре с перекидыванием мяча, например: «Ты сначала моешь тарелку, а потом обедаешь?» — «Я сначала обедаю, а потом мою тарелку». И т.п.

Неделя

5. Назвать пять дней подряд без дат и дней недели, используя схему и данные вразбивку слова: завтра, вчера, позавчера, послезавтра.

Уточнение временных представлений - student2.ru

6. В тексте К.Д. Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить пропущенные слова «СЕГОДНЯ» и «ЗАВТРА»: «... поучусь, а ... погуляю», — говорит ленивый. « ... погуляю, а ... поучусь», — говорит прилежный.

7. Прослушать диалог М. Малишевского и вставить недостающие слова.

Ночь и День

- Как тебя сегодня зовут, Ночь? — спросил День.

- Как зовут? Никак не зовут: Ночь да Ночь.

- А как будут звать завтра?

- Что значит — звать завтра? Завтра тоже будут звать Ночь.

- А как звали тебя вчера?

- Тоже Ночь.

- А меня сегодня зовут Вторник, ... будут звать Среда, а ..я звали Понедельником, — сказал День.

8. Запомнить по порядку названия дней недели.

— О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница?

Времена года

9. Отгадать загадки, ответив на вопрос: «Когда это бывает?».

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

***

Пусты поля,

Мокнет земля,

Лист опадает.

Когда это бывает?

***

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

***

Снег на полях,

Лед на реках,

Иней сверкает.

Когда это бывает?

10. Расположить названия времен года в нужной последовательности:

Уточнение временных представлений - student2.ru

(В данной работе следует делать акцент на логике последовательной смены времен года, чтобы избежать механического их заучивания.)

Месяцы

11. Чем отличается схема времен года от следующей схемы?

Уточнение временных представлений - student2.ru

12. Запомнить названия месяцев по временам года.

13. Прослушать сказку-загадку В.И. Даля «Старик-годовик», дать отгадки.

«Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз, и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы — по четыре крыла. А в каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, а другая черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно».

При повторном чтении сказки расшифровывать все символы, раскрыть количественные соотношения этих символов, испомнить «особое имя» каждой птицы и каждого пера.

Возраст и роли в семье

14. Сопоставить понятия:

дед — отец — сын — брат;

бабушка — мать — дочь — сестра.

Дать варианты этих понятий (кто кому кем приходится):

Дед — отец отца (или матери). Бабушка — ...

Отец — сын деда. Мать — ...

Петя — сын отца, внук деда, брат Кати. Катя — ...

15. Составить рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочка и др.

16. Составить схему состава собственной семьи. Объяснить устно, кем ребенок приходится каждому члену семьи.

17. Объяснить смысл пословицы:

«Ноябрь сентябрю — внук, октябрю — сын, зиме — родной батюшка».

Начертить схему, отражающую эти отношения.

18. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок (подбираются логопедом в соответствии с возможностями детей).

19. Наблюдение последовательности каких-либо явлений и реальных действий; описание этих явлений или воспроизведение действий.

20. Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и т.п. рядах, диктуемых логопедом с намеренной перестановкой либо пропуском. (Материал подбирается логопедом.)

21. Повторить отраженно и записать под диктовку серии из 2-5 цифр, звуков, слогов (записывается только после прослушивания серии).

В дальнейшем навык определения временной последовательности звуковых комплексов у детей будет развиваться и закрепляться в заданиях по звуковому анализу слов (см. гл. 3).

Обучение чтению

(Задачи и методы)

Навык чтения вырабатывается поэтапно. Каждый из этапов отличается качественным своеобразием и вариативна соотношением технических и смысловых задач чтения. Однако эти этапы (стадии) не всегда можно отчетливо разграничить, поскольку наблюдается их сочетание даже в пределах чтения одного текста.

Егоров Т.Г. выделял следующие этапы в обучении чтению:

1-й этап — аналитический. Он обеспечивает усвоение звуко-буквенного соотношения и слогового (аналитического) чтения;

2-й — этап становления синтетических приемов чтения, когда ребенку доступно присоединение друг к другу последовательно стоящих слов с ориентировкой на целое предложение;

3-й — этап автоматизации навыков синтетического чтения, обеспечивающий развитие беглого осмысленного чтения;

4-й — этап совершенствования техники чтения при понимании смысла соответствующих возрасту текстов.

В целом развитие навыка чтения происходит скачками и соответствует выделенным этапам таким образом, что конечная фаза одного этапа перекрывается начальной фазой следующего, благодаря чему можно наблюдать переходные стадии сосуществования «смежных» этапов.

В настоящее время педагогической науке известны три основные метода обучения чтению: аналитический, синтетический и аналитико-синтетический. Первый метод предписывает начинать обучение с усвоения слов и предложений. Второй — с изучения звуко-буквенных обозначений и слогов, из которых составляются слова и предложения. Аналитико-синтетический метод соединяет в себе преимущества обоих вышеназванных и является наиболее широко используемым. Однако в течение многих лет в международной педагогической литературе идут дискуссии о преимуществах и недостатках всех трех методов, ибо выясняется, что ни один из них не обеспечивает оптимальных результатов. Причина этого в том, что наукой до сих пор еще недостаточно изучен собственно познавательный процесс при обучении чтению. Как замечает в связи с этим Лезер Ф. (1980), каждый из трех методов предполагает не непосредственное, а опосредованное обучение чтению: на начальных этапах такое обучение происходит главным образом путем механического заучивания наизусть звучаний и значений письменных символов. Первоклассники часто могут «читать» целые страницы букваря, не глядя в книгу. Только через некоторое время, более или менее спонтанно, начинает развиваться собственно чтение. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы точнее исследовать процесс познания при обучении чтению и на этой основе создать методы, которые позволили бы непосредственно управлять этим процессом. В любсм случае нам следует, по-видимому, признать следующий очевидный факт: как научиться плавать можно только плавая, так и чтению можно научиться только одним способом — читая.

Обучение школьников чтению не должно сводиться к обучению элементарной грамоте. Ушинский К.Д. писал: «Пусть разумное учение чтению и письму развивает ребенка насколько может, но пусть в то же время самый процесс чтения и письма от упражнения превращается мало-помалу в бессознательный и непроизвольный навык, освобождая сознание и волю ребенка для других, более высших деятельностей».

Необходимо не только совершенствовать методы обучения чтению, но и систематически повышать эффективность чтения учащихся всех классов общеобразовательной школы в соответствии с уровнем их умственного и духовного развития, т.е. обучать рациональному чтению, что предполагает сознательное применение закономерностей процесса чтения и его целесообразную организацию для достижения наиболее эффективного восприятия письменной информации. Проблема обучения чтению актуальна не только в начальной, но и в средней, и высшей школе. В каждом указанном звене она имеет целью совершенствование чтения и овладение новыми его формами.

Леонтьев А.А. так определяет задачи обучения чтению:

§ обучение чтению должно строиться как обучение решению мыслительных задач, приводящих к пониманию текста;

§ обучение медленному чтению является обязательным промежуточным этапом на пути к обучению быстрому чтению. Вообще полноценный чтец читает гибко, т.е. способен выбирать для работы над разными текстами разные скорости чтения. Отсюда — самостоятельная задача обучения выбору стратегии техники чтения;

§ приемы обучения чтению должны быть в минимальной степени репродуктивными. Средняя и высшая школа должны обучать думать над текстом, понимать, а не воспроизводить его.

Уже в начальных классах важно ориентировать учащихся на эту перспективную задачу — воспитание вдумчивого читателя, извлекающего максимум смыслов из прочитанного. Ведь чтение — это поистине дар, который делает жизнь каждого человека неизмеримо богаче.

Наши рекомендации