Виды музыкальной деятельности на уроке музыки.
Комплексный подход к урокам музыки. Музыкальное развитие учащихся на школьном уроке музыки. Система развития музыкальных способностей. Методы и приемы активизации музыкальности на первоначальном этапе. Цели и задачи основных форм музыкальной деятельности на уроке музыки.1.1 Музыкальная деятельность как целостная система.Музыкальная деятельность как целостная система включает три основных элемента. Человек и музыка — основные элементы, на которых держится целостность музыкальной деятельности. Объединяющим элементом является способ их взаимосвязи, который определяет переход одного элемента в другой. Исходя из сущности деятеля, данный способ является этапом превращения способности действовать в осуществляемую деятельность. В своем внешнем выражении способ предстает как совокупность обстоятельств и условий. Обстоятельства включают возможности самого субъекта, которые мы понимаем как энергетический источник. Во взаимосвязи с музыкой этот источник находит свое объективированное выражение в творческой силе субъекта. Таким образом, ребенок и музыка в музыкальной деятельности находятся не в противопоставлении, а во взаимосвязи. Ребенок как субъект музыкаль- ной деятельности задает ей программу, а объект-музыка определяет условия ее осуществления.
Музыкальная деятельность как одна из форм художественного отношения человека с миром включает в себя четыре первоэлемента: познавательный, оценочный, преобразовательный и коммуникативный. Согласно М. С. Кагану данные первоэлементы являются основными видами человеческой деятельности. Их слияние образует новый вид человеческой деятельности — художественный, представителем которой является музыкальная деятельность. Специфика каждого из первоэлементов и их различные связи, обусловливают ее характер. Единство познавательного и оценочного элементов говорит о том, что музыкальная деятельность является эстетической по своему характеру, что означает, что она направлена на духовно-практическое освоение и преобразование мира по законам красоты. Согласно В. С. Соловьеву красота представляет «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала». Красота есть там, где воплощается «содержание идеального», идея, что согласно определению философа «есть то, что достойно быть». Воплощенная красотой идея осуществляется «в мире, прежде всего, человеческого духа» и это воплощение является реальным. Являясь эстетической по своему характеру, музыкальная деятельность обладает силой движения человеческого духа «силой движения вперед и ввысь» (В. Кандинский), формирует в человеке духовные силы, способные просветлять и одухотворять мир вокруг самого человека. В таком виде музыкальная деятельность для ребенка становится условием получения знаний не об объективных законах реального мира, а о «значениях», «смыслах», «ценностях», включая и свое субъективное личностное отношение к этому содержанию.Единство преобразовательного и коммуникативного элементов говорит о практическом характере музыкальной деятельности, что выражается как «конкретный способ удвоения реальной практики, удвоение реальной человеческой жизни».
В самой музыкальной деятельности уже заложены определенные программы, которые и выступают в качестве ее собственных ограничений. Особенностью функционирования такой деятельности в реальной педагогической практике является внутренняя перестройка ее структурных элементов.
Содержание музыкальной деятельности всецело связано с культурой, которая охватывается целостно. Музыкальная деятельность является каналом, по которому осуществляется интериоризация содержания культуры, непосредственно в сознание субъекта деятельности. Пропуская культуру через себя, музыкальная деятельность наполняется ее духом, а ценности культуры «перетекают» в ценностное содержание музыкальной деятельности.Далее перечисляется виды деятельности. Можно их просто прочитать для себя. Восприятие и хоровое пение это отдельные вопросы также. поэтому я их выделила Восприятие как вид деятельности и ведущая музыкальная способность. (этот вопрос есть как отдельный -6Развитие восприятия музыки - основа воспитания музыкальной культуры школьников. )
Особенности музыкального восприятия. Формирование у младших школьников эмоционального отношения к музыкальному образу. Формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа. Последовательность развития у школьников восприятия музыки.Как известно, психологической основой всех видов музыкальной деятельности личности является восприятие музыки. Слушание, исполнение, сочинение, музицирование предполагают восприятие или сопровождаются им. Особенность музыкального восприятия заключается в том, что оно является эстетическим по своей направленности, то есть целенаправленным целостным восприятием произведений музыкального искусства как художественной ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Музыкальная деятельность понимается как активность в художественно-эстетическом восприятии музыкальных ценностей, как деятельность, особенностью которой является эстетическое целеполагание, заключающееся в возможности субъекта открыть для себя в музыкальном явлении новую мысль, переживание. В музыковедении, музыкальной психологии и социологии восприятие – это сложный многоуровневый, многокомпонентный динамический процесс формирования и функционирования субъективного образа слышимой музыки. Сложность понятия “восприятие музыки” проявляется уже в том, что в существующей литературе нет единой терминологии в обозначении этого процесса, называемого как “слушание музыки”, “интеллектуальное восприятие”, “освоение музыки”, “музыкальное восприятие-мышление” и т.д. Некоторые исследователи даже разводят понятия “восприятие музыки” и “музыкальное восприятие”, считая первое проблемой психологии, второе - музыкознания. Многоуровневость, динамичность процесса музыкального восприятия проявляется в условном выделении таких его этапов, как возникновение интереса к произведению, установка на восприятие, понимание и переживание музыки, начальное осмысление музыкального произведения, углубленное восприятие, переосмысление, оценка, “катарсис”. Анализ музыкального произведения как деятельности, интересующей нас прежде всего в ее мотивационном аспекте, требует рассмотрения таковой с точки зрения мотивов этой деятельности. Согласно современным системным представлениям, искусство полифункционально и служит удовлетворению целого комплекса потребностей. В искусстве выделяют эвристическую, коммуникативную, социально-организаторскую, воспитательную, просветительскую, познавательную, прогностическую, оценочную, катарсическую, гедонистическую, развлекательную и другие функции. Каждый автор выделяет свой набор функций, порой без четкого критерия их определения. Так, Л.Н. Столович называет 14 функций искусства, Е.В. Назайкинский – 9, выделяя в музыкальном восприятии потребность в познании, творчестве, эстетическом наслаждении, а также функции: самовоспитание, художественное переживание, разрядку, компенсаторную функцию, функцию стимулирования других родов деятельности, формирование определенного тонуса, состояния, настроения . С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов видят главную функцию художественной деятельности в познании; А.Н. Леонтьев – в потребности очищения, “катарсисе”. В теориях познавательной природы эстетической потребности (Аристотель, Платон, Декарт, Гегель, А. Баумгартен, Г. Мейер) искусство определялось как один из способов познания действительности. В существующих ныне музыкально-психологических и музыкально-педагогических исследованиях прослеживается та же тенденция рассматривать музыкальное восприятие преимущественно в познавательном аспекте. Однако, рассматривая музыкальное восприятие как разновидность музыкально-познавательной деятельности, вслед за З.П. Морозовой, Н.Н. Гришанович, П.В. Анисимовым и др. считается, что эта деятельность не ограничивается познавательной мотивацией.
Наиболее адекватный анализ мотивов, побуждающих музыкальное восприятие, дает концепция художественной деятельности М.С. Кагана. Развивая идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, он приходит к выводу о том, что художественная деятельность включает в себя познавательную, коммуникативную,
ценностно-ориентационную, преобразовательную виды деятельности. Обращение к музыковедческой литературе подтверждает, что все эти виды активности субъекта присутствуют в процессе восприятия музыки. Исследователи определяют музыкальное восприятие как “эмоциональный сенсорно-интеллектуальный процесс познания и оценки музыкального произведения”. Выделяя три типа восприятия музыки (“зрелищно-событийный”, “эмоциональный”, “обычной слуховой ориентировки”), Г.С. Тарасов подчеркивает, что специфике музыкального искусства отвечает второй тип – восприятие эмоциональное, восприятие как общение. Многие известные музыковеды, социологи подчеркивают ведущую деятельность общения в процессе восприятия музыки (Б.В. Асафьев, А.Н. Сохор, В.В. Медушевский и др.). Творческий преобразовательный характер придает этой деятельности само формирование художественного образа в процессе музыкального восприятия. “Всякий акт потребления, - считает М.С. Каган, – есть изменение, преобразование наличного бытия и тем самым разновидность практически преобразовательной активности человека”. В “Психологии искусства” Л.С. Выготского восприятие трактуется как “…сложнейшая конструктивная деятельность, осуществляемая слушателем или зрителем и заключающаяся в том, что из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создает эстетический объект”. Положение психологии о том, что деятельности без мотива не бывает и немотивированная деятельность – деятельность, не лишенная мотива, а с субъективно или объективно скрытым мотивом (А.Н. Леонтьев), означает, что музыкальное восприятие может побуждаться любым из мотивов этих видов деятельности. У одного субъекта роль смыслообразующего, реально побуждающего активность будет выполнять познавательный мотив, у другого – коммуникативный, у третьего – мотив творчества, преобразования, у четвертого –мотив определения ценности музыкальной деятельности, ее значимости для личности. Из этого следует, что восприятие музыки как синтез познавательной, ценностной, коммуникативной, творческой деятельности субъекта может побуждаться комплексом мотивов этих видов деятельности. Этот вывод не противоречит положению психологии о полимотивации деятельности и подтверждается существующими исследованиями.
Слушание музыки и музыкальная культура учащихся.
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки - ее восприятие и анализ.
Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитательного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно, слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
Хочу подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остается эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:
- специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
- использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирование;
- использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего, изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.
При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам - высокой художественностии доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
При проведении уроков слушания музыки с детьми дошкольного возраста были выявлены следующие закономерности.
Лучше всего детьми этого возраста воспринимаются произведения в оркестровом звучании как наиболее красочном. Программные произведения составляют основной материал, так как у детей этого возраста преобладает образное восприятие музыки.
Прослушивание произведений должно предваряться эмоциональной настройкой или объяснением педагога.