На данном этапе советуем прочитать (Storming)
Посвящение первокурсников
Посвящение первокурсников можно проводить в несколько этапов: выездное посвящение + празднование в университете или поход в кино.
Одним из способов расположить к себе группу является общение куратора и группы на пространстве «вне вуза». Это могут быть и прогулки-экскурсии и выезды на природу, походы в кино и на выставку.
Однозначным является то, что такие походы на несколько часов помогут группе сдружиться и относиться друг к другу не просто как к одногруппникам, но и как к хорошим знакомым, а может быть впоследствии как к друзьям.
Мы можем порекомендовать проводить встречи группы на природе. Почему? Просто потому, что отношение человека к месту, куда его специально «вытащили» совершенно другое, нежели вы бы проводили эти игры в вузе или даже в студенческом дворе.
И ещё... не стоит сразу пытаться проводить игры высокой психологической напряжённости (слепой поводырь, и т.д.). Дело в том, что к моменту, когда вы проводите эти игры, группа уже должна немного узнать друг друга, и в любом случае, к этому моменту в группе уже должно появиться уважение друг к другу.
Совет: Проводить выезд стоит двумя группами. На посвящение просто разделить их.
Проводить лучше всего в начале октября, когда первокурсники начинают адаптироваться к новым учебным условиям.
Куда поехать?
Ответ найти не сложно. Ведь мы жители Санкт-Петербурга.
- ЦПКиО
- Пушкин
- Павловск
Вообще любое место где есть лес, песочный берег и вода.
Почему? Потому что там можно жарить шашлыки, и весело проводить время, самое главное с пользой для коллектива.
Как именно проводить посвящение полностью предоставляется фантазии кураторов. Варианты(Как рыцарей, с шуточной или настоящей клятвой).
Совет: захватите фризби, ракетки, Волейбольный мяч + в помощь куратору читай главу «Игры»
Планирование своей работы
Годовой план работы куратора
В течение всего года куратор работает по направлениям:
- Контроль над учебной деятельностью группы (текущая успеваемость, пропуски и т.д.);
- Пропаганда здорового образа жизни среди первокурсников (совместное посещение группой катка, бассейна и т.д.)
- Патриотическое воспитание первокурсников (совместное посещение группой парадов, городских праздников, субботников, выставок и т.д.);
- Общение в неформальной обстановке (походы в кино, в парк и т.д.)
Также существуют мероприятия и направления работы, которые реализуются куратором исходя из этапа развития группы:
Сентябрь:
- Знакомство куратора с группой, знакомство первокурсников между собой;
- Знакомство первокурсников с «неформальными» правилами вуза;
- Знакомство со студенческими организациями (Студенческий совет, ПрофКом, Студенческое научное общество), спортивной и научной жизнью;
- Помощь в выборе старосты, профорга, ответственных по направлениям деятельности (фотограф и т.д.);
- Сплочение группы, определение внутригрупповых правил (соглашений):
ü Проведение тренингов на командообразование, выявление лидеров и социальных ролей в группе;
- Совместно с группой рассчитать День Рождения группы (как среднее арифметическое дней рождения всех одногруппников);
- Создание базы личных данных каждого первокурсника (Ф.И.О., сотовый телефон, адрес и т.д.) для налаживания личного контакта куратор-первокурсник;
Октябрь-Ноябрь:
- Организация и проведение посвящения в студенты;
- Вовлечение в учебную деятельность (помощь во взаимодействии с деканатом, структурными подразделениями вуза);
- Делегирование создания фотоальбома группы, архива фотографий;
- Отбор самых активных в Школу Актива:
- Вовлечение первокурсников во внеучебную жизнь вуза:
ü Посещение мероприятий и внутренних собраний студенческих организаций;
ü Совместная работа вместе с первокурсниками в мероприятиях студенческих организаций;
Декабрь:
- Моральный настрой группы перед первой сессией;
- Выявление кризисных ситуаций у отдельных первокурсников, помощь;
Февраль:
· Подведение итогов сессии;
· Ролевая «Голос другой планеты»
· Вовлечение в учебный процесс после каникул;
· Вовлечение во внеучебную работу:
Июнь:
- Подведение годовых итогов окончания первого курса.
Куратор – друг и наставник первокурсника. Главное – всегда быть рядом и помочь в трудную минуту!
Стадии формирования команды.
Схема развития FSFP
Название стадии | Описание стадии |
FORMING | Характерны замкнутость, настороженность по отношению к |
Формирование, | окружающим, сдерживание истинных чувств, нежелание |
присматривание | рассказывать о себе. Часто присутствует неуверенность, |
замешательство, скрытность, дискомфорт во время разговоров, | |
боязнь «плохо выглядеть». Люди стараются высказывать | |
простые суждения, избегать полемики, сохранять | |
самообладание. Из-за неопределенности появляется желание | |
получить указания от лидера, возникает недовольство по | |
поводу отсутствия структуры команды и конкретных целей. | |
STORMING | Энергичное высказывание своих взглядов, повышенная |
Бурление, | эмоциональность, агрессия. Чужие мнения выслушиваются |
конфликты | невнимательно и часто оспариваются. Люди предпочитают |
работать по отдельности. Споры за лидерство, покушение на | |
власть существующего лидера. В борьбе за власть | |
используются группировки и бойкоты. При принятии | |
решений используются формальные подходы, например, | |
голосование простым большинством. | |
FORNING | В работе и при принятии решений применяются гибкие |
Становление, | методы и подходы. Члены группы по-настоящему |
сбрасывание | прислушиваются к мнениям и чувствам друг друга, терпимо |
относятся к потребностям, достоинствам и недостаткам | |
друг друга. Люди открыты и готовы менять свое | |
поведение и принимать идеи другого ради прогресса | |
команды, к возникающим конфликтам относятся по-деловому | |
и разрешают их, не нанося обид. В работе участвуют все, в | |
том числе застенчивые, замкнутые и прежде неуверенные в | |
себе участники. | |
PERFORMING | Гибкость в общении и в решении рабочих проблем. Высокий |
Отдача, | уровень взаимного доверия и открытости. |
работа | Доброжелательность в отношениях. Конфликты и |
разногласия разрешаются легко. Высокая творческая | |
активность. Функции лидера берут на себя те люди, которые | |
наиболее подходят для этого при данных условиях. Успех | |
окрыляет людей как для выполнения задачи, так и для | |
сплочения команды. |
1. Формирование (FORMING)
Процессы, проходящие в группе:
• знакомство членов группы друг с другом;
• межличностные взаимодействия осторожны, преобладает аура вежливости;
· члены группы не уверены друг в друге;
· взаимный обмен информацией;
· выявление возможных ролей каждого участника;
· анализ задачи и поиск способа ее "решения;
· стихийная выработка структуры группы и распределение ролей между ее членами;
· результативность команды на данном этапе низка.
Индивидуальные процессы:
•поиск взаимоприемлемого поведения в группе;
• в общении заметны чувства настороженности и принужденности;
•оценка членов группы и их действий по отношению друг к другу;
•колебания и неуверенность в правильности выбора;
•Смогу ли Я это делать?
• Сможем ли Мы это делать?
Роль и задачи лидера:
• познакомить членов группы друг с другом;
• создать обстановку непринужденности;
• как можно быстрее устранить страхи, смятения и колебания членов команды; — для этого прояснить цели,
· роли, ответственность и процедуры, которые имеют отношения к действиям команды;
• помочь определить новые формы организации их деятельности.
Стиль лидерства направляющий и информирующий.
2. Бурление (STORMING)
Процессы, происходящие в группе:
• перераспределение функций, ответственности и полномочий;
• конкуренция за обладание более высоким статусом;
• возникновение подгрупп по симпатиям и интересам со своими лидерами;
• начинает складываться групповое самосознание;
•бойкоты и бурные обсуждения;
• велика вероятность возникновения конфликтов внутри группы.
Индивидуальные процессы:
• возможно несовпадение личной мотивации групповым целям;
• неудовольствие, неэффективная коммуникация, споры, формализм;
• члены команды на этой стадии имеют много проблем, связанных с новой обстановкой;
•после начального энтузиазма наступает стадия некоторого беспорядка, неопределенности; 4-повышенная эмоциональность, агрессия.
Роль и задачи лидера:
•по возможности держит на контроле все протекающие процессы;
•помогает в разрешении возникающих проблем;
• координирует усилия команды;
• содействует в установлении коммуникации между индивидуумами, обеспечивает обмен мнениями;
• выслушивает и помогает успешно разрешать споры и конфликты;
• допускает наличие различных точек зрения;
• очень важен правильно выбранный стиль лидерства; авторитарный стиль может привести к скрытому течению конфликтов, разрушающему процессы становления группы.
Стиль лидерства поддерживающий и способствующий.
3. Становление (NORMING)
Процессы, происходящие в группе:
•завершается формирование структуры команды;
• прояснены цели и стратегия их достижения, намечен план действий;
•на основе консенсуса выработаны групповые нормы (стандарты);
•общение стало более открытым и конструктивным;
• разрешение конфликтов спадает на нет;
• складывается сплоченная структура с отчетливо выраженным чувством «Мы»
•характеристики группы приближаются к характеристикам эффективной команды.
Индивидуальные процессы:
• согласование стремлений каждого члена команды с общими целями;
•осознание желания работать над решением и помогать;
• произошло распределение ролей в команде;
• сформировались первые лидеры команды;
• возможно появление членов команды, не готовых к лидерству, но желающих выполнять функции лидера в процессе ротации;
• определены системы контактов как внутри, так и вне команды;
Роль и задачи лидера:
• делегирует (частично) свои полномочия ситуационным лидерам;
· Важно: не симпотизировать кому-либо из группы, работать именно с выделившимся лидером;
• является гарантом того, что установленные стандарты обеспечат эффективность команды;
•обучает команды методам принятия решений и другим навыкам и умениям;
• контролирует и оценивает эффективность (взгляд со стороны);
• продолжает процесс сплочения команды;
• уделяет внимание согласованию стремлений каждого члена команды с общими целями и интересами.
Стиль лидерства поддерживающий и делегирующий.
Отдача (PERFORMING)
Процессы, происходящие в группе:
• эффективная команда создана и работает для достижения поставленных целей;
совершенствуются принципы группового взаимодействия; в результате делегирования растут полномочия команды;
• команда отслеживает существующий уровень продуктивности и эффективности, а также свои потенциальные возможности;
• команда сфокусирована на усовершенствовании и развитии, как в отношении самой команды и ее членов, так и в отношении конечного продукта;
• на данной стадии существует вероятность конфликтов с топ-менеджерами по вопросам, связанным с предоставлением информации;
• существует опасность обособления сплоченной команды в группу-автономию, для которой характерны замкнутость на своих целях, эгоизм.
Индивидуальные процессы:
•личные взаимоотношения базируются на доверии и становятся особенно тесными;
•каждому созданы условия для полной самореализации;
• каждый член команды исполняет несколько функциональных ролей;
•у каждого существует и поощряется возможность для саморазвития и роста;
• лидерская позиция присуща каждому;
• каждый активен и участвует в решении задач;
• Мы делаем это!!!
Роль и задачи лидера:
•отслеживать наличие интергрупповой активности;
•делегировать больше полномочий;
•оказывать доверие, где это необходимо и возможно;
•оценивать эффективность команды, отмечать успехи и выполнение обязательств;
•важно оценить работу команды как результат усилий команды в целом;
•необходимые качества для поддержания команды на этом этапе включают в себя одобрение, оценку, уменьшение числа инструктажей и полезных замечаний.
[просто необходимо выделить]
Стиль лидерства заключается в разделении лидерства.