Виды и особенности работ, выполненных в технике аппликации из бумаги.
История создания аппликации. Материалы для аппликации. Основные приемы вырезывания: вырезывание правильных геометрических форм. Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое. Вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз. Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой. Силуэтное вырезывание. Обрывание бумаги.
Аппликация — один из видов прикладного искусства.
Applicatio— латинское слово, означает «прикладывание, накладывание». Это способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания или нашивания разноцветных кусочков материи, бумаги.
Аппликация распространена во многих странах. Большое место она занимает в искусстве народов Востока — Вьетнаме, Японии, Китае. Аппликационные работы используются в Польше. В России аппликации в виде вырезанных бумажных кружев, салфеток применялись для украшения полок с посудой. Широко используются аппликации из кожи и меха в оформлении одежды, ковров народами Севера.
Своеобразные выразительные особенности аппликации интересовали многих представителей искусства. Французский художник Матисс, в конце жизни будучи из-за болезни прикованным к постели, продолжал творческую работу, создавая изумительные картины аппликационным способом. Русский художник Ф. П. Толстой, увлекаясь силуэтной графикой, создал средствами силуэтной аппликации ряд интересных работ "оражая тонкостью и изяществом вырезанных форм. Интересные работы по аппликации выполнены известной советской художницей Е. Е. Лебедевой.
Аппликация имеет много общего с другими видами искусства. С живописью ее сближает изображение на плоскости. По способу создания ближе всего к аппликации стоят инкрустация и мозаичные работы, где изображение также получается путем соединения отдельных частей на общем фоне. Но техника работы совершенно иная.
Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы, чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, не выделяются мелкие детали как по контуру, так и внутри его, что может быть передано в живописи и скульптуре. Ограничено в аппликации и цветовое решение. Не может быть передано все богатство цветов и оттенков, которые мы воспринимаем в окружающем, цвета в аппликации в основном передают локальную окраску предметов без постепенных переходов от одного цвета к другому. Для праздничного оформления аппликационный способ изображения наиболее удобный, он создает большой эстетический эффект лаконичностью и яркостью форм.
Поскольку техника аппликации более проста, чем в рисунке и живописи, можно быстро сделать панно, плакат, фриз и др. Такое оформление доступно исполнению не только профессионалам, но и любителям, поскольку нужные формы можно использовать готовые, срисовав или
переводя их; цвет также дается в готовом виде, можно подобрать требуемые тона.
Процесс аппликационных работ складывается из двух действий: вырезывания и прикрепления к фону, формы наклеиваются или пришиваются (в зависимости от материала). Иногда вырезывание имеет са мостоятельное значение, когда используется как праздничное оформление (снежинки, цветы, флажки и т.д.).
Материалы для аппликации
На практических занятиях студенты знакомятся с приемами создания аппликации, готовят материал для этого. Бумага должна быть различного качества и цвета для фона и вырезываемых форм. В качестве фона лучше использовать настольную цветную бумагу, плотную белую или картон. Цвет фона должен быть несколько приглушенным, чтобы наклеенные формы хорошо выделялись. Лучше всего использовать нейтральные тона: серый, серовато-голубой, серовато-зеленый, коричневый, черный и др. Естественно, что при этом надо учитывать замысел и следовать согласно задуманному содержанию.
Для вырезывания форм используется более тонкая бумага (глянцевая или матовая). Гладкая глянцевая бумага легко сгибается, имеет яркий цвет, приятна для осязания, но она почти всегда одного какого-либо тона, а блеск порой мешает сделать образ выразительным, выделяя незначительные детали. Поэтому следует использовать различную бумагу, и, если бумаги нужного тона не хватает, ее можно подготовить самим, окра- им'.взг. белую бумагу различными способами.
Приготовление клея для окраски и аппликационных работ. Для окраски можно употреблять клей, приготовленный из крахмала и обычной пшеничной муки. Для наклеивания лучше использовать клей из крахмала, он не оставляет на бумаге следов. Казеиновый и другие готовые сорта клея также применяются в аппликации, но пользоваться ими надо аккуратно, так как они легко пачкают работу.
Крахмальный клейстер готовят из картофельного крахмала: одну часть крахмала смешивают с одной частью холодной воды, эту смесь постепенно вливают в кипящую воду и одновременно помешивают, пока не получится клей нужной консистенции.
Клей из пшеничной муки употребляется при наклеивании более плотной бумаги или картона. Способ приготовления такой же, как и из картофельной муки, но после вливания смеси в кипящую воду, надо содержимое немного проварить.
Основные приемы вырезывания
Приемы вырезывания можно расположить в определенной системе по трудности их применения: вырезывание правильных геометрических форм, вырезывание из бумаги, сложенной вдвое, вырезывание из бумаги, сло-
женной в несколько раз, вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой», вырезывание по частям, силуэтное вырезывание, вырезывание по контуру, обрывание краев бумаги.
Вырезывание правильных геометрических форм.Геометрические (t>or>- мы используются в основном в декоративных работах, причем важно, чтобы все они сочетались друг с другом по размерам.Так, прямоугольник должен соответствовать или двум квадратам или половине большого квадрата; треугольник — квадрату, разделенному по диагонали; сторона ромба должна быть равна стороне квадрата и т. д. Такое соответствие надо соблюдать и тогда, когда используются одинаковые формы, но в разных размерах: большой квадрат должен включать в себя четыре маленьких и т. д.
Округлые формы получаются из прямоугольных путем закругления углов. При этом также должны сохраняться их размеры, например, диаметр круга должен быть равен стороне квадрата, из которого вырезывается круг.
Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое. Этот прием применяется при вырезывании предметов симметричной формы: листьев, цветов, посуды (кувшины, вазы и др.). При вырезывании фигур сложной формы этим же способом надо выбрать такое положение, при котором части будут расположены симметрично. Для фигуры человека это положение фас, для животного — спереди или сзади, бабочки, стрекозы — с распростертыми крыльями. Используя данный прием, необходимо соблюдать правильные пропорциональные соотношения по ширине предмета, так как, вырезывая из бумаги, надо представить только половину предмета.
Вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз. Этот прием дает яочмож-ность вырезычахь формы ори? -н -..гиеьл», имт цгх ;sKXitсимметричную форму, но более сложную: все части расположены вокруг центра (салфетка, снежинка, ромашка, василек, лютик и др.).
Квадратный лист бумаги складывается по диагонали в три-четыре раза (в зависимости от того, какой предмет вырезывается). Следует помнить, что часть, приходящуюся на сгибе, надо вырезывать вдвое уже, чтобы она соответствовала другим таким же по форме частям, вырезываемым без сгиба (вырезыванием ромашки, василька).
Существует специальный прием складывания бумаги для вырезывания предметов, имеющих пять частей,— звезда, лютик, полевая гвоздика. Этот прием следует освоить по чертежу.
Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой. Этот прием используется, когда надо сделать несколько одинаковых форм и для вырезывания гирлянд. При выполнении одинаковых форм бумага складывается по ширине так, чтобы согнутая часть соответствовала по ширине половине вырезываемой формы; сгибов должно быть столько, сколько требуется форм. Вырезывают так же, как из .бумаги, сложенной вдвое. При выполнении гирлянд надо помнить, что формы должны остаться соединенными между собой. Поэтому на местах сгибов и с одной и с другой стороны должны остаться неразрезанные места — перемычки, соединяющие всю гирлянду в единое целое. На сгибах с одной или с двух сторон вырезывают изображения половины предмета.
При вырезывании только с одной стороны сгиба получается фриз с повторением одной формы, если на сгибах разные формы, в гирлянде получится их чередование.
Вырезывание по частям. Для вырезывания предметов сложной конструкции или для получения частей разного цвета применяется вырезывание каждой части отдельно. Здесь важно предусмотреть размеры бумаги для каждой части, чтобы сохранить правильные пропорциональные соотношения. Вырезывается каждая часть соответственно своей форме или сложенной бумаги, или другим приемом.
Силуэтное вырезывание. Силуэты предметов несимметричной формы могут быть вырезаны на глаз, без заранее нарисованного контура. Для удобства вырезывание проводится в два этапа. Сначала выполняется обобщенная форма больших размеров, чем требуется, а затем по краю ее Е Е. Лебедева. Липа цвететвырезываются все детали, присущие дан- (аппликация) ному предмету,— иголки у ежа, плавники у рыбки и т. п. По мере овладения этими приемами можно вырезывать всю форму сразу.
Вырезывание по контуру. Этот прием применяется в тех случаях, когда форма предмета должна быть точной, без каких-либо изменений (например, пятиконечная звезда как эмблема), или чрезмерно затейливый орнамент при выполнении декоративных работ (завитки, сложные листочки и др.), особо сложные положения людей, животных.
Обрывание краев бумаги. Этим приемом легко передать особенности поверхности некоторых предметов (пушистый мех, снег, облака, пенистые гребни волн и т. п.). Форма здесь создается, как и при вырезывании, на глаз или по контуру.