Психолого-педагогические основы современного урока технологии.

Отличительной особенностью уроков труда состоит в том, что они базируются на предметно- практической деятельности (ППД)- на практических действиях с предметами, к-ые обеспечивают реб-ку чувственное (сенсорное) познание. Чувственный опыт реб-к получает ч/з анализаторы. Они дают инфор-ию д/ума. Т-ко на базе чувственного опыта м/т возникнуть мышл-ие. Задача обогащения сенсорного опыта, как основного источника знаний об окр. Действит-ти, остается актуальной на протяжении всего младшгео школьного возраста. Учителю приходится проводить большую работу по реш-ю этой задачи на базе многих предметов. Именно уроки труда предоставляют реш-ю этой задачи уникальные возможности. Работая с различными мат-ми, реб-к знакомится на просто со св-ми и кач-ми окр-их предметов, но и о знач-ии этих св-в. Чувтсвенный опыт, к-ый добывается непосредственно в практической преобразующей деят-ти, когда уч-к должен учитывать в каждом действии св-ва мат-ов, более ценен, чем простое заучиванние. ППД выступает как стимул произвольного внимания и целенаправленного восприятия. Формир-ие сенсорного опыта происходит более успешно в тех случаях, когда реб-ку приходится практически исп-ть чувственно- воспринимаемые кач-ва объектов и мат-ов д/реш-я конкретных задач. Педагоги и психологи отмечают в ППД одно важное обст-во: оперируя предметами чел-к м/т увидеть многие абстрактные связи и пон-ия. Смысл этих действий состоит в том, что чел-к исп-ет объективно существующую закономерность: мыслительная деят-ть облегчается, если она сопровождается моторной, практической деят-ю. на начальных этапах познания моторная предметно- манипулятивная деят-ть явл-ся преобладающей. Постепенной, нек-ая часть действий (то, что стало более понятным и известным) уходит из практической области, совершается в уме, но в наиб. трудных случаях м/т вновь возникнуть наобходимость в практике. Т.О. сугубо интеллектуальные задачи с пом-ю ППД становятся более доступными. Подключение практической деят-ти позволяет значительно повысить степень сложности заданий, тем самым активизируя их умственное разв-ие. Ручной труд вводится как самост-ый предмет, потому что: 1)ни одна теоретич-ая дисциплина не возмёт на себяорг-ию целостного процесса, к-ый включает не т-ко постановку теоретич-ой задачи, но и её реш-ие манипулятивным путём и подробным воплощением в мат-ле. Именно эта часть работы позволяет выявитть и исправить многие существенные недочеты умственной деят-ти. Недостаточное восприятие, неправильный ан-з дадут о себе знать в практич-ой работе и заставят реб-ка вновь и вновь рассматривать, рассуждать, сравнивать. 2) ручной труд, как учебный предмет, имеет собственное целостное сод-ие, к-ое нельзя свести к др.дисциплинам, особенно если его строить как ППД. Уроки РТ с их уникальными и развивающими возможностями необходимы в современной школе, в том числе, в школах со спец-ой обр-ой подготовкой: матем-ие, языковые, юридич-ие.

13.Понятия дидактики и дидактической системы. Характеристика классических и современных систем начального образования.

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.Термин «дидактика» греч. происх-я «поучающий». Впервые он появился в сочинениях немец педагога В. Ратке (Ратихия) (1571–1635) для обозн-я искусства обуч-я. Как «универс-е искусство обуч-я всех всему» трактовал дид-ку и Я.А. Коменский. В началеXIX в. немец педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Основные задачи дидактики: чему и как учить, зачем учить.Дидактика - теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидак-е исслед-я своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, конструировать новые образовательные технологии, и др. Все это черты нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики. Предметом дидактики явл-тся системы обучения или дидактические системы. Дидактической называют упорядоченную систему целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Эта система функционирует во взаимной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой происходит усвоение знаний и способов действий и развитие индивидуальных способностей учащихся.

Классические обучающие системы:

1.догматическое обучение. Суть его заключалась в механическом запоминании передаваемой информации и механическом же ее воспроизведении. С возникновением догматического обучения ведущую роль стало играть и слово как важнейшее средство передачи информации, передачи накопленного опыта. Наряду с индивидуальными формами обучения стали возникать и развиваться групповые. 2.объяснительно-иллюстративное обучение. Особенности такой технологии были обобщены Я.А. Коменским в «Великой дидактике» еще в 1632 г. Объяснительно-иллюстративный характер обучения долгое время оставался ведущим, не отрицая элементов догматического обучения. 3. проблемное обучение, суть кот. Закл-сь в организации самост-льной познавательной деятел-сти уч-ся. Проблемное обучение - это не метод, как его часто понимают, а своеобразная обучающая система. Однако она м/б реализована только в разумном соотношении с объяснительно-иллюстративным обучением, готовящим к поисковой творческой деятельности. Проблемное обучение - это систематическое включение уч-ся в пр-сс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины. Особенностью проблемного об-ния является то, что уч-ся не сообщаются знания в готовом виде. Знания приобретаются ими в пр-ссе разрешения проблемных ситуаций. 4.программированное обучение стало внедряться с целью систематического формирования и развития навыков самост-ой познав-ой деятельности в 50-е гг. в нашей отечественной дидактике. По форме программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом. Самая типичная форма такого обучения состоит в том, например, когда дается пять ответов на вопрос, из которых надо выбрать один правильный. Программированное обучение делится на два вида: линейное и разветвленное. Линейное - это такое программированное обучение, когда при неправильном выполнении задания (неправильно выбранные ответы), ученик д/повторить весь соответствующий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему. При разветвленном (если задание не выполнено) ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страницы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу. Главной особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Такое обучение гарантирует надежность в усвоении материала, но оно требует большой работы специалистов высокого уровня. 5. модульное обучение появилось благодаря поискам новых технологий обучения, оно ориентированно на результат в развитии самостоятельной познавательной деятельности учащихся. «Именно модульное обучение интегрирует в

себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике» Оно как бы объединяет важнейшие характерные особенности всех предыдущих классических обучающих систем.

По Гербарту, главная задача школы – забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание – дело семьи. Задачи руководства состоят в том, чтобы обеспечить постоянную занятость учеников, организацию их обучения, наблюдение за их физическим и интеллектуальным развитием, приучение к порядку. Для поддержания порядка и дисциплины Гербарт предлагает использовать запреты. Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении ступеней обучения. Его схема такова: ясность – ассоциация – система – метод. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме, как видим, отсутствует. Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.

По Дж. Дьюи, впоследствии за «трудностями», которые нужно преодолеть, размышляя над поиском решения, закрепилось название «проблем». Правильно построенное обучение, по мнению Дьюи, должно быть проблемным.

Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления». Согласно ему, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение.

Учитель должен внимательно следить за развитием интересов учеников, «подбрасывать» им посильные для понимания и разрешения задачи. Ученики, в свою очередь, должны быть уверены, что, разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания.

Современную дидактику характеризуют следующие особенности:

1. Основу ее составляют объективные закономерности. Благодаря этому современная дидактика смогла преодолеть односторонний подход к пониманию и анализу пр-сса обучения. Нынешняя ее концепция основывается на системном подходе к пр-ссу обучения, согласно кот-ому чувственное восприятие, понимание и усвоение знаний, практическая проверка приобретенных знаний и умений органически соединены в познавательном пр-ссе, учебной деятел-сти. Реализовано требование одновременного взаимодействия чувств, мышления и практической деятел-сти в познании. Современная дидактическая система ликвидировала типичные для прежних противоречия м/у теорией и практикой, знаниями и умениями, способностями к описанию и изменению действительности и, наконец, м/у объемами знаний, получаемых целиком от уч-ля и приобретаемых уч-ками самостоятельно. Укрепилось понимание необходимости комплексного подхода к созданию дидактической системы. И ученые, и учителя согласились, что только та дидактическая система б/пригодной для всестороннего развития личности, кот-ая опирается на совокупность знаний о ребенке, механизмах его обучения, целях и мотивах познавательной деятел-сти.

2. В современной дидактической системе сущность обучения не сводится ни к передаче уч-ся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к открытиям уч-ся. Ее отличает разумное сочетание пед-кого управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью шк-ков. Современная дидактика стремится к разумному рационализму. Ее цель – выводить учеников на заданный уровень обучения с разумными затратами времени, сил, средств, без перегрузок и ухудшения их здоровья.

3. Иным стал подход к определению содержания обучения, изменились пр-пы формирования учебных планов, программ, курсов. Сегодня широко используются дифференцированные учебные планы, программы, курсы. Одновременно углубляются процессы интеграции учебных курсов, адаптации их к потребностям и интересам учеников.

Технология обучения (педагогическая технология) понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками. Следует помнить, что в отечественной литературе термин "педагогическая технология" употребляется очень широко. Он может обозначать уже названное направление дидактики, затем — технологически разработанную обучающую систему, далее — систему методов и приемов какого-либо учителя, наконец — методику и отдельные методы воспитания (техн-я орган-ции групповой деят-сти). Здесь идет речь о направлении в дидактике.

Главная проблема, подлежащая решению с помощью технологии, — управляемость процессом обучения.Развив-е обучен. Организация работы в школе должна быть построена следующим образом: ближайшее развитие опирается на актуальное развитие, обгоняет его и тянет за собой все развитие ребенка. Это ведет к тому, что «обучение ведет за собой развитие» (Л.С. Выготский), т.е. чем больше доля обучения, тем скорее движется развитие.

Образование – это тот потенциал, который обязан обеспечить нужное развитие индивида, его функциональных органов.Разв-е индивида связанно с разв-ем его спос-тей, кот-е реал-ся в процессе обуч-я. И как только ребенок начинает осмысливать свои функции, так с этого момента обучение становится разумным, что усиливает ход развития психики. Разв-щее обуч. (РО) основ-ся на этом сознат-м подходе. Новообраз-е возникает как в содержательной стороне психики (понятие, суждение, представ-е), так и в способах этой деят-сти (умств-е, эмоц-но-волевое, практическое).

Развитие – это возникн-е и углубл-е новообр-ий, кот характ-ют культуру личности и ее социальный опыт.Компьютерное обучение. Можно рассматривать компьютеризацию обучения с точки зрения функций учебного процесса, которые передаются компьютеру. Следует выделить два типа компьютерного обучения: для первого характерно непосредственное взаимодействие учащегося с компьютером. Он определяет задание, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. В этом случае обучение протекает без преподавателя, к помощи которого прибегают, когда компьютер не справляется с ситуацией из-за несовершенства обучающей программы.

Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером преподавателя. Компьютер помогает преподавателю в управлении учебным процессом, например, выдает результат выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени. Обычно этот тип обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером и он выступает в рамках традиционного обучения - как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями и т.д. В зарубежной литературе обучению второго типа посвящено много работ, причем специалисты считают, что за этим способом применения компьютера большое будущее.

Наши рекомендации