Адаптация детей шести семи лет к школе как условие обеспечения преемственности
Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.
Независимо от того, сколько усилий и времени в дошкольном возрасте потрачено на обеспечение готовности детей к школе, практически все дети в начальный период обучения сталкиваются с определенными трудностями. Существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе.
В зависимости от того, как дети приспосабливаются, привыкают к новым условиям (к школе), во многом зависят их эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность обучения в самом начале и в последующие годы.
Адаптация — это приспособление организма к условиям среды. Организм ребенка приспосабливается к новой социальной ситуации не только физиологически, но и психологически. Под адаптацией шестилетнего ребенка к школе следует понимать физиологическую адаптацию как процесс приспособления всех функций организма, его органов и клеток к новым условиям; социально-психологическую адаптацию как процесс активного приспособления систем «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» к новым условиям взаимодействия [30, 32].
Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить те его формы, знание которых позволит реализовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы.
1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к
физическим И' интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированное™ морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.
2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).
3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками) .
Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика.
Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается в первом полугодии обучения. Однако установлено, что у 20 — 30% шестилетних детей этот процесс не завершается в течение первого года обучения. Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким.
При стечении неблагоприятных обстоятельств у д^тей может развиться «адаптационная болезнь», которая проявляется в быстрой утомляемости, низкой работоспособности, ухудшении сос-
3. Зак .1108. 33
w
тояния здоровья, могут возникнуть сложности с учебой вплоть до стойкой неуспеваемости, нарушаются взаимоотношения со сверстниками и учителем. Это приводит к тому, что ребенок может отказаться ходить в школу. При стойком проявлении такой симптоматики у детей развивается психогенная школьная дезадаптация (ПШД), котору» можно определить как психогенное заболевание и психогенное формирование личности, нарушающее ее субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющее учебно-воспитательный процесс [8, 9, 20].
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Проблему охраны психического здоровья детей, которая становится все более актуальной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств, нельзя решить без практического использования методико-психологичес-ких и социально-психологических знаний в системе школьного образования.
В общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического, психофизиологического статуса ребенка требованиям общеобразовательной школы, в связи с чем ему сложно адаптироваться к новым условиям, а в крайнем случае —г и невозможно.
Углубленное изучение причин и механизмов неуспеваемости в школе осуществляется не столько в рамках педагогики, сколько в позиции педагогической и медицинской (а в последнее время и социальной) психологии, дефектологии, психиатрии и психофизиологии.
Учителя, работающие с шестилетними детьми, должны знать о факторах риска, способных при определенных условиях стать причиной школьной дезадаптации, которая в свою очередь может быть одной из причин неуспеваемости.
1. Соматическая ослабленность ребенка (недостаточный уровень физического развития, частые заболевания).
2. Недостаточная подготовка ребенка к школе (несформиро-ванность мотивации обучения, отсутствие элементарных навыков и умений в учебной деятельности, негативное отношение к
школе).
3. Социально-педагогическая запущенность (недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, психотрав-мирующее влияние семьи).
4. Длительная психическая депривация: сенсорная (недостаточное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость); когнитивная депривация (изменчивая, хаотич-
ная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не позволяет ребенку адекватно воспринимать информацию, оценивать происходящие события); эмоциональная депривация (невозможность установления комфортных эмоциональных отношений с каким-либо лицом или разрыв подобной эмоциональной связи, если она существовала; социальная депривация (ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли) [20, 51].
5. Нарушение формирования отдельных психических фун
кций и познавательных процессов, асинхронность их формиро
вания, что затрудняет процесс обучения и требует специальной
коррекции.
Детям необходимо оказывать поддержку, на определенное время следует создавать особые условия обучения (дозирование познавательной информации; использование развивающих упражнений и игр; создание ситуации успеха, одобрения).
Под влиянием частых неудач (порой выходящих за рамки учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками) у детей постепенно формируется ощущение собственной неполноценности, они пытаются компенсировать личностную несостоятельность, нарушая дисциплину, конфликтуя с окружающими, что при полной утрате интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность.
6. Нарушение формирования так называемых школьных навыков (дизлексия, дизграфня, дискалькулия).
7. Двигательные нарушения (повышенная потребность в движении, моторная заторможенность или расторможенность).
К категории дезадаптированных школьников относятся шес-ти-семилетние дети с нарушениями поведения, что связано с блокированием их повышенной потребности в движениях. В результате такого ограничения (нормирование школьного поведения) у ребенка повышается мышечное напряжение, снижается внимание, уменьшается работоспособность, отмечается повышенная утомляемость. Наступающая вслед за этим разрядка, которая является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение, выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, что квалифицируется учителем как нарушение дисциплины.
У детей с психомоторной заторможенностью отмечается заметное снижение двигательной активности, они отличаются замедленным темпом психической деятельности, обедненностью эмоциональных реакций, отсутствием способности быстро реагировать на изменение тех или иных условий [20, 28].
8. Нестабильность психических процессов, что на поведен
ческом уровне проявляется в виде эмоциональной неустойчи
вости, быстрого перехода от повышенной активности к пассив-
ности и, наоборот, от полного бездействия — к гиперактивности.
Для этой категории детей характерно бурное реагирование на ситуацию неуспеха, иногда приобретающее истерический оттенок. Они слишком быстро утомляются на уроках, часто жалуются на плохое самочувствие,»-что заметно снижает их успеваемость даже при высоком уровне интеллектуального развития.
9. Значительное влияние на процесс адаптации к школе оказывают личностные (характерологические) особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с людьми, владение необходимыми навыками общения, способность выработать собственную позицию в отношениях с окружающими необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность в целом имеет прежде всего коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождает проблемы в общении. При этом дети испытывают сильный психологический дискомфорт, который имеет отчетливо дезадаптирующий характер [20].
Перечисленные нарушения в психическом развитии детей следует рассматривать как факторы риска, которые при определенных условиях могут стать причиной не только школьной дезадаптации, но и неуспеваемости. Реабилитация психических нарушений может осуществляться с помощью компенсаторных процессов, а также позитивных изменений школьной ситуации.
Необходимо отметить, что каждый из этих факторов имеет сложноорганизованную структуру и нуждается в тщательном анализе. Следствием дезадаптированности ребенка к школьной ситуации и учебной деятельности часто являются единичные факторы или их совокупность, или комплекс факторов, которые оказывают влияние на процесс психического развития ребенка. Причины школьной дезадаптации представляют собой угрозу прежде всего для интеллектуального развития ребенка, являясь реальной предпосылкой различных нарушений (факторы социального ряда) и отчасти симптомами [8, 20].
Для успешного овладения учебной деятельностью, научно-теоретическими знаниями шести-семилетний ребенок должен обладать достаточно высоким уровнем развития мышления, речи, восприятия, внимания, памяти. Приобретаемый в возрасте 5 — 6 лет запас элементарных знаний, представлений, сформированных умственных действий и операций служит предпосылкой для успешного усвоения изучаемых в школе предметов.
Итак, необходимыми условиями обеспечения преемственности в контексте рассматриваемой проблемы для детей 6 — 7 лет являются: знание педагогами условий благоприятной адаптации; факторов и причин, приводящих к дезадаптации; профи-
лактика дезадаптации в дошкольных учреждениях и начальной школе.
Период адаптации детей к школе очень сложный, поэтому важно, чтобы педагоги и родители до конца осознавали, насколько велика их ответственность перед начинающими школьниками. Каждый ребенок независимо от уровня его развития, знаний и умений безболезненно осилит все трудности, если будет осуществлена преемственность дошкольного и начального образования. С психологической точки зрения преемственность заключается в формировании определенного уровня подготовленности к школе, а также в обеспечении условий для нормальной адаптации детей к школе.
Научные исследования и практический опыт позволили сформулировать эти условия [3, 4, 15, 17, 41, 48].
1. Необходимо создать условия для полноценного физического развития, укрепления здоровья детей, профилактики утомляемости, не перегружать их информацией, скучными и однообразными заданиями, создавать мажорный эмоциональный фон, используя на занятиях паузы, минутки отдыха в виде психогимнастических игр и упражнений.
2. Группа, класс не должны быть переполнены. Необходимо дозировать нагрузку на уроках, учитывая разный уровень подготовленности детей, не нагружать их домашними или дополнительными заданиями учебного характера в группе продленного дня.
3. Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования, которые в обязательном порядке должны включать основания преемственности: развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникабельности.
4. Основным способом обучения и организации деятельности детей шести лет должна быть игра. Однако в содержании игр и игровых упражнений следует постепенно увеличивать дидактическую нагрузку. Это способствует постепенному переходу от непроизвольной деятельности к произвольной. Игровые ситуации на занятиях и уроках педагоги должны рассматривать не как развлечение, а как форму обучения. Игра может быть серьезной, деловой, интеллектуально насыщенной, она должна обязательно иметь логическое окончание — решение.
5. Основная форма обучения на первых этапах должна быть коллективной в сочетании с групповой и индивидуальной. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, чтобы правильно распределить роли, установить в группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи. Игровые формы заданий должны чередоваться с различными по степени сложности учебными задачами, требующими от ре-
бенка определенных волевых усилий, самостоятельности в принятии решений.
6. В работе с дошкольниками педагог должен использовать моральные стимулы (одобрение, похвалу).
7. Процесс обучения в подготовительном классе строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Педагог должен детально и не спеша демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом, умственном плане.
8. Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач. Одно из требований психологии заключается в том, чтобы в процессе начального обучения большие темы и разделы программы изучались на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторых понятий и общих способов решения задач.
9. Исходя из концепции гуманистической педагогики, не
обходимым условием благоприятной адаптации детей к школе
является установление правильных взаимоотношений между
детьми и педагогом, построенных на сотрудничестве, партнер
стве, гуманном отношении и уважении к личности каждого ре
бенка.
Для решения этих задач разработан интегрированный курс «Введение в школьную жизнь», рассчитанный на подготовительные классы, где будут обучаться шестилетние дети. Содержание, цели, задачи, методы, приемы, формы организации учебной деятельности смоделированы таким образом, чтобы именно на этом этапе дошкольник почувствовал себя учеником. При отсутствии давления на шестилетних детей, перегрузок учебной информацией и форсирования программы у них формируются умения и навыки учебной деятельности. Важно понять, что на первом этапе обучения необходимо постепенно приобщать детей к новым знаниям, новым правилам и нормам поведения. Основной задачей методики является не обучение, а постепенная адаптация детей к меняющейся социальной ситуации развития [30].
Адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации может быть разным. Для установления степени ее выраженности и провоцирующих факторов учителю предложена «Карта адаптации» (см. Прил. 1). В нее входят симптомокомплексы физиологической адаптации (ФА), дезадаптации (ФДА), социально-психологической адаптации (СПА), дезадаптации (СПДА). Обучая детей, общаясь с ними, учитель наблюдает за своими воспитанниками в течение месяца, а затем оценивает степень выраженности симптомов адаптации (высокая, средняя, низкая, отсутствует). В зависимости от степени выраженности симпто-
мов адаптации, а также их сочетания различают следующие формы адаптации — дезадаптации.
1. Норма — адаптация проходит нормально, сопровождается слабой выраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.
2. «Скрытые» формы дезадаптации.
1-я степень — начальная форма «скрытой» дезадаптации:
а) симптомы ФДА: средний уровень работоспособности, сни
женный эмоциональный тонус, частичная расторможенность,
периодическая раздражительность, плаксивость, повышенная
утомляемость;
б) симптомы СПДА: неустойчивое желание ходить в школу,
старательность, замедленное включение в учебный процесс, ак
тивность сменяется пассивностью, адекватное реагирование на
замечания; прогресса или спада в обучении не наблюдается; в
поведении отмечается тревожность, неуверенность, несобран
ность; для таких детей характерно отсутствие потребности в
общении с учителем и сверстниками.
2-я степень — прогрессирующая форма «скрытой» дезадаптации:
а) симптомы ФДА: низкая работоспособность, повышенная
утомляемость, невозможность сосредоточиться, эмоциональная
подавленность, тревожность, плаксивость, обидчивость, раздра
жительность; иногда жалобы на головную боль, тошноту, боли
в животе; отмечаются плохой аппетит и сон; иногда такие дети
грызут ногти, часто совершают стереотипные движения (нама
тывают волосы на палец);
б) симптомы СПДА: негативное отношение к школе, пассив
ность на уроке, молчание в ответ на требование учителя отвечать,
равнодушие к неудачам; такие дети медленно включаются в
учебный процесс, нуждаются в постоянном контроле и помощи
со стороны педагога, болезненно реагируют на замечания, от
мечается снижение успеваемости, дети избегают общения с учи
телем, предпочитают одиночество, не пользуются уважением у
одноклассников, эпизодически бывают агрессивны по отноше
нию к другим детям.
3. «Открытые» формы дезадаптации.
3-я степень — начальная форма «открытой» дезадаптации:
а) симптомы ФДА: средне-низкий уровень работоспособнос
ти, импульсивность, расторможенность, невозможность сосре
доточиться на какое-то время, снижение эмоционального тонуса,
плаксивость, обидчивость, снижение аппетита, беспокойный
сон;
б) симптомы СПДА: отсутствие желания ходить в школу,
несобранность; у таких детей на парте беспорядок, они быстро
теряют интерес к заданиям, болезненно реагируют на замечания,
нуждаются в помощи и контроле со стороны учителя; прогресса
и спада в обучении не наблюдается; дети избегают общения с учителем, периодически бывают агрессивны, ссорятся с другими детьми, иногда создают конфликтные ситуации в игровой и учебной деятельности.
4-я степень — прогрессирующая форма «открытой» дезадап
тации: .
а) симптомы ФДА: низкая работоспособность, высокая утом
ляемость, импульсивность, расторможенность в поведении, не
уравновешенность, невозможность сосредоточиться, эмоцио
нальный тонус непостоянен, плаксивость, раздражительность
сменяется агрессивностью, снижение аппетита, нарушение сна;
б) симптомы СПДА: негативное отношение к школе, учите
лю, дети быстро теряют интерес к заданиям, отказываются их
выполнять, равнодушны к неудачам, негативно относятся к за
мечаниям, нуждаются в постоянном контроле, у них снижается
успеваемость; такие дети кривляются, паясничают на уроках,
отказываются выполнять требования учителя, в игровой и учеб
ной деятельности создают конфликтные ситуации, в общении с
детьми агрессивны, драчливы (кусаются, царапаются), обзыва
ют одноклассников, жалуются учителю.
Начальные формы «открытой» и «скрытой» дезадаптации могут стать прогрессирующими, если учитель своевременно не обратит внимание на эти симптомы и их проявление на первых этапах обучения. Для того чтобы у детей не развился синдром «адаптационной болезни», который приводит к ухудшению состояния здоровья, невротическим срывам, снижению успеваемости, рекомендуется проводить следующие профилактические меры:
1) подготовительный класс не должен быть переполнен;
2) необходимо оценивать степень выраженности симптомов адаптации — дезадаптации по истечении 15 дней обучения;
3) на родительских собраниях следует проводить просветительскую и консультативную работу по теме «Первые дни ребенка в школе»;
4) нужно дозировать учебную нагрузку на уроках с учетом уровня подготовленности детей;
5) нельзя нагружать детей домашними или дополнительными заданиями учебного характера в группе продленного дня;
6) в общении с детьми недопустим авторитарный стиль взаимоотношений, необходимо создать в классе положительную эмоциональную атмосферу.