Средства поддержки обучения в Интернет

В традиционном учебном процессе мы учимся в аудиториях, встречаемся с преподавателями, используем книги, пособия и т.п. А что делать в Интернете? Есть студент и преподаватель, но они не видят друг друга, нет традиционных аудиторий со cтолами и стульями, библиотек и читальных залов.

Сделаем небольшое теоретическое отступление. Дидактической основой Интернет-обучения является сетевой курс, более правильно – сетевой учебно-методический и информационный комплекс (СУМИК), который в идеале должен обеспечивать все традиционные виды (организационные формы) занятий в вузе (лекции, семинары, практические занятия), научно-исследовательскую работу, самоподготовку, курсовое и дипломное проектирование, зачеты, экзамены и др. По дидактическим целям он может обеспечивать формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль усвоения, обобщение, совершенствование навыков.

В общем случае СУМИК включает в себя четыре взаимосвязанных блока, показанные на рис. 6: инструктивный, информационный, коммуникативный и контрольный.

Рис. 6. Структурно-функциональная схема сетевого учебно-методического и информационного комплекса

Инструктивный блок. В нем формируется презентация курса и особенности организации его изучения.

Информационный блок. Основные функции, которые несет этот блок, совпадают с функциями традиционного учебника. В нем представлена определенным образом структурированная учебная информация, которая включает в себя как минимум:

· учебную программу,

· содержание учебной дисциплины (учебная информация, разбитая на блоки),

· руководство по изучению дисциплины,

· глоссарий (толкование терминов и понятий, используемых в дисциплине),

· хрестоматию (полные или сокращенные тексты литературных источников по тематике дисциплины).

Коммуникативный блок. В нем решаются задачи педагогического общения, которое реализуется чаще всего в эпистолярном жанре посредством использования электронной почты, чат, форума.

Контрольный блок. Контроль заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Содержательную часть блока составляют в основном промежуточные и итоговые тесты. Может реализоваться также входной контроль знаний.

Известно, что для проведения учебного процесса надо подготовить, как минимум, учебный материал, обеспечить его изучение, общение с преподавателем и контроль. В принципе обычный преподаватель-пользователь может создать свой учебный Интернет-курс и вывесить учебный материал на собственноручно созданный сайт, организовать проведение электронных занятий в форуме и др., используя, например, сервер www.narod. ru. Однако, в масштабе университета, когда имеется много учебных курсов и много студентов, создавать такие самодельные Интернет-курсы неэффективно и приходится применять специальные инструменты – оболочки, которые иногда называют инструментальными средами разработки и использования сетевых курсов (ИСРИСК) или системы управления обучением (СУО). Сейчас на российском рынке существует много таких оболочек. Например, это:

· ВП (виртуальное представительство образовательного учреждения) www.openet.ru,

· Прометей - www.prometeus.ru,

· Доцент - www.uniar.ru,

· Орокс и др.

Ситуация на рынке таких продуктов напоминает ситуацию на рынке автомобилей, а выбор той или иной оболочки — на выбор автомобиля при покупке. Многое при этом зависит от имеющихся финансовых средств и личных предпочтений потенциальных пользователей.

Заметим, что, овладев навыками работы с какой-либо конкретной оболочкой, вы можете обучаться в Интернете, используя другие отечественные или зарубежные оболочки. В этой связи уместна такая аналогия: если вы знаете правила дорожного движения, технику вождения, основы устройства автомобиля, то вы можете добраться до нужного места как на отечественных машинах, так и на иномарках. Марка автомобиля в данном случае является метафорой оболочки.

Следует указать дидактические свойства (особенности, признаки) оболочки, которые проявляются при проведении учебных занятий как дидактические функции. Применительно к ИСРИСК можно выделить следующие дидактические свойства, обеспечивающие все виды учебной деятельности – ориентировочную, исполнительскую и контрольную. Это:

· гипермедийность представления учебной информации,

· контроль успешности овладения знаниями благодаря развитой системе тестирования,

· возможность оперативной актуализации учебных материалов курса,

· средства коммуникации (чат, форум), и др.

Таким образом, с помощью оболочки студент может обучаться в удобное для себя время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет.

Наши рекомендации