Идеи гуманизма эпохи Возрождения

Идеи гуманизма эпохи Возрождения.

Социально-философская мысль эпохи Возрождения.

Натурфилософия эпохи Возрождения.

Литература:

1. Баткин Л.М. Итальянский гуманизм: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978.

2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М., 1990

3. Баткин Л.М. Итальянский гуманистический диалог ХV века. Выражение стиля мышления в структуре жанра // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976.

4. Ревякина Н.В. Учение о человеке итальянского гуманиста Джаноццо Манетти .. Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1974.

5. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. - М., 1974.

6. Ретенбург В.Н. Титаны Возрождения. - Л., 1976.

7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

Источники:

1) Никколо Макиавелли. Государь. - М., 1990.

2) Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989.

3) Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. - М., 1995.

4) Коперник Н. О вращении небесных сфер. - М., 1964.

5) Николай Кузанский. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Соч. : В 2т. - М., 1979. - Т.I.

6) Бруно Д. Диалоги. - М., 1949.

7) Паскаль Б. Мысли // Библиотека всемирной литературы. - Т.42.

Идеи гуманизма эпохи Возрождения.

Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с ХIV до конца XVI – начала XVII вв.

Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») характеризуют культуру Италии, ставшей в этот период центром "гуманитарного знания" (studia humanitatis). Отсюда происходит понятие "гуманизм", в котором представлены идеи об уважении прав и достоинства человека, его стремление к свободе и счастью. Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской литературы. В работах гуманистов встречаются многочисленные обращения к философии Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона, Сенеки и других философов.

Основателем итальянского гуманизма называют, как правило, Франческо Петрарку. (Франческо Петрарка (1304 – 1374) родился в Ареццо. Великий поэт.)

Суть гуманистической антропологии состоит в том, чтобы земной мир представить полем реальной человеческой деятельности. Основным критерием ценности человека гуманисты считали не сословную принадлежность, а личные качества.

Творческим началом мира по-прежнему считался Бог, передавший эту способность и человеку. Поэтому смысл философии состоял в раскрытии гармоничного единства Божественного и человеческого, а не в их противопоставлении.

Смысл жизни человека состоял не в преодолении греховности, а в умении следовать природе, на началах которой должна обосновываться человеческая мораль. Идея христианского подвижничества вытесняется антиаскетизмом, в основе которого лежат идеи наслаждения, пользы и личной выгоды.

Две группы проблем представлены в этом направлении:

-учение о человеке, о его строении, о его общих качествах, о его месте в мире;

- учение об идеальном государственном устройстве общества.

Человек рассматривался как высшая ценность, а его благо, его счастье и развитие представлялись как высшая цель и задача государства. Лоренцо Валла, автор известного трактата "Об истинном и ложном благе" (в первой редакции "О наслаждении"), "Само понятие высокой нравственности, - считает Валла, - является пустым, нелепым и весьма опасным, и нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения".

Большое внимание деятели эпохи Возрождения уделяли художественному творчеству человека, месту и роли искусства в жизни людей. Они создавали шедевры искусства, философски осмысливали эту сферу творческой деятельности.Например, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Этот гениально одаренный человек не получил классического образования, был по существу творцом самого себя. Он был начитан, известен как художник, архитектор, скульптор, инженер, ученый, писатель и философ. В литературе об эпохе Возрождения о нем упоминают как о пионере современного естествознания. Наиболее совершенными считаются картины Леонардо "Мадонна в гроте", "Тайная вечеря", знаменитая своей улыбкой "Мона Лиза" и др. Леонардо приближал искусство к науке. Художник как бы сливался с природой, и в этом был смысл творчества.

Иную эстетическую позицию занимал Микельанджело (1475 - 1564 гг.). Он стремился приблизить искусство к философии. В основе искусства, по его мнению, лежит нравственное чувство, духовность человека, связующая его с Творцом. Это видно в его знаменитых скульптурах "Давид", "Восставший раб" и др., полных внутренних экспрессии и совершенства. Идее слияния искусства с природой Микельанджело противопоставил идею возвышения искусства над природой.

Наши рекомендации