Тема 1. Предмет и значение логики. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

Кафедра «Управление персоналом и социология»

Е. П. Пьяных

ЛОГИКА

Практикум

Екатеринбург

Л Ю4

П 96

Пьяных Е. П. Логика. Практикум. – Екатеринбург: УрГУПС : 2012. – 96 с.

Практикум предназначен для организаций внеаудиторной, самостоятельной работы студентов.

Практикум включает логические задания и упражнения, решение которых поможет закрепить знание теории и развить навыки логического мышления.

Печатается по решению редакционно-издательского Совета УрГУПС

Составитель: Е. П. Пьяных – доцент кафедры философии и истории, кандидат философских наук (УрГУПС)

Рецензент: Н. А. Александрова – доцент кафедры управления персоналом и социологии, кандидат философских наук (УрГУПС)

© Уральский государственный университет

путей сообщения (УрГУПС), 2012

Оглавление

Введение 3

Тема 1. Предмет и значение логики 4

Тема 2. Понятие как форма мышления 5

Тема 3. Логические операции с понятиями 9

Тема 4. Суждение как форма мышления 15

Тема 5. Умозаключение как форма мышления 25

Тема 6. Сокращенный силлогизм и его виды 43

Тема 7. Условные и разделительные умозаключения 48

Тема 8. Индуктивные умозаключения и их виды 60

Тема 9. Традуктивные умозаключения 69

Тема 10. Основные законы формальной логики 74

Тема 11. Логические основы аргументации 82

Литература 94

Введение

Усвоение теоретических вопросов формальной логики не является самоцелью. Главное – научиться применять логические законы, приемы и операции на практике, в процессе рассуждения. Важную роль в приобретении этих навыков играют упражнения в решении логических задач.

Данный практикум предназначен для студентов, изучающих курс логики. Практикум включает упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном усвоении курса, развитии навыков логического мышления. Работа над заданиями позволит закрепить полученные в ходе изучения логики ее теоретические положения, выработать навыки логического анализа различных понятий, высказываний и рассуждений, решения логическими средствами различного рода задач, которые возникают в практической деятельности человека, умение отличать правильные рассуждения от рассуждений, содержащих логические ошибки.

Упражнения подобраны на все темы курса логики, отраженные в рабочей учебной программе. Содержание практикума соответствует содержанию большинства учебников логики, вышедших в нашей стране в последние годы.

Выполнение заданий требует знания теории. С этой целью в начале каждого параграфа даны краткие теоретические сведения.

В решении задач следует упражняться не после усвоения всего теоретического курса, а по мере последовательного изучения отдельных тем.

Практикум может быть использован преподавателем для организации практической работы на семинарских занятиях, студентами – с целью самоконтроля знаний.

Тема 1. Предмет и значение логики

Логика – это наука о законах и формах правильного мышления.

Особенности логики:

– она носит всеобщий характер;

– логическая форма и законы всех людей имеют общую логическую структуру;

– логика предполагает единство содержания и формы;

– она выступает методом познания посредством логических действий.

Общекультурное значение логики:

– повышает культуру мышления;

– способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения;

– усиливает эффективность и убедительность речи;

– помогает заметить ошибки в речи других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.

Упражнение 1.

Приведите примеры, иллюстрирующие значение логики в научной, учебной деятельности, профессиональной управленческой деятельности.

Упражнение 2.

Установите, какие из приведенных ниже выражений естественного языка имеют одинаковую структуру.

1. Москва – столица России.

2. Все адвокаты – юристы.

3. Если треугольник имеет равные стороны, то он имеет и равные углы.

4. Некоторые грибы являются ядовитыми.

5. Среди водителей много женщин.

6. Если у человека есть сила воли, ничто не сможет ему помешать.

7. Мексика – родина многих кактусов.

8. Если человек совершил преступление, то он должен быть наказан. Этот человек совершил преступление. Значит, он должен быть наказан.

9. Нет такого лабиринта, из которого не было бы выхода.

10. Мой друг успешно сдал экзамены и поступил в университет.

11. Ни один человек не имеет права нарушать закон.

12. Некоторые люди не обладают достаточной волей, чтобы отказаться от вредной привычки.

13. Этот человек или столяр, или плотник.

14. Длительные занятия физкультурой позволяют сохранить хорошую физическую форму.

15. Он был свидетелем происшествия и может подробно его описать.

Наши рекомендации