Тема № 4. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования

План:

1. Понятие о компетентностном подходе в высшем

профессиональном образовании. Ведущие принципы и положения компетентностного

подхода к подготовке кадров.

2. Цели профессиональной подготовки с позиций

компетентностного подхода.

3. Особенности содержания высшего профессионального

образования в рамках компетентностного подхода.

4. Технологии профессионального образования,

совершенствующие функциональную подготовку специалистов.

5. Критерии и методы оценки уровней сформированности

компетентности и овладения компетенциями.

Повышение качества образования является сегодня одной

из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества.

В Декларации Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по

развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в

Европе (2002) поставлен ряд задач, среди которых:

- создание единого европейского пространства в области

профессионального образования;

- решение проблемы признания компетенций, создания единой

системы кредитных единиц.

В сфере профессионального образования в рамках

Болонского и Копенгагенского процессов наша страна взяла на себя обязательства

присоединения к базовым принципам организации единого европейского

пространства, в том числе – по компетентностному формату представления

результатов профессионального образования.

Ориентация на формирование профессиональной

компетентности выступает сегодня в качестве главной цели высшей школы и

пронизывает все документы, определяющие ее развитие (Болонская декларация,

Концепция и программа модернизации образования на период до 2010г., Концепция и

программа обновления профессионально-педагогической подготовки учителя). В материалах

модернизации российского образования компетентностный подход провозглашен в

качестве важнейших концептуальных положений обновления содержания образования.

Анализ многочисленных публикаций показывает, что компетентностный подход – это

попытка привести в соответствие профессиональное образование и потребности

рынка труда, т.к. компетентностный подход связан с выполнением особого заказа

на компетентного специалиста со стороны работодателей.

С позиций компетентностного подхода уровень

образованности в современных условиях определяется не столько объемом знаний,

их энциклопедичностью, сколько способностью решать профессиональные проблемы и

задачи различной сложности на основе имеющихся знаний. Сторонники компетентностного

подхода провозгласили основой содержания образования не знания, а более сложную

культурно-дидактическую структуру – целостную компетентность. В образовательном

пространстве Европы для обозначения уровня профессиональной квалификации

выпускников учебных заведений используется термин «компетенция», которая имеет

содержательную характеристику и уровневую дифференциацию в зависимости от

степени овладения будущими специалистами способами профессиональной

деятельности.

Базовыми принципами компетентностного подхода

являются:

а) содержание образовательной программы подразумевает

не изучение конкретной профессии, а освоение ключевых, базовых, специальных

компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда;

б) непрерывность профессионального образования в

течение всей жизни человека;

в) переход от предметного обучения к

межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему гибкость

профессионального образования.

Компетентностный подход к подготовке кадров –

совокупность теоретических положений и организационно-педагогических мер,

направленных на обеспечение условий для формирования профессиональной компетентности

будущего специалиста.

Компетентностный подход как образовательная концепция

и методологический подход в педагогике высшей школе представляет собой

совокупность общих принципов определения цели и задач профессиональной

подготовки, отбора содержания образования, организации образовательного

процесса и оценки его результатов. В связи с этим он включает в себя:

- теоретическое обоснование цели профессиональной

подготовки;

- теоретическое обоснование необходимости и объема

изменений в содержании образования;

- определение образовательной стратегии, включающей

соответствующие технологии, формы и методы обучения;

- выработку критериев и диагностического

инструментария оценки результатов профессиональной подготовки.

Таким образом, компетентностный подход предусматривает

системную трансформацию

профессиональной подготовки, основу которой составляет идея направленности

образовательного процесса вуза в единстве его целевого, содержательного и

технологического компонентов на конечный результат – становление профессиональной

компетентности будущего специалиста.

Цели
профессиональной подготовки

В качестве целей-результатов образовательного

процесса, с позиций компетентностного подхода, выступают принципиально новые

образовательные конструкты – компетентности и компетенции. Заметим, что в

зарубежной литературе мы найдем только одно понятие – компетенция (competence). Целью профессионального образования является

формирование профессиональной компетентностивыпускника, под которой понимается интегральная характеристика

личности, определяющая ее способность решать профессиональные проблемы и задачи

с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта,

ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае понимается не как

«предрасположенность», а как «умение».

Компетентность
–интегральная характеристика личности человека, способного реализовать на

практике свои компетенции (знания и умения). Это личностная характеристика

человека, комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного

взаимодействия с окружающим миром в той или иной области.

Компетенция – это способность успешно решать

конкретного вида задачи в определенной деятельности на основе знаний и умений.

Компетенции–

это профессионально-функциональные прикладные знания и умения.

Компетенции - это обобщенные способы действий,

обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

Компетенции - это способности человека реализовать на

практике свою компетентность (Э.Ф.Зеер).

Отличия компетенций от других продуктов-результатов

образовательного процесса состоят в том, что они: являются интегрированным

результатом; позволяют решать целый класс задач в отличие от функциональной

грамотности; существуют в форме деятельности, а не просто в виде знаний о

способах деятельности.

Компетенция является дидактической единицей усвоения,

такой формой сочетания знаний, умений, навыков, которая позволяет справляться с

поставленными задачами.

Профессиональная компетентность представляет собой

совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей, каждая из которых

состоит в свою очередь их ключевых, базовых и специальных компетенций.

Общекультурная
компетентность является обязательной

атрибутивной характеристикой личности специалиста любой профессиональной деятельности.

Она проявляется в способности решать профессиональные задачи на основе

использования информации, коммуникации, социально-правовых основ подведения

личности в обществе. Она представлена социальными,
межкультурными, коммуникативными, социально-информационными компетенциями

широкого спектра использования, обладающими определенной универсальностью.

Общекультурная компетентность формируется прежде всего

в процессе освоения дисциплин гуманитарного, социально-экономического и

естественно-научного циклов (философия, культурология, история, иностранный

язык, право, информатика и др.). Данный блок дисциплин включает такие модули,

как мировоззренческий, аксиологический, историко-культурный,

социально-экономический, естественно-научный, коммуникативный, соматический.

Общепрофессиональная
компетентность отражает специфику конкретной

профессии, является обязательной атрибутивной характеристикой личности

специалиста конкретной профессии (педагог, медик, технический работник,

работник искусства и др.). Она включает в себя профессионально-этические, методологические, предметно-ориентированные
компетенции, которые носят общепрофессиональный характер и являются

инвариантными к деятельности по определенной профессии. Помимо этого мы

включаем в перечень общепрофессиональных компетенций диагностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и аналитические

компетенции.

Общепрофессиональная компетентность выпускников

педвузов (по педагогическим специальностям), инвариантная к направлению

подготовки, обеспечивает подготовленность выпускников к решению общепедагогических

задач, которые должен уметь решать любой специалист с педагогическим образованием.

Общепрофессиональные компетенции вырабатываются в

результате освоения цикла общепрофессиональных дисциплин, необходимых для всех

специальностей. Блок ОПД состоит из следующих модулей: ориентирующий; теоретико-методологический;

деятельностный; фундаментальный; интегративный.

Специальная
компетентность отражает специфику

конкретной предметной сферы профессиональной деятельности и привязана к

конкретному объекту и предмету труда.

Специальными компетенциями студент овладевает в

процессе освоения дисциплин специальности (профильной подготовки).

Одной из новых и важных задач для

профессорско-преподавательского состава является профессиографически грамотное

вычленение и формулировка специальных компетенций будущего специалиста.

Необходимо составление, так называемой, функциональной
карты, в основе которой лежит функциональный анализ (описание трудовой

деятельности через функции и результаты). Она состоит из описания основной

цели, функций профессии и значимых действий (являющихся производными от

основных функций). Функции реализуются через совокупность конкретных действий,

которые опираются на знания, необходимые для их осуществления.

Алгоритм действий по вычленению специальных

компетенций:

а) указать, к каким видам профессиональной

деятельности выпускник должен быть подготовлен;

б) указать цели его профессиональной деятельности по

каждому виду;

в) указать, к выполнению каких профессиональных задач

(функций) выпускник должен быть подготовлен

(ему предстоит выполнять);

г) указать, каким набором действий (компетенций)

специалист должен обладать для успешного выполнения этих задач (функций).

Все компетенции, включая и специальные, формулируются

через действия и выражаются в глагольной форме, а именно: анализировать,

оценивать, планировать, взаимодействовать с .., использовать, применять,

проводить, организовывать, вырабатывать, определять, осуществлять,

конструировать, разрабатывать, отбирать, произвести, проводить, владеть

технологией, владеть методами, вести, соблюдать, действовать, способствовать,

корректировать, консультировать, проводить работу с ..., диагностировать,

строить процесс, оформлять и т. д.

Таким образом, обозначена достаточно отчетливо,

заявлена главная установка – усилить практическую направленность

профессионального образования. К моменту завершения обучения в вузе студент

должен быть способен решать

определенный круг профессиональных задач, действовать в ситуациях, связанных с

неопределенностью, использовать свои теоретические знания в практической

деятельности, уметь ответить на вопрос: чему я научился?

Содержание образования

Изменения в содержании образования связаны с

внедрением задачного и практико-ориентированного подходов к отбору материала с

сохранением принципа фундаментальности.

В Глоссарии ЮНЕСКО (2004) под обучением, основанным на

компетенциях, понимается «обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации

знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной

трудовой деятельности».

Изменения в содержании образования обеспечиваются

различными способами:

а) интенсификация обучения за счет добавления новых

спецкурсов, практикумов по развитию ключевых, базовых или специальных компетенций

за счет вузовского компонента;

б) добавление нового содержания в традиционные учебные

программы (практико-ориентированные разделы, задачи и задания).

Особо значимыми единицами содержания профессиональной

подготовки становится задача, задание. Разработчики концепции развития профессиональной

компетентности будущего специалиста в качестве ведущей обосновали стратегию

обучения на основе решения задач. В основе данной стратегии обучения лежит

следующая логика действий:

- определить;

- разработать, решить, представить;

- оценить, обменяться мнениями.

Согласно компетентностному подходу содержание

образования призвано строиться на принципе модульного обучения. Модульный

подход в высшем профессиональном образовании представляет собой концепцию

организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает

совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее

достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального

обучения.

Модуль понимается как целостный набор подлежащих

освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме

требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и

представляющий составную часть более общей функции. Каждый модуль оценивается и

сертифицируется. Он представляет собой относительно самостоятельную единицу

образовательной программы, направленную на формирование определенной

профессиональной компетенции или группы компетенций. Соответственно, модульная

программа – это совокупность и последовательность модулей, направленная на

овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения

квалификации.

Технологии обучения

Важнейшее место в реализации цели и содержания

развития профессиональной компетентности будущего специалиста принадлежит развивающим технологиям профессионального

образования, которые совершенствуют функциональную подготовку специалиста. К

ним относятся:

- деятельностно-ориентированные технологии (метод

проектов; игровые технологии; имитационно-игровое моделирование технологических

процессов);

- когнитивно-ориентированные технологии (методы

учебного диалога и учебной дискуссии; проблемное обучение, задачный метод,

контекстное обучение; мозговой штурм);

- личностно-ориентированные технологии (технология

субъектного развития; технология личностно-творческого развития; тренинг

развития, тренинг личностного роста, смыслопоисковый диалог).

В компетентностно-ориентированном обучении

целесообразно использование следующих форм и методов обучения: работа в парах;

работа в малых группах; производственная практика; производственная экскурсия;

изучение и анализ конкретного опыта; демонстрация трудового опыта; изучение и

анализ конкретных случаев из практики; практические и лабораторные работы с элементами

творческой деятельности; защита особого способа решения профессиональной

задачи; проведение самостоятельного микроисследования; разработка рацпредложения

и др.

Результаты обучения

Компетентностный подход акцентирует внимание на

результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма

усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, решать

профессиональные задачи различной сложности.

Результат профессиональной готовности будущего

специалиста в рамках компетентностного подхода будет рассматриваться как «способность к деятельности», которая

предполагает способность ставить цель и достигать ее в деятельности, решать

проблемы, уметь анализировать, оценивать свою деятельность, способность к рефлексии.

Измерение уровня компетентности студентов требует

совершенствования контрольно-измерительных материалов и специальной подготовки

преподавателей. В европейской практике используются следующие ранги: превосходный,

очень хороший, хороший, удовлетворительный, достаточный, недостаточный, крайне

недостаточный.

К основным методам оценки, используемым в модульном

обучении, основанном на компетенциях, относятся:

- решение задач;

- сбор образцов деятельности студентов,

демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;

- экзамен в активной форме;

- свидетельства, демонстрируемые в процессе

смоделированной или реальной трудовой ситуации;

- дневники, которые ведут студенты;

- индивидуальные или групповые проекты;

- практические задания по демонстрации умений.

Оценка освоенных компетенций осуществляется по критерию

«умеет/не умеет делать». Она может быть проведена с участием внешних экспертов

или на рабочем месте. Методика позволяет выявить несоответствие (недостаточные

умения) демонстрируемых компетенций задачам модуля в конкретной области.

Критерии для установления уровня профессиональной

компетентности:

- владение базовым уровнем теоретических знаний и

умением применять их в собственной практической деятельности;

- способность объяснять собственные достижения, видеть

затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения;

- способность решать инновационные проблемы; владение

методами профессионального исследования;

- умение соотносить свой опыт с опытом коллег, а также

анализировать достижения и недостатки в собственной работе и работе коллег;

- степень владения коммуникативной компетенцией;

- способность и стремление продолжать профессиональное

образование.

Рекомендуемыми критериями для оценки качества

подготовки выпускников по каждой из форм итоговой аттестации могут являться

следующие.

В процедурах оценивания на итоговом государственном экзамене:

- владение информацией и умениями в рамках предметной

области знания;

- способность разрешать учебные (смоделированные)

проблемы профессиональной деятельности;

- качество ответов на дополнительные вопросы;

- коммуникативные умения и навыки.

В процедурах оценивания ВКР:

- актуальность работы для области профессиональной

деятельности;

- владение общепрофессиональными (методологическими)

компетенциями;

- владение специальными компетенциями;

- успешность решения конкретной проблемы

профессиональной деятельности;

- мнение научного руководителя об уровне использования

навыков научно-исследовательской и проектировочной деятельности;

- рейтинговая оценка рецензента о ВКР.

В процедурах оценивания итоговой педагогической практики:

- рейтинговая оценка отчета по практике (оценка

руководителя практики);

- рейтинговая оценка педагогической деятельности

выпускника администрацией образовательного учреждения;

- рейтинговая оценка педагогической деятельности

выпускника коллегами (учителя-предметника, специалиста, школьного методиста);

- самоанализ педагогической деятельности выпускника.

Выводы

Компетентностный подход представляет собой

совокупность общих принципов определения целей, отбора содержания, организации

учебного процесса и оценки его результатов. К числу основных положений

компетентностного подхода мы относим:

- цели обучения заключаются в развитии у студентов

способности самостоятельно решать стандартные и нетипичные задачи в различных

сферах профессиональной деятельности;

- содержание образования представляет собой

дидактически адаптированный социальный и учебно-профессиональный опыт решения

познавательных, мировоззренческих, производственных ситуаций и задач;

- смысл организации учебного процесса заключается в

создании педагогических условий для накопления студентами опыта

самостоятельного решения указанных задач;

- оценка учебных результатов основывается на анализе

уровней сформированности общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций.

Наши рекомендации