Методические указания для выполнения заданий

Задание 461 – 470

Разложить данную функцию методические указания для выполнения заданий - student2.ru в ряд Фурье в интервале методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Рядом Фурье периодической функции методические указания для выполнения заданий - student2.ru с периодом методические указания для выполнения заданий - student2.ru , определённой на сегменте методические указания для выполнения заданий - student2.ru называется ряд

методические указания для выполнения заданий - student2.ru где (1)

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

В случае, когда методические указания для выполнения заданий - student2.ru чётная функция, её ряд Фурье содержит только свободный член и косинусы, т.е.

методические указания для выполнения заданий - student2.ru методические указания для выполнения заданий - student2.ru

В случае, когда методические указания для выполнения заданий - student2.ru нечётная функция, её ряд Фурье содержит только синусы, т.е.

Если ряд (1) сходится то его сумма методические указания для выполнения заданий - student2.ru есть периодическая функция с периодом методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Теорема Дирихле. Пусть функция методические указания для выполнения заданий - student2.ru на сегменте методические указания для выполнения заданий - student2.ru имеет конечное число экстремумов и является непрерывной за исключением конечного числа точек разрыва методические указания для выполнения заданий - student2.ru рода. Тогда ряд Фурье этой функции сходится в каждой точке сегмента методические указания для выполнения заданий - student2.ru и сумма методические указания для выполнения заданий - student2.ru этого ряда:

1) методические указания для выполнения заданий - student2.ru во всех точках непрерывности функции методические указания для выполнения заданий - student2.ru , лежащих внутри сегмента методические указания для выполнения заданий - student2.ru ;

2) методические указания для выполнения заданий - student2.ru , где методические указания для выполнения заданий - student2.ru - точка разрыва I рода функции методические указания для выполнения заданий - student2.ru ;

3) методические указания для выполнения заданий - student2.ru на концах промежутка , т.е. при методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Разложить в ряд Фурье функцию методические указания для выполнения заданий - student2.ru , заданную в интервале методические указания для выполнения заданий - student2.ru уравнением методические указания для выполнения заданий - student2.ru .

Графиком этой функции в интервале методические указания для выполнения заданий - student2.ru является отрезок, соединяющий точки методические указания для выполнения заданий - student2.ru Сумма ряда Фурье является периодической функцией с периодом методические указания для выполнения заданий - student2.ru и совпадает с функцией методические указания для выполнения заданий - student2.ru в интервале методические указания для выполнения заданий - student2.ru .

Определяем коэффициенты ряда Фурье . Сначала находим

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Второй интеграл равен нулю как интеграл от нечётной функции, взятый по интервалу, симметричному относительно начала координат. Таким образом,

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Далее, находим коэффициенты методические указания для выполнения заданий - student2.ru Имеем

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Нетрудно видеть, что оба интеграла равны нулю (подъинтегральная функция второго интеграла является нечётной как произведение чётной функции на нечётную). Итак, методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Найдём теперь коэффициенты методические указания для выполнения заданий - student2.ru

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Первый интеграл равен нулю. Подъинтегральная функция второго интеграла является чётной как произведение двух нечётных функций. Таким образом,

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Интегрируя по частям, получим методические указания для выполнения заданий - student2.ru

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Следовательно, разложение функции методические указания для выполнения заданий - student2.ru в ряд Фурье имеет вид:

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Ряды Фурье рассматриваются в учебном пособии П.Е.Данко, А.Г.Попов, Т.М.Кожевникова. Высшая математика в упражнениях и задачах, ч. методические указания для выполнения заданий - student2.ru гл.3, §8.

Задание 481 – 491.

Представить методические указания для выполнения заданий - student2.ru где методические указания для выполнения заданий - student2.ru в виде методические указания для выполнения заданий - student2.ru ; проверить, является ли она аналитической. Если да, то найти значение её производной в заданной точке методические указания для выполнения заданий - student2.ru

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Здесь мы воспользовались формулой Эйлера методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Необходимыми условиями дифференцируемости функции методические указания для выполнения заданий - student2.ru в точке методические указания для выполнения заданий - student2.ru являются условия Коши – Римана

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Находим частные производные

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Т.е. условия Коши – Римана выполнены во всех точках комплексной плоскости. Кроме того, частные производные непрерывны всюду. Следовательно, заданная функция дифференцируема и является аналитической на всей комплексной плоскости.

Производная может быть найдена по тем же формулам, что для функций действительного переменного.

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

В заданной точке методические указания для выполнения заданий - student2.ru

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Типовые задачи по теме «Производная функции комплексного переменного» рассматривается в учебном пособии П.Е.Данко, А.Г.Попов, Т.М.Кожевникова. Высшая математика в упражнениях и задачах, ч. методические указания для выполнения заданий - student2.ru гл.VII, §§1,2.

Задание 491 – 500.

Используя теорему о вычетах, вычислить заданный интеграл по замкнутому контуру С, обходимому против часовой стрелки.

Основные определения и теорема.

Точка методические указания для выполнения заданий - student2.ru называется полюсом к-того порядка функции методические указания для выполнения заданий - student2.ru , если методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Пусть методические указания для выполнения заданий - student2.ru –полюс n-го порядка функции методические указания для выполнения заданий - student2.ru . Вычет функции методические указания для выполнения заданий - student2.ru относительно её полюса n-го порядка вычисляется по формуле

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

(residue– вычет).

Если методические указания для выполнения заданий - student2.ru –полюс первого порядка (простой полюс) функции методические указания для выполнения заданий - student2.ru , то

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Пусть методические указания для выполнения заданий - student2.ru –аналитическая функция в замкнутой области методические указания для выполнения заданий - student2.ru , кроме конечного числа изолированных особых точек методические указания для выполнения заданий - student2.ru (полюсов или существенно особых точек). Тогда интеграл от функции по контуру методические указания для выполнения заданий - student2.ru , содержащему внутри себя эти точки и целиком лежащему в области методические указания для выполнения заданий - student2.ru , равен произведению методические указания для выполнения заданий - student2.ru на сумму вычетов в указанных особых точках, т.е.

методические указания для выполнения заданий - student2.ru .

(Основная теорема о вычетах).

Пример:

Найти методические указания для выполнения заданий - student2.ru Где методические указания для выполнения заданий - student2.ru –окружность, методические указания для выполнения заданий - student2.ru ,полюс ы i, –i, 2 находятся внутри замкнутого контура методические указания для выполнения заданий - student2.ru .

Отсюда

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

методические указания для выполнения заданий - student2.ru методические указания для выполнения заданий - student2.ru

методические указания для выполнения заданий - student2.ru методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Типовые задачи по теме «Применение вычетов к вычислению интегралов» рассматривается в учебном пособии П.Е.Данко, А.Г.Попов, Т.М.Кожевникова. Высшая математика в упражнениях и задачах, ч. методические указания для выполнения заданий - student2.ru гл.VII, §6.

Задание 501 – 510 .

Найти оригинал методические указания для выполнения заданий - student2.ru , которому соответствует изображение Лапласа методические указания для выполнения заданий - student2.ru .

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Если изображение является правильной рациональной дробью, то его следует представить в виде суммы элементарных дробей, т.е. дробей вида

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Это можно сделать методом неопределённых коэффициентов (как это делалось при интегрировании рациональных дробей). Количество неопределённых коэффициентов должно совпадать со степенью знаменателя. В нашем случае

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

методические указания для выполнения заданий - student2.ru –неопределённые коэффициенты. Они находятся из тождества.

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Придавая методические указания для выполнения заданий - student2.ru различные значения или приравнивая коэффициенты при одинаковых степенях методические указания для выполнения заданий - student2.ru в левой и правой части тождества, получим систему уравнений для неизвестных методические указания для выполнения заданий - student2.ru Например:

методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Для отыскания оригинала следует использовать таблицу изображений основных элементарных функций.

В этой таблице изрображению методические указания для выполнения заданий - student2.ru соответствует оригинал методические указания для выполнения заданий - student2.ru Применив эту формулу, находим: методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Таблицу изображений, а также примеры отыскания изображений и оригиналов, можно найти в пособии П.Е. Данко, А.Г. Попов, Т.М. Кожевникова. Высшая математика в решениях и задачах, ч. методические указания для выполнения заданий - student2.ru гл. VIII, §§1,2.

Задание511 -520

Методом операционного исчисления найти частное решение дифференциального уравнения, удовлетворяющего заданным начальным условиям.

методические указания для выполнения заданий - student2.ru , методические указания для выполнения заданий - student2.ru методические указания для выполнения заданий - student2.ru

Пусть оригиналу методические указания для выполнения заданий - student2.ru соответствует изображение методические указания для выполнения заданий - student2.ru , т.е. методические указания для выполнения заданий - student2.ru Тогда методические указания для выполнения заданий - student2.ru ; методические указания для выполнения заданий - student2.ru ;

По таблице изображений методические указания для выполнения заданий - student2.ru Переходим в заданном уравнении к изображениям методические указания для выполнения заданий - student2.ru ,

или методические указания для выполнения заданий - student2.ru ; методические указания для выполнения заданий - student2.ru .

Разложим эту рациональную дробь на простейшие дроби:

методические указания для выполнения заданий - student2.ru ,

методические указания для выполнения заданий - student2.ru .

Полагая методические указания для выполнения заданий - student2.ru , получаем методические указания для выполнения заданий - student2.ru , т.е. методические указания для выполнения заданий - student2.ru ; при методические указания для выполнения заданий - student2.ru имеем методические указания для выполнения заданий - student2.ru , т.е. методические указания для выполнения заданий - student2.ru . Уравнивая коэффициенты при методические указания для выполнения заданий - student2.ru , получим методические указания для выполнения заданий - student2.ru ,

т. е. методические указания для выполнения заданий - student2.ru . Следовательно, методические указания для выполнения заданий - student2.ru . Откуда по таблице изображений методические указания для выполнения заданий - student2.ru .

Применение операционного исчисления к решению дифференциальных уравнений рассматривается в учебном пособии П.Е. Данко, А.Г. Попов,

Т.М. Кожевникова. Высшая математика в упражнениях и задачах, ч. методические указания для выполнения заданий - student2.ru гл.VIII, §4.

Теоретические материалы и примеры решения задач, соответствующих № 521-530,531-540, 541-550, 551-560,571-580 можно найти в учебных пособиях

П.Е. Данко, А.Г. Попов, Т.М. Кожевникова. Высшая математика в упражнениях и задачах, ч. методические указания для выполнения заданий - student2.ru гл.V; Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике.

Литература

Основная литература

1. Теория функций комплексного переменного и операционное исчисление в примерах и задачах [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / А. В. Пантелеев, А. С. Якимова. - 3-е изд., испр. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань, 2015. - 446 с.

2. Конспект лекций по высшей математике [Текст] : полный курс : [учебное пособие для вузов] / Д. Т. Письменный. - 10-е изд., испр. - Москва : Айрис-пресс, 2011. – 602 с.

3. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст] : учебник для среднего профессионального образования [Гриф Минобразования РФ] / Е. С. Кочетков, С. О. Смерчинская, В. В. Соколов. - 2-е изд., испр. и перераб. - Москва : Форум : ИНФРА-М, 2014. - 239 с.

4. Высшая математика для экономических специальностей [Текст]: учебник и практикум для вузов/ Н.Ш. Кремер и др.; под ред. Н.Ш. Кремера. – 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2011. – 909 с.

5. Справочник по математике для бакалавров [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / [А. Ю. Вдовин и др.]. – Электрон. текстовые дан. – Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2014. – 79 с.

6. Туганбаев А.А. Задачи и упражнения по высшей математике для гуманитариев [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / А. А. Туганбаев. – 4-е изд., испр. и доп. – Электрон. текстовые дан. – Москва: Флинта, 2011. – 399 с.

Дополнительная литература

1. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах [Текст] / П.Е. Данко, А.Г. Попов, Т.Я.Кожевникова. В 2 ч. – 7-е изд., испр. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2008.- 815 с.

2. Сборник задач по теории функций комплексного переменного [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Л. И. Волковыский, Г. Л. Лунц, И. Г. Араманович. - 3-е изд., стер. - Москва : Наука, 1975. - 319 с.

3. Конспект лекций по высшей математике [Текст] : [учебное пособие для вузов]. Ч. 2. Тридцать пять лекций / Д. Т. Письменный. - 6-е изд. - Москва : Айрис-пресс, 2008. - 251, [1] с.

4. Баврин И.И. Высшая математика для педагогических направлений [Текст]: учебник для бакалавров по педагогическим направлениям и специальностям / И. И. Баврин ; Моск. пед. гос. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. –Москва : Юрайт, 2014. – 615с.

5. Богомолова Е.П. Сборник задач и типовых расчетов по общему и специальным курсам высшей математики [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов/ Е. П. Богомолова, А. И. Бараненков, И. М. Петрушко. –Электрон. текстовые дан. – Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2015. –462 с.

6. Хуснутдинов Р.Ш. Математика для экономистов в примерах и задачах [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Р. Ш. Хуснутдинов, В. А. Жихарев. – Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2012. – 654 с.

7. Сборник заданий по специальным курсам высшей математики [Текст] : типовые расчеты / В. Ф. Чудесенко - 5-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2010. - 191с.

8. Шипачев В.С. Высшая математика [Текст]: Учебн. для вузов. / В.С. Шипачев. – М.: Высшая школа, 2007. – 479 с.

ЗАДАНИЯ и методические указания к выполнению

Наши рекомендации