Первый модуль – «Адаптация детей к обучению в школе после каникул»

Модуль «Адаптация детей к обучению в школе после каникул» проходит в течение второй недели сентября. Для прохождения практики студенты распределяются в 1-4 классы по базовым ОО следующим образом: адресная группа 1 – в базовые ОО по месту работы; адресная группа 2 – в базовые ОО к студентам адресной группы 1 или в иные базовые ОО ИППО ГАОУ ВО МГПУ. Академическая группа делится на подгруппы по 2-4 студента на один класс.

Содержаниепрограммы учебной педагогической практики «Адаптация детей к обучению в школе после каникул» предполагает:

· Знакомство с особенностями школы, встреча с директором школы или его заместителем по начальным классам.

· Изучение специфики организационно-педагогической деятельности учителя в первые дни после каникул.

· Изучение содержания, методик организации и проведения уроков в первые учебные дни после каникул.

· Изучение особенностей рационального выбора форм, методов, приемов и средств формирования в реальном педагогическом процессе отношений «учитель-ученик».

· Определение уровня знаний и умений младших школьников к началу учебного года в предметной области «Филология», «Математика», «Русский язык».

Студенты выполняют следующие задания:

Задание №1. Адресная группа 1 – представление общих сведе­ний о школе, классе, описание организации учебно-воспитательного процесса в школе в первые недели после каникул. Адресная группа 2 – представление общих сведе­ний о школе, классе, учителе класса, анализ учебно-воспитательной работы педагога в первые школьные дни.

Задание №2. Разработка и проведение диагностических заданий по основным предметам начальной школы с целью проверки предметных знаний и умений обучающихся данного класса в области русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира к началу учебного года.

Задание №3. Анализ полученных результатов и составление характеристики уровня владения младшими школьниками знаниями и умениями в предметной области «Филология», «Математика», «Окружающий мир» к началу учебного года.

Примерный план выполнения заданий

Задания День практики
1 день 2 день 3 день 4 день 5 день
Задание №1 х х х х х
Задание №2   х х х х
Задание №3       х х

Второй модуль – «Практика пробных уроков»(в течение трех недель ноября).

Практика пробных уроков включает три периода:

1. Подготовительный период предполагает подготовку бакалавров к производственной практике пробных уроков.

На этом этапе проводится промежуточная установочная конференция, на которой студенты знакомятся с задачами, содержанием, формами организации и порядком прохождения производственной практики, с методистами практики. На конференции зачитывается распоряжение о распределении обучающихся по школам, сообщается об отчетных документах и требованиями к их оформлению, предоставляемых студентами по окончании практики.

2. Основной период направлен на организацию и реализацию задач развития у обучающихся соответствующих профессиональных компетенций.

В течение первой недели студенты:

Адресная группа 1 – информируют непосредственных руководителей школы о прохождении педагогической практики на рабочем месте и необходимости оформления документов установленного образца;

- посещают 5 уроков коллег (по 1 уроку каждого предмета: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология), составляют их планы-конспекты;

- составляют методический анализ 5 просмотренных уроков. Конспекты данных уроков вместе с анализом в электронном виде включается в дневник.

Адресная группа 2 – встречаются с руководителем практики от школы (директором школы или его заместителем по начальным классам), с инструкторами по практике (педагогами начальных классов, в которых непосредственно будет проходить их практика) знакомятся с особенностями данных классов, определяют предварительные даты пробных уроков;

- наблюдают за учебно-воспитательным процессом, проводят анализ;

- изучают систему учебно-воспитательной работы педагога (знакомятся с календарно-тематическим планированием, вариативными планами и программами);

- составляют индивидуальный план работы;

- посещают 10 уроков учителя-инструктора, составляют их планы-конспекты;

- составляют методический анализ 5 уроков (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология) данного учителя. Конспекты просмотренных уроков вместе с анализом в электронном виде включается в дневник.

В течение второй и третьей недель практики студенты:

Адресная группа 1 – составляют подробные конспекты и проводят 10 уроков с применением современных инновационных педагогических технологий (по два урока каждого предмета: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология). Уроки оцениваются завучем. Конспекты уроков вместе с анализом/самоанализом в электронном виде включаются в дневник.

- готовят и проводят 1 занятие внеурочной деятельности. Конспект занятия вместе с самоанализом в электронном виде включается в дневник;

- осуществляют исследовательскую деятельность в рамках практической части квалификационной выпускной работы (диплома);

-проводят профориентационную работу.

Адресная группа 2 – готовят и проводят 10 пробных уроков (по одному-два урока на каждый из следующих предметов: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология). Пробный урок по каждому предмету оценивается учителем-инструктором;

- осуществляют исследовательскую деятельность в рамках практической части квалификационной выпускной работы (диплома);

-проводят профориентационную работу.

3. Завершающий период включает:

- подготовку студентами бакалавриата отчетных документов для сдачи их руководителю (отзыв работодателя, отчёт-ведомость студента, дневник практики (в электронном виде), справка о проведении дипломного исследования, справка о проведении профориентационной работы);

- подготовка выступления на итоговой конференции.

3. Заключительный этап педагогической практики включает подведение итогов практики, анализ документации, проведение итоговой конференции, на которой с отчётами о работе выступают студенты, руководитель практики, объявляются дифференцированные оценки за практику, констатируются достижения и проблемы данной практики, при необходимости вносятся предложения по её улучшению.

Наши рекомендации