Формы организации деятельности учащихся на занятии.
Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий: чередование занятий индивидуального практического творчества обучающихся и занятий коллективной творческой деятельности; экскурсии; отчётные выставки.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы – выставки работ
Формы и методы проведения занятий:
1. Словесные методы обучения: устное изложение; беседа; анализ произведений искусства.
2. Наглядные методы обучения: показ упражнений, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу.
3. Практические методы обучения.
4. Частично-поисковые методы обучения (дети участвуют в подборе материала).
Структура программы:
– обучение художественным приёмам работы с акварелью
– рисование пейзажей, натюрмортов, графика (срисовывание и с натуры), обучение приёмам работы с гуашью.
– рисование животных, изучение произведений искусства известных русских художников. Портретная живопись.
– рисование узоров, орнаментов, в том числе используемых в народных промыслах России (ознакомительно). ДПИ.
Методическое обеспечение программы:
Арт мастерская – комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдный класс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию.
Программа построена на основе занятий по видам коллажа в изобразительной студии, которые чередуются с мини-лекциями, мастер классами, включающими в себя иллюстративный материал (слайды, репродукции, видеофильмы, фотографии) и знакомство с творчеством разных художников.
Приемы и методы, используемые на занятиях:
· Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
· Практические – художественные приемы и упражнения;
· Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово.
· Словесные приемы – объяснение, пояснения;
· Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения:
Все методы используются в комплексе
Материально – техническое оснащение образовательного процесса
Для занятий необходимы:
Инструменты:
1. Кисти
2. Мастихин
3. Шпатели
4. Планшет
5. Палитра
6. Губки
7. Емкость для воды
8. Тряпочки для протирки кистей
9. Карандаши простые, ластик(мягкие)
10. Пульверизатор
11. Фен
Материалы:
1. Бумага для акварельных работ: А5, А4, А3, А2 разной плотностью. Блокнот для набросков.
2. Акварельные краски, гуашь, тушь.
3. Акварельные карандаши.
4. Скотч.
5. Маскирующая жидкость.
6. Бумажные салфетки.
7. Соль.
Минимальный набор для работы акварелью на одного из детей:
1. Кисти набор- белка, имитация белки круглая- № 14, 10, 9, 3,1,0.
Кисть плоская и веерная. Кисть щетина- №10.
2. Набор акварельных красок от 12 цветов.
3. Папка акварельной бумаги формата А 4.
4. Планшет.
5. Тряпочка.
6. Банка для воды.
7. Карандаш графитовый 3М.
8. Ластик мягкий.
9. Скотч бумажный.
10. Палитра маленькая.
Год обучения, 2 раза в неделю по 1 часу. Всего 70 часов.
Содержание программы
№ | Тема | Практические занятия |
Инструменты и материалы для работы акварелью. Начало работы. | Знакомимся с материалом: Краски. Кисти. Бумага. Карандаши. Дополнительные материалы | |
Основы построения. Набросок карандашом. | Рисуем листья и цветы карандашом. | |
Техники и приемы работы с акварелью. Заливка и перетекание цветов. | Упражнения с кистями. Пишем фон с переливами. | |
Лессировка | Ветка с листьями | |
Роса и капли воды | Капли на фоне | |
Отдельные цветы без фона | Маки | |
Цветы с фоном | Розовые цветы | |
Цветочные композиции | Ромашки. Гортензия. | |
Пишем цветы, используя маскирующий состав | Кактусы. Ирис. Подсолнух. | |
Пишем по трафаретам. Заливка. | На выбор трафареты. | |
Знакомство с гуашью | Рисунок –Город Сон. | |
Прозрачные и полупрозрачные краски. | Рисунок -Небо и вода | |
Густая и жидкая краски. | Упражнения с кистью и водой. Пишем ящерку. | |
По сухому или равномерное окрашивание | Закрашивание лист бумаги по наброску. | |
Использование акварельных карандашей | Дубовые листья. Листья. | |
Заливка. | Отдельных деталей наброска. Орнаменты и узоры. | |
Тонкие линии. | Апельсин. | |
Пишем по «сырому» или по влажному | Виноград лоза. | |
Многослойная живопись, или сухим по сухому | Деревья с листвой. | |
Смягчение границ по сухому, или растушевка. | Горы, берега, облака. | |
Конкурсная работа по теме. | По теме рисунок | |
Мазки | Птица на шляпе | |
Сухая кисть | Пейзаж | |
Штампы | Пишем космос | |
Резервная жидкость, скотч и трафарет | Этнический рисунок | |
Процарапывание и ластик, или открытие белого по сухому | Маленькие птички. | |
Смывание до основы или открытие белого по мокрому | Лилии на воде | |
Мастихин | Ночной город, улица. | |
Соль. Как сыпать | Крыши старого города. Яблоки. | |
Набрызгивание | Пейзаж ночной с совой. | |
Рельеф бумаги- мятая бумага | Тыквы. Ветка ивы. | |
Набивка губкой | Абстракция. | |
Как делать кляксы | Пишем- Цветы-Ваза с розами | |
Как работать с воском | Цапли на закате. Старое окно | |
Как сделать контуры | Рыбки. Сом в пруду. | |
Знакомство с тушью. Изображение по фону. | Обводка тушью. Контуры. Зендудлинг. | |
Японский стиль | Сакура | |
Мезенский стиль | Лошадки и орнаменты. | |
Русская кистевая роспись | Рисуем травку и цветы. | |
Рисуем на пленэре | По выбору |
Календарно тематический план на 2016-2017 год:
Дата | № | Тема | Практические занятия | часы | Общее В месяц |
сентябрь | Инструменты и материалы для работы акварелью. Начало работы. | Знакомимся с материалом: Краски. Кисти. Бумага. Карандаши. Дополнительные материалы. | |||
Основы построения. Набросок карандашом. | Рисуем листья и цветы карандашом. | ||||
Техники и приемы работы с акварелью. Заливка и перетекание цветов. | Упражнения с кистями. Пишем фон с переливами. С помощью раскраски. | ||||
Лессировка | Ветка с листьями | ||||
октябрь | Роса и капли воды | Капли на фоне | |||
Отдельные цветы без фона | Маки | ||||
Цветы с фоном | Розовые цветы | ||||
Цветочные композиции | Ромашки. Гортензия. | ||||
ноябрь | Пишем цветы, используя маскирующий состав | Кактусы. Ирис. Подсолнух. | |||
Пишем по трафаретам. Заливка. | На выбор трафареты. | ||||
Знакомство с гуашью | Рисунок –Город Сон. | ||||
декабрь | Прозрачные и полупрозрачные краски. | Рисунок -Небо и вода | |||
Густая и жидкая краски. | Упражнения с кистью и водой | ||||
По сухому или равномерное окрашивание | Закрашивание лист бумаги по наброску. | ||||
Использование акварельных карандашей | Дубовые листья. Листья. | ||||
январь | Заливка. | Отдельных деталей наброска. Орнаменты. | |||
Тонкие линии. | Апельсин. | ||||
Пишем по «сырому» или по влажному | Виноград лоза. | ||||
февраль | Многослойная живопись, или сухим по сухому | Деревья с листвой. | |||
Смягчение границ по сухому, или растушевка. | Горы, берега, облака. | ||||
Конкурсная работа по теме. | По теме рисунок | ||||
Мазки | Птица на шляпе | ||||
март | Сухая кисть | Пейзаж | |||
Штампы | Пишем космос | ||||
Резервная жидкость, скотч и трафарет | Этнический рисунок | ||||
Процарапывание и ластик, или открытие белого по сухому | Маленькие птички. | ||||
апрель | Смывание до основы или открытие белого по мокрому | Лилии на воде | |||
Мастихин | Город в ночи | ||||
Соль. Как сыпать | Крыши старого города. Яблоки. | ||||
Набрызгивание | Ночное небо. Пейзаж ночной с совой. | ||||
май | Рельеф бумаги- мятая бумага | Тыквы. Ветка ивы. | |||
Губка набивка | Абстракция. | ||||
Как делать кляксы | Пишем- Цветы-Ваза с розами | ||||
Как работать с воском | Цапли на закате. Старое окно | ||||
Как сделать контуры | Рыбки. Сом в пруду. | ||||
Знакомство с тушью по фону. | Обводка тушью. Контуры. Зендудлинг. | ||||
Японский стиль | Сакура | ||||
Мезенский стиль | Лошадки и орнаменты. | ||||
Русская кистевая роспись | Рисуем травку и цветы | ||||
Рисуем на пленэре | По выбору | ||||
Всего | 70 часов | ||||
Литература
- О. Шматова.- Самоучитель по рисованию акварелью. – М.;Эксмо,2013
- Репродукции произведений изобразительного искусства,
- О. Шматова- Самоучитель по рисованию цветными карандашами для детей и взрослых.- М.: Эксмо.2013
- Либралато В. Школа акварели Валерио Либралато. Декоративные техники.: М.:Эскимо, 2013
- Либралато В. Школа акварели Валерио Либралато. Рисуем цветы.: М.:Эскимо, 2013
- Пенова В..Серия «Учимся рисовать», Рисуем пейзажи. –Харьков, Украина, 2013
- Ломов С.П. Цветоведение. Учебное пособие. 2014
- Бербер Б.. Рисуем на коленке натюрморт. М.: РИПОЛ классик,2014
- Куо Д.. 20 способов нарисовать кошку и 44 других животных. Для среднего дошкольного возраста. –М.: ИГ «Азбука- Аттикус», 2013
- Куо Д.. 20 способов нарисовать дерево и 44 чуда природы. Для среднего дошкольного возраста. –М.: ИГ «Азбука- Аттикус», 2013
- Крахула Б.. Зентагл. Рисование для релаксации и удовольства. –Спб.: Питер,2014
- Величко Н.. Мезенская роспись.-М.: АСТ ПРЕСС,2014
- Маккэлэм Г..Декоративные орнаменты и мотивы. Справочник. М.: АСТ: Апрель,2008
- Ван, Люси. Китайская живопись.М: АСТ: Астрель,2011
- Бадаев В..Русская кистевая роспись: учебное пособие ИЗО. –М.: ВЛАДОС,2012
- Степанова А.. Лучшие уроки. Пейзажи и натюрморты в разных техниках.-М.: АСТ,2016