Воспитательная система школы. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальной школе.
Воспитательная система (ВС) школы - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).
ВС шк. создается усилиями всех участников пед. пр-сса: уч-лями, детьми, родителями и др. В пр-ссе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. ВС шк. динамичное явление.Этапы развития ВС школы:1. становление системы – важная составляющая этого этапа прогностическая стадия. Здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей ВС, моделируется ее структура и связи м/у ее элементами. Цель - отбор ведущих пед. идей, формирование коллектива единомышленников. Темп продвижения здесь должен быть достаточно высоким.2. отработка системы. Происходит развитие шк-ого коллектива, органов само- и соуправления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционир-ния системы, идет отработка наиболее эффективных пед. технологий. Главная трудность состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний д/б инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.3. окончательное оформление системы. На данном этапе шк-ый коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений.4. перестройка воспитательной системы, кот-ая м/осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, кот-ые приводят к так называемому "кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.
Этапы развития ВС сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.
ВС вальдорфских школ. Вальдорфские шк. существуют с начала XX в., и их популярность растет. Рудольф Штейнер, основатель этих шк., стремился создать шк., в кот-ой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физ-ским и психическим развитием, в гармонии с природой и окр. миром. Вальдорфские шк. призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) чел-ка. Главный пр-п – пр-п свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, кот-ые явл-тся инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских шк-х уч-лям предоставляется полная самост-сть в выборе содержания, форм, методов образоват-ного пр-сса. В вальдорфской педагогике стержнем развития личности явл-тся культура. Педагог в вальдорф-ой шк. учит своих воспитанников воспринимать все живое в природе. Яркое слово уч-ля, ритм, природные материалы, игра, творчество - основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия - основные методы и формы, которыми вальдорфские уч-ля владеют в совершенстве.
ВС школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования явл-тся модели Р.Хенви и М.Боткина, кот-ые дополняют друг друга. По мнению Роберта Хенви, суть глобального образ-ния - это совокупность следующих измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, культурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора. Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиц-ного обучения, к сознательному предвосхищению, кот-ое обеспечивается инновационным подходом. Этот подход представляет собой единство двух аспектов: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение - это способность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность - способность к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию умений общаться с людьми. Достичь этого практически невозможно без специальных учебной программы и учебных планов. В начал. шк. приоритет отдается базисным навыкам и умения получать, перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной жизни и т.п. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире. Каждый предмет нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста.
ВС "справедливое сообщество". Эта ВС появилась в шк-х США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Здесь так же нашла отражение теория Жана Пиаже о стадиях умственного развития, о единстве умственного и морального развития в пр-ссе целостного формирования личности."Справедливые сообщества" - небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и уч-ся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" – это ВС, в кот-ой "нравственность сотрудничества", т.е. уч-ль и уч-к имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осущ-тся органами, выбранными демократ-ским путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе пр-пов справедливости и заботы друг о друге. "Справедливые сообщества" нацелены на улучшение морального климата школы: равное участие администрации, уч-лей и уч-ся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания и т.п. Общие собрания становятся неотъемлемой частью жизни шк., возникают собственные традиции и ритуалы. Прилагалось много усилий для превращения шк. из учебного учреждения в учебно-воспитательное, где приятно учиться и радостно проводить свободное время. "Справедливое сообщество" позволяет сбалансировать справедливость и коллективность, обеспечить эффективное развитие каждого уч-ка, не нарушая целостности ш-ого сообщества. "Справедливое сообщество" дает возможность уч-лям и уч-кам обрести прочные ценностные ориентиры, правила и нормы группового поведения. Но важно не переступить черту, за кот-ой находится прямое давление уч-ля на ценностные установки уч-ся.
ВС общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания ВС лежат следующие пр-пы: социально полезная направленность деятел-сти детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятел-сти, творчество. Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга. Методика коллективного воспитания строилась как чисто воспит-льная, вне учебного пр-сса, вне официальной стр-ры шк. Однако впоследствии многие шк. стали с успехом использовать ее и в пр-ссе обучения.ВС общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело - ее главный методический инструмент, кот-ый складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. Этапы коллект-ой творческ. деят-ти: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.Одной из наиболее важных характер-тик ВС, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление. Здесь главное – деятел-сть, направленная на совершенствование жизни коллектива. В данной ВС используются разнообразные формы, методы, приемы обучения и воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, "Робинзонада", КВН и т.д. Важнейшим условием воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота) и духовных (товарищеское уважение и товарищеская требовательность).
ВС школы диалога культур. Основателем явл-ся С. Курганов. В этой системе находят свое воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге ("любая культура - это живой процесс общительной связи"), идея Л.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур.Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В. С. Библером:• переход от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры". Не готовыми ЗУН, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования д/обладать выпускник шк. диалога культур.• шк. диалога культур предполагает углубленное освоение диалога как основного определения мысли вообще. Диалог в этой шк. – это суть самой мысли.• процесс обучения в школе диалога культур строится как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения в школе диалога культур.
• основное содержание школьного курса - это освоение тех "точек превращения", в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга.Результатом воспитательной деятел-сти д/стать базовая культура личности. Главное в культуре - ценности и нормы, способы мышления и творчество. Учащиеся д/заниматься поиском, исследованием.
Процесс воспитания в шк. диалога культур – пр-сс культуроемкого развития личности. В. С. Библер предлагает следующий вариант содержания начал. образ-ния в шк. диалога культур.
I - II кл.. Зарождаются "узелки" понимания, кот-ые станут основными предметами освоения, диалогов в последующих класс. Этими узелками ("точки удивления") явл-тся идеи, слова, числа, явления природы, моменты истории, загадки сознания и предметного орудия. Узелки построены по схеме народных загадок.В «узелках» развертывается первоначальный анализ тех проблем, кот-ые явл-тся общими, едиными для основных современных понятий (математики, физики, биологии, лингвистики), сосредоточиваются расходящиеся нити будущих раздельных (но дополнительных) наук о жизни, о времени, о слове. Такие узлы б/предметами последующих основных диалогов между различными культурами, классами, возрастами. Сам исходный пр-сс удивления и усвоения таких узловых понятий осуществляется в сложной динамичной игре внешнего языка и внутренней речи с ее особым синтаксисом и семантикой.III - IV кл.. Античная культура как единый предмет изучения в этих классах. Античная история, античная математика, античное искусство, античная мифология, античная механика образуют целостное, еделимое представление об основных смыслах античной культуры.
Гуманистическая ВС современной массовой школы. Основатель этой системы - директор московской школы № 825 В. А. Караковский. Ведущей идеей здесь явл-тся ориентация на личность шк-ка, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации шк. и пед. совета существует еще и большой совет, включающий в себя представителей от всех кл., начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют шк-ки, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления. Неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий. Существуют еще три силы, существенно влияющие на жизнь шк.: 1.это администрация шк. и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А.Караковским ответственность за судьбу ВС (авторская группа). 2. остальной пед. коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. 3. лидирующая группа старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Пр-сс принятия решений глубоко демократичен.
В сфере деятел-сти прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Существенной характеристикой системы В.А. Караковского явл-тся использование методики коллективной творческой деятельности.
Главным функциональным узлом системы является весенний коллективный сбор, кот-ый проводится во время весенних каникул. Главным на сборе выступает особая психологическая атмосфера, специфический способ общения. Сбор - это действующая модель идеальных отношений между людьми. Сбор - это и школа актива, поскольку он включает в себя интенсивную организаторскую работу. В данной ВС школы созданы ключевые общешкольные дела (термин В. А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, кот-ые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями. Итак, модель гуманистической ВС современной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, основана на целостной педагогической концепции "Мы - школа"; интеграции педагогических взаимодействий; коллективной методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии с наукой.
ВС школы-комплекса. Школа-комплекс - относительно новый тип шк., отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и мн. др. – это опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях.Главное преимущество школы-комплекса - ее истинный гуманизм, когда создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.Школа-комплекс - одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения. В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Т. о., создание ВС школы-комплекса позволяет каждому шк-ку выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.Школа-комплекс - образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта, образования, производства.Особую роль в школе-комплексе призваны играть разновозрастные объединения, значимость которых для детей не менее высока, чем коллектива сверстников. Школа-комплекс - это не только интеграция усилий, но и в первую очередь важный фактор развития самой среды. ВС - системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик. Создание ВС - не самоцель. Она создается и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.
Детские общественные объединения в ВС школы.На смену Всесоюзной пионерской организации пришло множество форм и структур детского движения. Создана Международная Федерация детских организаций (СПО-ФДО), в составе кот-ой 65 субъектов РФ и СНГ - республиканские, краевые, областные, городские детские структуры. Федерация детских организаций "Юная Россия" объединяет 72 детских общественных объединения разных уровней (от первичных объединений до союзов, ассоциаций).Детское общественное объединение - это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.Типы детских общественных объединений. Объединения детей различаются по содержанию деятельности, по длительности существования, по форме управления.По содержанию деятельности детские объединения могут быть трудовыми, досуговыми, общественно-политическими, религиозными, патриотическими, познавательными и др. По длительности существования детские общественные объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т.д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т.п.).По характеру управления среди детских общественных объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации.Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в школах становятся взрослые - педагоги, руководители, реже - сами дети, их родители. Педагоги-инициаторы и становятся добровольно кураторами, руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками.
Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.