Глава 2. История идеи гуманизма

Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли

Реферат

  Исполнитель: Юнусова Р.Р. студентка 103 группы очного отделения ________________________ дата подпись  
  Научный руководитель: Мазарчук Н.И. оценка:_______________ ______________________ дата подпись

Екатеринбург 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………..………………………..…………………………………..…3

Глава 1Ян Амос Коменский - основоположник педагогической науки. «Великая дидактика».…………………………..……………………….………..5

Глава 2История идеи гуманизма ………..…………………………. …………..9

Заключение………………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………..…………………….…12

Введение

История педагогики является одной из научных дисциплин педагогического цикла и одним из учебных предметов в системе профессионально-педагогического образования.

В современных условиях вырабатываются новые подходы с целью объективного освещения истории школы и педагогики в нашем Отечестве, выявления ее глубинных связей с единым историко-педагогическим процессом в мире.

История педагогики призвана решать ряд научно-теоретических и социально-практических задач:

- изучать закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества; раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху;

- выявлять рациональные и гуманистически ориентированные педагогические средства, которые разработали поколения прогрессивных педагогов, осознавших взаимосвязь демократизации воспитания с общественным прогрессом и необходимость соответствия воспитания особенностям психофизического развития личности;

- раскрывать пути развития педагогической науки, характер взаимодействия педагогической теории и практики, обобщать то положительное, что было накоплено в предшествующие исторические эпохи;

- на каждом этапе социально-исторического развития представлять исторически верную картину состояния мировой и отечественной школы и педагогики;

- в целом историко-педагогические знания должны активно влиять на формирование исторического сознания педагогов всех уровней, способствуя дальнейшему совершенствованию народного образования.

Цель: Познакомить учащихся с идеями педагогической мысли.

Задачи:

· Рассмотреть «Великую дидактику» Я.А. Коменского;

· Познакомиться с идеей гуманизма;

· Сделать выводы.

Глава 1. Ян Амос Коменский - основоположник педагогической науки. «Великая дидактика».

Ян Амо́с Ко́менский — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Родился в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

Великая дидактика

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Глава 16. Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.

Основоположение 1

  • Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.
  • Утренние часы для занятий наиболее удобны.
  • Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

  • Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.
  • Развивать ум ранее языка.
  • Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
  • Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

  • В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

  • С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
  • Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

  • Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
  • Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения

Основоположение 1

  • Образование юношества должно начинаться рано.
  • У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
  • По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

  • Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
  • Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

  • Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
  • Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
  • Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Глава 18 Основы прочности обучения и учения

  • Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
  • Всё последующее должно опираться на предыдущее.
  • Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
  • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём то одном.
  • На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

Глава 27 О школьной дисциплине

  • «Школа без дисциплины есть мельница без воды»
  • Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
  • Постоянными примерами, воспитатель, сам должен показывать пример.
  • Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами

Глава 2. История идеи гуманизма

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век.

В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении гуманистического потенциала педагогических идей, взглядов Л.Н.Толстого, в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке использования гуманистической педагогики Л.Н. Толстого в учебно-воспитательном процессе, в определении содержания многоплановой деятельности учащихся (учебной и внеучебной), целенаправленной на формирование гуманистического сознания и поведения. Обоснованы и конкретизированы внешние (социально-политические, экономические) и внутренние (педагогические, психологические) условия и факторы, влияющие на развитие гуманистических идеалов подрастающего поколения, воспитываемого на ценностях гуманистической педагогики Л.Н. Толстого, что позволит прогнозировать развитие образования в XXI веке на принципах гуманизма.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы и положения создают предпосылки для более широкого освещения основных идей гуманистической педагогики Л.Н. Толстого. Результаты исследования являются ориентиром для учителей, классных руководителей, родителей в воспитании гуманистической культуры подростков. Разработанные педагогические рекомендации могут быть использованы педагогами в учебно-воспитательном процессе. Материалы исследования могут быть использованы также в вузовских курсах педагогики, спецкурсах, освещающих вопросы теории и методики гуманистического воспитания молодежи.

Заключение

Предмет истории педагогики как отрасли педагогического знания составляет развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития. История педагогики давно включена в содержание педагогического образования. К XIX столетию она постепенно стала самостоятельной отраслью педагогического знания.

Список использованной литературы

1. История средних веков. В 2т. Т.2: Раннее новое время: Учебник/ Под ред. С.П.Карпова. – М.: Изд-во Моск. Ун-та: Наука, 2005

2. Энгельс Фридрих. Диалектика природы. - М.: Политиздат, 1987

3. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. – М.: Гос. Издательство художественной литературы, 1969

4. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. – М.: Гос. Издательство художественной литературы, 1960

5. Б. Пуришев. Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. – М.: Гослитиздат, 1955

6. Энгельс Фридрих. Крестьянская война в Германии, М. 1952

Наши рекомендации