Задачи, стоящие перед студентами на данном этапе практики

1. Уметь применять знания о закономерностях и механизмах психического развития и формирования личности ребенка на практике в школе;

2. Отрабатывать у себя умения и навыки пользоваться психологическими методами (наблюдение, беседа, анкетирование, биографический метод, анализ продуктов деятельности учащихся и др.) и психодиагностическими методиками для изучения особенностей интеллектуального и личностного развития учащегося;

3. Развивать умение анализировать психолого-педагогические ситуации, конструктивно разрешать школьные конфликты и проводить психодиагностику причин и коррекционно-развивающую работу с социально и педагогически запущенными детьми;

4. Уметь анализировать полученные в ходе психодиагностического обследования материалы, оформить их результаты и включить согласно заданной программе в психолого-педагогическую характеристику школьника;

5. Формировать устойчивый интерес к педагогической деятельности, способность к рефлексивному самоанализу своей деятельности, взаимоотношений, общения и поведения с учащимися в целях профессионального и личностного роста.

Для решения данных задач практики студенты обязаны:

- сделать выбор социально и педагогически запущенного ученика и изучить особенности его личности с помощью комплекса указанных методов и психодиагностических методик;

- выявить его интересы, склонности, мотивы учения, отношение к школе, труду, общественно-полезной деятельности;

- определить его способности, интеллектуальные и потенциальные возможности;

- исследовать особенности и причины нарушений в поведении и трудности испытываемые учеником в учебной деятельности;

- показать наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия по отношению к данному ученику;

- для более глубокого и всестороннего изучения школьника на практике студентам необходимо вести дневник наблюдения по определенной форме;

- на основании собранного фактического материала студенты составляют психолого-педагогическую характеристику ученика

Общие принципы изучения личности ученика

При изучении личности школьника студентам необходимо придерживаться следующих психологических принципов:

- принцип изучения личности в деятельности, в системах отношений с одноклассниками, учителем, родителями;

- принцип объективности;

-принцип единства диагностики, прогнозирования и формирования;

- принцип детерминизма;

- генетический принцип.

Изучение и составление психолого-педагогической характеристики личности ученика, выбранного студентами на практике в школе, основывается на анализе результатов выполнения следующих заданий по психологии.

Задание 1. Систематически вести дневник наблюдений за учеником в разных ситуациях (на уроке, на перемене, в игре и др.). Записи наблюдений и их анализ следует оформлять в отдельной тетради по нижеуказанному образцу.

Задание 2.Провести беседу с учеником с целью знакомства и установления доверительных отношений.

Задание 3.Определить эмоционально-личностные особенности ученика (графическая методика «Кактус»).

Задание 4. Изучить особенности темперамента школьника методом наблюдения (схема наблюдения за темпераментом).

Задание 5.Определить уровень самооценки ученика (методика А.И. Липкиной).

Задание 6. Выявить уровень развития учебно-познавательных интересов ученика (методика изучения учебной мотивации по итогам обучения).

Задание 7.Исследовать самооценку личности школьника (методика Дембо-Рубинштейн).

Задание 8.Заполнить психолого-педагогическую карту ученика по графической форме (предлагаемой Д.Б. Кадырбаевой).

Задание 9.Учитывая результаты анализа психолого-педагогической карты ученика (Д.Б. Кадырбаевой) составить коррекционно-развивающую программу работы педагога с трудным ребенком (см. в помощь приложение 1,6,7,8,9,10).

Задание 10.На основании собранного фактического материала составить психолого-педагогическую характеристику ученика.

Для подготовки к выполнению заданий по психологии студентам необходимо углубить свои знания о закономерностях, возрастных и индивидуальных особенностях личности школьника, воспользовавшись следующей литературой:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

4. Минияров, В.М. Педагогическая психология: учебное пособие / В.М. Минияров. – М., 2008.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М., 1997.

6. Немов, Р.С. Психология: В 3-х кн. / Р.С. Немов. – М., 2007.

7. Обухова, О.В. Возрастная психологи / О.В. Обухова. – М., 2000.

8. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1999.

9. Психология человека от рождения и до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - Спб. – М., 2002.

10. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / E.E. Сапогова. – М., 2001.

11. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – М., 1999.

12. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь, 2008.

Содержание заданий и рекомендации к их оформлению

Задание 1.

Систематически вести наблюдения за учеником в разных ситуациях (на уроке, на перемене, в игре и др.). Записи наблюдений, их анализ, следует оформлять в дневнике наблюдений по данному образцу.

Титульный лист оформляется следующим образом:

Учреждение образования

Брестский государственный университет

имени А.С. Пушкина

ДНЕВНИК

Наши рекомендации