Методические указания для выполнения заданий
Задача 1.
Для решения задачи 1 рекомендуется учебное пособие [4] Гл. I –IV, стр.39 – 91.
Рассмотрим решение аналогичной задачи 1, взяв координаты вершины пирамиды SABC: А(-3;0;0); В(0;2;0); С(0;0;6); S(-3;4;5).
1) Длину ребра АВ находим по формуле:
2) Угол между рёбрами найдём по формуле косинуса угла между векторами , координаты которых определяются так:
α
φ
Для решения задания 3) целесообразно сначала выполнить задание 7). Уравнение плоскости(ABC) составим по формуле
Нормальный вектор этой плоскости
4) Площадь определяем с помощью векторного произведения:
5) Объём пирамидыSABC находится через вычисление смешанного произведения векторов Изучите понятие смешанного произведения, формулу объёма пирамиды и формулу для вычисления смешанного произведения трёх векторов. Решите самостоятельно.
6) Уравнение прямой (АВ) находим по формуле:
Канонические уравнения прямой, вектор направляющий вектор прямой .
8) Для определения проекции вершины на плоскость выполняютсяследующие действия:
а) составляется уравнение высоты пирамиды ( ).
б) находится точка пересечения высоты и основания как решение системы, содержащей уравнение высоты и уравнение плоскости (АВС).
Решение: Вектор нормали или плоскости (АВС) будет направляющим вектором для высоты – прямой Ее каноническое уравнение имеем вид
координатывершины , т.е.
Имеем
.
Система решается подстановкой
Подставив данныеx, y, zво второе уравнение, найдём значение , а следовательно значения
Точка - проекция точки на плоскость
10) Длину высоты пирамиды можно найти по формуле или по формуле расстояния от точки до плоскости – что более удобно:
Задача 2.
Дана система линейных уравнений
Решить систему а) матричным методом, б) методом Крамера, в) методом Гаусса.
а) данной системе соответствует матричное уравнение , которое решается по формуле: . Матрицы имеют вид:
Находим обратную матрицу
Находим матрицу
б) - формулы Крамера. Вычислим все определители
в) Метод Гаусса.
Составим расширенную матрицу системы и приведем ее к треугольному виду с помощью элементарных преобразований.
Составим систему соответствующую полученной треугольной матрице и решаем ее снизу вверх.
Итак:
Задача 3.
Дано комплексное число
Записать число в геометрической и тригонометрической формах и найти все корни уравнения
Рекомендуемая литература: Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах, ч. II, гл.III, §7, стр.97 – 101.
Найдём алгебраическую форму комплексного числа
Тригонометрическая форма комплексного числа определится по формуле .
Изобразив число на плоскости, найдём и .
-1
Итак, число
Найдём корни уравнения
вычислим по формуле Муавра
Задача 4.
Вычислить пределы:
а)
За скобку выносили наивысшую степень хв числителя и знаменателя.
б)
Для «раскрытия» неопределённости требуется числитель и знаменатель разложить на множители.
в)
В данном случае для исключения неопределённости использованы эквивалентные бесконечно малые,например
г) Числитель и знаменатель умножаем на выражение, сопряжённое числителю
Для вычисления предела использован 2-ой замечатьльный предел.
Задача 5.
Найти производные следующих функций:
а) б) ;
в) г) ;
д) .
б)
в)
г)
Прологарифмируем обе части равенства
Продифференцируем обе части равенства
д)
Функция задана неявно. Учитываем, что аргумент, функция.
Задача 6.
Найти функций:
Решение:
а)
б)
Задача 7.
Исследовать методами дифференциального исчисления функцию и построить её график.
Решение. Рассмотрим свойства функции:
1. Область определения:
2. Чётностьь, нечётность функции:
Функция общего вида.
3. Асимптоты.
а) Так как , и:
то прямая является вертикальной асимптотой
б) – наклонная асимптота при .
Найдём
Найдём
– уравнение наклонной асимптотыпри .
4. Найдём точки экстремума и интервалы монотонности функции:
Так как то действительных корней нет, значит, нет и точек экстремума.
Производная на всей области определения, значит функция
убывает.
5. Точки пересечения с координатными осями
а) с осью при ,
б) с осью при .
Используя исследование функции, строим график (схематично).
Задания 141-150, 151-160, 191-200 легко выполнить, используя учебное пособие П.Е.Данко, А.Г.Попов, Т.Я.Кожевникова. Высшая математика в упражнениях и задачах ч.I гл. VII §§ 1-2 стр. 151-183.
Литература
Основная литература
1. Шипачев В. С. Высшая математика. Базовый курс : учебник и практикум для бакалавров [Гриф Минобразования РФ] / В. С. Шипачев ; под ред. А. Н. Тихонова. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 447 с.
2. Шипачев В. С. Высшая математика. Полный курс : учебник для акад. бакалавриата [Гриф УМО] / В. С. Шипачев ; под ред. А. Н. Тихонова. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 608 с
3. Сборник индивидуальных заданий по математике для технических высших учебных заведений : учебное пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ]. Ч. 1 : Аналитическая геометрия. Пределы и ряды. Функции и производные. Линейная и векторная алгебра. Интегрирование. Теория поля / [А. И. Архангельский и др.] ; под ред. В. Б. Миносцева, Е. А. Пушкаря. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань, 2013. - 601 с.
4. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т..Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. [Текст] / П.Е. Данко, А.Г. Попов, Т.Я. Кожевникова. В 2 ч. – М.: Высшая школа, 2007. – 304+415c.
Дополнительная литература
1. Демидович Б.П., Кудрявцев В.А. Краткий курс высшей математики. [Текст] / Б.П. Демидович, В.А. Кудрявцев.– М.: ООО "Изд. Астрель", 2001.- 437с.
2. Курс математики для технических высших учебных заведений [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф УМО]. Ч. 4 : Теория вероятностей и математическая статистика / Н. А. Берков [и др.] ; под ред. Е. А. Пушкаря, В. Б. Миносцева. - 2-е изд., испр. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань, 2013. - 304 с.
3. Курс математики для технических высших учебных заведений [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ]. Ч. 3 : Дифференциальные уравнения. Уравнения математической физики. Теория оптимизации / Н. А. Берков [и др.] ; под ред. В. Б. Миносцева, Е. А. Пушкаря. - 2-е изд., испр. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань, 2013. - 513 с.
4. Курс математики для технических высших учебных заведений : учебное пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ]. Ч. 1 : Аналитическая геометрия. Пределы и ряды. Функции и производные. Линейная и векторная алгебра / В. Г. Зубков и др. ; под ред. В. Б. Миносцева, Е. А. Пушкаря. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань, 2013. - 542 с.
5. Ляховский В. А. Курс математики для технических высших учебных заведений : учебное пособие для вузов [Гриф УМО]. Ч. 2 : Функции нескольких переменных. Интегральное исчисление. Теория поля / В. А. Ляховский, А. И. Мартыненко, В. Б. Миносцев ; под ред. В. Б. Миносцева, Е. А. Пушкаря. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань, 2013. - 428 с.
6 .Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления [Текст] / Н.С. Пискунов. В 2-х т. – М.: Интеграл-Пресс, 2005.- 460+510с.
ЗАДАНИЯи методические указания к выполнению