На данном этапе советуем прочитать (Storming)

Посвящение первокурсников

Посвящение первокурсников можно проводить в несколько этапов: выездное посвящение + празднование в университете или поход в кино.

Одним из способов расположить к себе группу является общение куратора и группы на пространстве «вне вуза». Это могут быть и прогулки-экскурсии и выезды на природу, походы в кино и на выставку.

Однозначным является то, что такие походы на несколько часов помогут группе сдружиться и относиться друг к другу не просто как к одногруппникам, но и как к хорошим знакомым, а может быть впоследствии как к друзьям.

Мы можем порекомендовать проводить встречи группы на природе. Почему? Просто потому, что отношение человека к месту, куда его специально «вытащили» совершенно другое, нежели вы бы проводили эти игры в вузе или даже в студенческом дворе.

И ещё... не стоит сразу пытаться проводить игры высокой психологической напряжённости (слепой поводырь, и т.д.). Дело в том, что к моменту, когда вы проводите эти игры, группа уже должна немного узнать друг друга, и в любом случае, к этому моменту в группе уже должно появиться уважение друг к другу.

Совет: Проводить выезд стоит двумя группами. На посвящение просто разделить их.

Проводить лучше всего в начале октября, когда первокурсники начинают адаптироваться к новым учебным условиям.

Куда поехать?

Ответ найти не сложно. Ведь мы жители Санкт-Петербурга.

- ЦПКиО

- Пушкин

- Павловск

Вообще любое место где есть лес, песочный берег и вода.

Почему? Потому что там можно жарить шашлыки, и весело проводить время, самое главное с пользой для коллектива.

Как именно проводить посвящение полностью предоставляется фантазии кураторов. Варианты(Как рыцарей, с шуточной или настоящей клятвой).

Совет: захватите фризби, ракетки, Волейбольный мяч + в помощь куратору читай главу «Игры»

Планирование своей работы

Годовой план работы куратора

В течение всего года куратор работает по направлениям:

  • Контроль над учебной деятельностью группы (текущая успеваемость, пропуски и т.д.);
  • Пропаганда здорового образа жизни среди первокурсников (совместное посещение группой катка, бассейна и т.д.)
  • Патриотическое воспитание первокурсников (совместное посещение группой парадов, городских праздников, субботников, выставок и т.д.);
  • Общение в неформальной обстановке (походы в кино, в парк и т.д.)

Также существуют мероприятия и направления работы, которые реализуются куратором исходя из этапа развития группы:

Сентябрь:

  • Знакомство куратора с группой, знакомство первокурсников между собой;
  • Знакомство первокурсников с «неформальными» правилами вуза;
  • Знакомство со студенческими организациями (Студенческий совет, ПрофКом, Студенческое научное общество), спортивной и научной жизнью;
  • Помощь в выборе старосты, профорга, ответственных по направлениям деятельности (фотограф и т.д.);
  • Сплочение группы, определение внутригрупповых правил (соглашений):

ü Проведение тренингов на командообразование, выявление лидеров и социальных ролей в группе;

  • Совместно с группой рассчитать День Рождения группы (как среднее арифметическое дней рождения всех одногруппников);
  • Создание базы личных данных каждого первокурсника (Ф.И.О., сотовый телефон, адрес и т.д.) для налаживания личного контакта куратор-первокурсник;

Октябрь-Ноябрь:

  • Организация и проведение посвящения в студенты;
  • Вовлечение в учебную деятельность (помощь во взаимодействии с деканатом, структурными подразделениями вуза);
  • Делегирование создания фотоальбома группы, архива фотографий;
  • Отбор самых активных в Школу Актива:
  • Вовлечение первокурсников во внеучебную жизнь вуза:

ü Посещение мероприятий и внутренних собраний студенческих организаций;

ü Совместная работа вместе с первокурсниками в мероприятиях студенческих организаций;

Декабрь:

  • Моральный настрой группы перед первой сессией;
  • Выявление кризисных ситуаций у отдельных первокурсников, помощь;

Февраль:

· Подведение итогов сессии;

· Ролевая «Голос другой планеты»

· Вовлечение в учебный процесс после каникул;

· Вовлечение во внеучебную работу:

Июнь:

  • Подведение годовых итогов окончания первого курса.

Куратор – друг и наставник первокурсника. Главное – всегда быть рядом и помочь в трудную минуту!

Стадии формирования команды.
Схема развития FSFP

Название стадии Описание стадии
FORMING Характерны замкнутость, настороженность по отношению к
Формирование, окружающим, сдерживание истинных чувств, нежелание
присматривание рассказывать о себе. Часто присутствует неуверенность,
  замешательство, скрытность, дискомфорт во время разговоров,
  боязнь «плохо выглядеть». Люди стараются высказывать
  простые суждения, избегать полемики, сохранять
  самообладание. Из-за неопределенности появляется желание
  получить указания от лидера, возникает недовольство по
  поводу отсутствия структуры команды и конкретных целей.  
STORMING Энергичное высказывание своих взглядов, повышенная
Бурление, эмоциональность, агрессия. Чужие мнения выслушиваются
конфликты невнимательно и часто оспариваются. Люди предпочитают
  работать по отдельности. Споры за лидерство, покушение на
  власть существующего лидера. В борьбе за власть
  используются группировки и бойкоты. При принятии
  решений используются формальные подходы, например,
  голосование простым большинством.  
FORNING В работе и при принятии решений применяются гибкие
Становление, методы и подходы. Члены группы по-настоящему
сбрасывание прислушиваются к мнениям и чувствам друг друга, терпимо
  относятся к потребностям, достоинствам и недостаткам
  друг друга. Люди открыты и готовы менять свое
  поведение и принимать идеи другого ради прогресса
  команды, к возникающим конфликтам относятся по-деловому
  и разрешают их, не нанося обид. В работе участвуют все, в
  том числе застенчивые, замкнутые и прежде неуверенные в
  себе участники.  
PERFORMING Гибкость в общении и в решении рабочих проблем. Высокий
Отдача, уровень взаимного доверия и открытости.
работа Доброжелательность в отношениях. Конфликты и
  разногласия разрешаются легко. Высокая творческая
  активность. Функции лидера берут на себя те люди, которые
  наиболее подходят для этого при данных условиях. Успех
  окрыляет людей как для выполнения задачи, так и для
  сплочения команды.  

1. Формирование (FORMING)

Процессы, проходящие в группе:

• знакомство членов группы друг с другом;

• межличностные взаимодействия осторожны, преобладает аура вежливости;

· члены группы не уверены друг в друге;

· взаимный обмен информацией;

· выявление возможных ролей каждого участника;

· анализ задачи и поиск способа ее "решения;

· стихийная выработка структуры группы и распределение ролей между ее членами;

· результативность команды на данном этапе низка.

Индивидуальные процессы:

•поиск взаимоприемлемого поведения в группе;

• в общении заметны чувства настороженности и принужденности;
•оценка членов группы и их действий по отношению друг к другу;
•колебания и неуверенность в правильности выбора;
•Смогу ли Я это делать?

• Сможем ли Мы это делать?

Роль и задачи лидера:

• познакомить членов группы друг с другом;

• создать обстановку непринужденности;

• как можно быстрее устранить страхи, смятения и колебания членов команды; — для этого прояснить цели,

· роли, ответственность и процедуры, которые имеют отношения к действиям команды;

• помочь определить новые формы организации их деятельности.

Стиль лидерства направляющий и информирующий.

2. Бурление (STORMING)

Процессы, происходящие в группе:

• перераспределение функций, ответственности и полномочий;

• конкуренция за обладание более высоким статусом;

• возникновение подгрупп по симпатиям и интересам со своими лидерами;

• начинает складываться групповое самосознание;
•бойкоты и бурные обсуждения;

• велика вероятность возникновения конфликтов внутри группы.

Индивидуальные процессы:

• возможно несовпадение личной мотивации групповым целям;

• неудовольствие, неэффективная коммуникация, споры, формализм;

• члены команды на этой стадии имеют много проблем, связанных с новой обстановкой;
•после начального энтузиазма наступает стадия некоторого беспорядка, неопределенности; 4-повышенная эмоциональность, агрессия.

Роль и задачи лидера:

•по возможности держит на контроле все протекающие процессы;
•помогает в разрешении возникающих проблем;

• координирует усилия команды;

• содействует в установлении коммуникации между индивидуумами, обеспечивает обмен мнениями;

• выслушивает и помогает успешно разрешать споры и конфликты;

• допускает наличие различных точек зрения;

• очень важен правильно выбранный стиль лидерства; авторитарный стиль может привести к скрытому течению конфликтов, разрушающему процессы становления группы.

Стиль лидерства поддерживающий и способствующий.

3. Становление (NORMING)

Процессы, происходящие в группе:

•завершается формирование структуры команды;

• прояснены цели и стратегия их достижения, намечен план действий;
•на основе консенсуса выработаны групповые нормы (стандарты);
•общение стало более открытым и конструктивным;

• разрешение конфликтов спадает на нет;

• складывается сплоченная структура с отчетливо выраженным чувством «Мы»
•характеристики группы приближаются к характеристикам эффективной команды.

Индивидуальные процессы:

• согласование стремлений каждого члена команды с общими целями;
•осознание желания работать над решением и помогать;

• произошло распределение ролей в команде;

• сформировались первые лидеры команды;

• возможно появление членов команды, не готовых к лидерству, но желающих выполнять функции лидера в процессе ротации;

• определены системы контактов как внутри, так и вне команды;

Роль и задачи лидера:

• делегирует (частично) свои полномочия ситуационным лидерам;

· Важно: не симпотизировать кому-либо из группы, работать именно с выделившимся лидером;

• является гарантом того, что установленные стандарты обеспечат эффективность команды;
•обучает команды методам принятия решений и другим навыкам и умениям;

• контролирует и оценивает эффективность (взгляд со стороны);

• продолжает процесс сплочения команды;

• уделяет внимание согласованию стремлений каждого члена команды с общими целями и интересами.

Стиль лидерства поддерживающий и делегирующий.

Отдача (PERFORMING)

Процессы, происходящие в группе:

• эффективная команда создана и работает для достижения поставленных целей;
совершенствуются принципы группового взаимодействия; в результате делегирования растут полномочия команды;

• команда отслеживает существующий уровень продуктивности и эффективности, а также свои потенциальные возможности;

• команда сфокусирована на усовершенствовании и развитии, как в отношении самой команды и ее членов, так и в отношении конечного продукта;

• на данной стадии существует вероятность конфликтов с топ-менеджерами по вопросам, связанным с предоставлением информации;

• существует опасность обособления сплоченной команды в группу-автономию, для которой характерны замкнутость на своих целях, эгоизм.

Индивидуальные процессы:

•личные взаимоотношения базируются на доверии и становятся особенно тесными;
•каждому созданы условия для полной самореализации;

• каждый член команды исполняет несколько функциональных ролей;
•у каждого существует и поощряется возможность для саморазвития и роста;

• лидерская позиция присуща каждому;

• каждый активен и участвует в решении задач;

• Мы делаем это!!!

Роль и задачи лидера:

•отслеживать наличие интергрупповой активности;

•делегировать больше полномочий;

•оказывать доверие, где это необходимо и возможно;

•оценивать эффективность команды, отмечать успехи и выполнение обязательств;

•важно оценить работу команды как результат усилий команды в целом;
•необходимые качества для поддержания команды на этом этапе включают в себя одобрение, оценку, уменьшение числа инструктажей и полезных замечаний.

[просто необходимо выделить]

Стиль лидерства заключается в разделении лидерства.

Наши рекомендации