V. методическое обеспечение учебного предмета
Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися творческих заданий. Весь учебный материал преподаватель обязан преподносить учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной работе с каждым учеником.
Задания первого года обучения направлены на формирование базовых знаний по изображению отдельных предметов, групп предметов, что позволяет учащимся овладеть рисованием несложных натюрмортов.
Второй год обучения нацелен на формирование базовых знаний по изображению явлений природы, природных элементов, архитектуры, что позволяет учащимся научиться рисовать пейзаж.
Третий год обучения знакомит учащихся с изображением животных, птиц и человека, что способствует формированию навыков изображать простую композицию.
Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.
Итогом освоения программы «Основы изобразительного искусства и рисование» становится выполнение учащимися итоговой работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Методическая литература
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., Педагогика,1989
5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996
6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983
7. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение, 1971
8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998
9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение, 1985
10. Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985
11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Просвещение, 1977
12. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1982
13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008
14. Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005
15. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ, 2002
16. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002
17. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение, 1985
18. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990
Учебная литература
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
3. Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для художников. Издание на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998
4. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М., Просвещение, 1998
5. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 1998
6. Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М., Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002
7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
8. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель: АСТ, 2006
9. Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006
10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007
11. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные:наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные:муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы:мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные:слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.