Тема 12. Качества высшего профессионального образования
38. Качество подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, его оценка и обеспечение.
39. Стандарты качества высшего профессионального образования. Формы оценки качества высшего профессионального образования.
40. Психолого-педагогические условия итехнологии обучения, способствующие качеству подготовки специалистов в системах профессионального образования,
развитию личности и сохранению здоровья.
2. Практические задания:
1. Проанализируйте изменения в уровнях профессионального образования в соответствии с Федеральный законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Проанализируйте требования ФГОС+3 к кадровому обеспечению ООП бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование».
3. Проанализируйте требования ФГОС+3 к кадровому обеспечению ООП магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование».
4. Дайте характеристику Профессиональному стандарту Преподаватель (проект от 15.08.2013) (подготовлен Минтрудом России)
5. Проанализируйте требования к результатам освоения программ магистратуры по направлению подготовки 44.04.01. Педагогическое образование.
6. Проанализируйте требования к результатам освоения программ бакалавриата по направлению подготовки 44.04.01. Педагогическое образование.
7. Проанализируйте структуру учебного плана бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование».
8. Проанализируйте структуру учебного плана магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование».
9. Сравните типовой учебный и учебный рабочий план магистратуры по направлению подготовки 44.04.01. Педагогическое образование.
10. Охарактеризуйте основные требования к организации проведению лекционных занятий. Подтвердите их конкретными примерами из практики.
11. Охарактеризуйте основные требования к проведению семинарских и практических занятий. Подтвердите их конкретными примерами из практики
12. Выделите основные виды промежуточного контроля в образовательной организации высшего образования, раскройте на конкретных примерах требования к ним.
13. Каковы требования к организации самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине, покажите на конкретных примерах варианты форм её контроля.
14. Объясните на конкретном примере основные требования к планированию в рабочей учебной программе дисциплины фонда оценочных средств (ФОС).
15. Объясните различия в организации и проведении просеминаров, семинаров и спецсеминаров по учебной дисциплине.
16. Выделите основные типы лекций, объясните требования к их организации, содержанию и проведению. Проиллюстрируйте на примерах.
17. Каковы обязательные и добровольные виды участия бакалавров и магистрантов в научно-исследовательской работе (НИР)? Проаннотируйте их.
18. На конкретном примере раскройте требования к подготовке курсовыхработ.
19. На конкретном примере раскройте требования к подготовке выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров.
20. На основе ФГОС (2014) Педагогическое образование сравните основные виды профессиональной деятельности бакалавров и магистров.
3. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для подготовки к экзамену
Основная литература по дисциплине:
1. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 368 с.
Дополнительная:
1. Буланова А.В., Топоркова Е.П. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
1. Васенов Ю.Б. Организация и управление учебным процессом вуза при переходе на ФГОС ВПО нового поколения: Учебное пособие /Ю.Б. Васенов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
2. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: Компетентностный подход: учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2009.
3. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
4. Козарев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: Учебно-методическое пособие. – СПб, 2005.
5. Маркова С.М. Дидактическая система и модели обучения. – Н. Новгород: ВГИПА, 2009. – 100 с.
6. Маркова С.М. Технология разработки комплекта методического обеспечения по учебной дисциплине. – Н. Новгород: ВГИПА, 2003. – 23 с.
7. Маркова С.М. Моделирование педагогических систем. – Н.Новгород: ВГИПА, ВГИПА, 2010. – 100 с.
8. Минин М.Г. Диагностика качества знаний и компьютерные технологии обучения. – Томск: ТГПУ, 2001. – 215 с.
9. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.] − М.: Федеральный институт развития образования, 2008. − 14 с.
10. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.– 456 с.
11. Педагогика профессионального образования: учебное пособие/Под ред.В.А. Сластенина – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с.
12. Педагогика / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа – Пресс, 2008. – 512 с.
13. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
14. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. – М., Академия, 2008.
15. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: учебное издание. – М., 2004.
16. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие /Под ред. Е.Е. Полат. – М.,2008.
17. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2010.
18. Розов Н.Х., Попков В.А., Коржуев А.В. Практическая педагогика высшей школы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
19. Смирнов С.Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы. М.: МГТУ им. Баумана, 2007.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2007. – 256 с.
21. Соколова И.Ю. Педагогическая психология. Учебное пособие для магистрантов, аспирантов, педагогов. – Томск, Изд-во ТПУ, 2011.– 332 с.
22. Педагогика профессионального образования: учебное пособие/Под ред.В.А. Сластенина – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с.
23. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.
24. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие. – М., 2010.
25. Хунагов, Р.Д. Инноватика в российском высшем образовании: проблемы и перспективы/Р.Д. Хунагов; отв. Ред. Ю.Д. Волков. – Ростов н/Д: Знания, 2010.
3/аПеречень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины
1.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
2. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
3. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/
4. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Международная конференция «Применение новых технологий в образовании» http://www.bytic.ru
6. Российский образовательный форум http://www.schoolexpo.ru
7. ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия http://www.wikiznanie.ru
8. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
9. Педагогический энциклопедический словарь http://dictionary.fio.ru
10.Инновационная образовательная сеть «Эврика» http://www.eurekanet.ru
11. Центр дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru
12. Библиотека Магистра (ИНТЕРНЕТ-ИЗДАТЕЛЬСТВО) Электронные издания произведений и биографических и критических материалов http://www.magister.msk.ru/library/