Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (IV уровень развития речи)
Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. При этом логопеду необходимо обладать четкими представлениями о:
• сохранных компонентах языка ребенка, которые послужат базой для дальнейшего совершенствования его речевого развития;
• степени и характере остаточных проявлений недоразвития речи ребенка;
• особенностях психического и моторного развития ребенка, важных для полноценного преодоления недоразвития речи.
В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:
• способности к сосредоточению;
• умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;
• умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;
• умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;
• возможности использования помощи партнера по работе.
Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.
Направления коррекционно-развивающей работы:
1. совершенствование произносительной стороны речи;
2. совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
3. развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
4. подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Программа
Период I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | Основное содержание работы Совершенствование произносительной стороны речи Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Корригировать произношение нарушенных звуков ( [ц], [ш], [ж], [р] и т. д.). Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.). Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов. Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них. Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры. Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи. Развитие лексико-грамматических средств языка Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (черепаха, дикобраз, изгородь, крыльцо, панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка). Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, книголюб, белоствольная береза, длинноногая — длинноволосая девочка, громкоговоритель; прилагательных с различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище). Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов — глаголов, прилагательных, существительных (вкатить — выкатить, внести — вынести, жадность — щедрость, бледный — румяный). Объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист — спортсмен, который играет в футбол). Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля). Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги. Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, злее, слаще, гуще, дальше); сложные составные прилагательные (темно-зеленый, ярко-красный). Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений: широкая душа, сгореть со стыда. Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р. (воспитатель — воспитательница, баскетболист — баскетболистка). Учить детей преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец — танцевать — танцовщик — танцовщица — танцующий). |
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки. Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказов-описаний каждого из них. Учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов; словосочетаний с рифмами. Упражнять в конструировании предложений по опорным словам. Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. Упражнять в распространении предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений). Учить анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета. Закреплять навыки составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы). Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок; заучивать потешки, стихотворения. Совершенствовать навыки пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы. Формировать навыки составления предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами). Учить составлять рассказы с элементами творчества (дополняя, изменяя отдельные эпизоды). Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Развивать произвольное внимание, слуховую память. Закреплять понятия «звук», «слог». Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования и т. д. Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова (у — утка). Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух — трех — четырех гласных звуков. Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога, например: an. Формировать умение выделять последний согласный звук в слове, например: мак. Учить выделять первый согласный звук в слове, например: кот. Формировать умение выделять гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах). Учить производить анализ и синтез прямых слогов, например: са, па. Знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [п], [т], [к], [л], [м] — количество изучаемых букв и последовательность их изучения определяется логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей детей); учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки. Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом — прямые. Учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов. Развивать оптико-пространственные ориентировки. Развивать графомоторные навыки. | |
II Январь, февраль, март, апрель, май | Совершенствование произносительной стороны речи Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи. Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки ([р] — [л], [с] — [ш], [ш] — [ж] и т. д.); формировать тонкие звуковые дифференцировки ([т] — [т'] — [ч], [ш] — [щ], [т] — [с] — [ц], [ч] — [щ] и т. д.). Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления. Продолжать работу по исправлению нарушенных звуков ([р], [р'], [ч], [щ]). Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости. Продолжать работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее богатой интонационно-мелодической окраски. Развитие лексико-грамматических средств языка Уточнять и расширять значения слов (с опорой на лексические темы). Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов (стекловата, Белоснежка, сладкоежка, самокат, снегокат); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением (кулак — кулачок — кулачище). Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные). Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов. Учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением (ангельский характер, ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.). Совершенствовать умение подбирать синонимы (прекрасный, красивый, замечательный, великолепный). Учить употреблять эти слова в самостоятельной речи. Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде, падеже. Продолжать учить подбирать синонимы и употреблять их в самостоятельной речи (молить — просить — упрашивать; плакать — рыдать — всхлипывать). Совершенствовать умение преобразовывать одни грамматические формы в другие (веселье — веселый — веселиться — веселящийся). Продолжать учить объяснять и практически употреблять в речи слова переносного значения (смотреть сквозь розовые очки, собачья преданность, работать спустя рукава, закидать шапками). Развитие самостоятельной фразовой речи Закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними. Продолжать совершенствовать навыки распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения. Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов: • с распространением предложений; • с добавлением эпизодов; • с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета). Заучивать стихотворения, потешки. Совершенствовать навыки составления рассказов-описаний (одного предмета, двух предметов в сопоставлении). Продолжать учить составлять рассказ по картине, серии картин. Закреплять умения составлять словосочетания, предложения с рифмующимися словами. Совершенствовать навыки составления развернутого рассказа о каком-либо событии, процессе, явлении за счет подробного, последовательного описания действий, поступков, его составляющих. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Продолжать развивать оптико-пространственные ориентировки. Совершенствовать графо-моторные навыки. Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; введение нового понятия «ударный гласный звук». Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания. Знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам ([с] - [ш], [с] - [3], [п] - [б] и т. д.). Закреплять графические и оптико-пространственные признаки изученных букв, формировать навыки их дифференциации. Продолжать формировать навыки деления слова на слоги. Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (например: вата, кот). Вводить изученные буквы в наглядно-графическую схему слова. Обучать чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом. Формировать навыки написания слогов, слов (например: лапа). Знакомить со словами более сложной слоговой структуры (шапка, кошка), учить их анализировать, выкладывать из букв разрезной азбуки, читать и писать. Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (му — пу, мушка, пушка, кол — укол и т. д.). Учить определять количество слов в предложении, их последовательность. Учить выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения. Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов. |
В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам.
Таким образом, дети должны уметь:
• свободно составлять рассказы, пересказы;
• владеть навыками творческого рассказывания;
• адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
• понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
• понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
• овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
• оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
• овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие пред посыл очные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
• фонематическое восприятие,
• первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,
• графомоторные навыки,
• элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений).
Программа логопедической работы с заикающимися детьми
Пояснительная записка
Данная программа разработана для учителей-логопедов, работающих с детьми, страдающими заиканием.
В специальных детских учреждениях заикающиеся дети комплектуются в отдельные группы в соответствии с определенной возрастной категорией. Цель коррекционно-развивающего обучения в этих группах — устранение заикания. Решение этой сложной задачи возможно при правильной, научно обоснованной организации системы воспитания и обучения, предусматривающей последовательное целенаправленное преодоление отклонений в пользовании самостоятельной речью и нормализацию свойственных заикающемуся ребенку личностных особенностей, проявляющихся в общении.
В детском саду, а также в отдельных специальных группах для заикающихся детей при массовых детских садах обеспечивается воспитание, включающее коррекционно-развивающее воздействие на речь, а также физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие с учетом их возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей.
В настоящее время эффективность логопедической помощи заикающимся детям в дошкольном возрасте обще-признана.
Длительное время в практике устранения заикания подчеркивалась задача выработки замедленной, плавной репродуцирующей речи и после этого осуществлялся переход к самостоятельной речи в нормальном темпе. На занятиях значительное место отводилось механическим тренировкам, носящим характер стереотипного повторения готовых формулировок, которые не подготавливали детей к пользованию самостоятельной речью без заикания.
Воздействие на личность исчерпывалось психотерапией, направленной на устранение «страха речи».
Исследованиями лаборатории логопедии ИКП РАО доказано, что некоторые формы самостоятельной речи доступны заикающимся с первых дней обучения (Р. Е. Левина, С. А. Миронова, Н. А. Чевелева).
Наиболее элементарной и поэтому доступной заикающимся является ситуативная речь, протекающая в условиях наглядного материала, когда предмет, о котором идет разговор, хорошо виден и знаком детям. В наглядной ситуации дети для пояснения своей мысли широко пользуются различными средствами показа, жестами, мимикой, указательными местоимениями (этот, тот, такой и др.).
Значительно затрудненными оказываются условия, когда общение выходит за рамки непосредственно воспринимаемых впечатлений. Перед ребенком возникает необходимость строить высказывание без конкретного показа, опираясь лишь на средства словесной контекстной речи. Контекстная речь, в отличие от ситуативной, является более отвлеченной, более развернутой, может носить объясняющий или рассуждающий характер, передавать содержание, о котором известно лишь со слов собеседника. Именно контекстная речь в большинстве случаев вызывает усиление заикания у детей.
Задачами коррекционно-развивающего обучения являются: нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей и формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания. Существенными особенностями предлагаемой системы является то, что речевые умения и навыки формируются не по подражанию, а в условиях, с самого начала стимулирующих пользование самостоятельной связной речью без заикания. Усложнение системы достигается уменьшением наглядного содержания речи и нарастания в ней элементов контекстности.
Образовательными задачами предусмотрено расширение и углубление знаний детей об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений, обучение рассказыванию, навыкам изображения предметов и передачи сюжетов на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.
Все содержание работы по разделам («Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи», «Формирование элементарных математических представлений», «Изобразительная деятельность и конструирование») составляет основу обучения заикающихся детей.
Обучение и воспитание заикающихся дошкольников осуществляются в активной детской деятельности — в игpax, посильном труде, разнообразных занятиях. В детском саду заикающиеся дети развиваются в обществе сверстников, что создает благоприятные условия для перевоспитания их речи и личности в целом, для овладения знаниями и умениями в процессе коллективных занятий.
Коррекция речи, обучение и воспитание заикающихся детей осуществляется совместными усилиями логопеда, воспитателей и музыкального руководителя в процессе прохождения программного материала.
Учебный год в каждой возрастной группе делится на четыре периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь.
II период — декабрь, январь, февраль.
III период — март, апрель.
IV период — май, июнь.
В данной программе периоды совпадают с этапами.