Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения.

Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется".

* Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. Он начинает по иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения - городская интеллигенция той эпохи - поэты, филологи, философы художники, - представители тех отраслей знаний, которые, имея своим объектом человека и всё человеческое, противопоставлялись "схоластическому" изучению "божественного". Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. Гуманисты выступили против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средневековая мораль; провозглашено право на научную деятельность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога

62. Когда возникли первые университеты в Европе?

История Университеты начинается с эпохи западно-европейского средневековья и связана с ростом средневековых городов, потребностями развивавшейся городской экономики и культуры. Ранее всего (11 в.) средневековые высшие (светские) школы появились в Италии – Болонская правовая, в 1158 получившая статус Университеты, высшая медицинская в Салерно. В конце 12–13 вв. возникли Университеты: Парижский (1215) и в Моннелье (1289, Франция), Кембриджский (1209) и Оксфордский (Англия), Саламанкский (Испания), Лисабонский (1290, Португалия); в 14 в. в Центральной Европе – Пражский (Карлов университет, 1348, Чехия), Краковский (1364, Польша), Венский (1365, Австрия), Гейдельбергский (1386, Германия); в 15 в. в Северной Европе – Упсальский (1477, Швеция), Копенгагенский (1479, Дания).

Средневековый университет состоял из факультетов: артистического, или искусств (подготовительного), и трёх высших – права, медицинского и богословского (теологического). На артистическом факультете, позднее получившем название философского, преподавали т. н. семь свободных искусств (лат. septem artes liberales): сначала тривиум (trivium) – грамматику, риторику, диалектику, затем квадривиум (quadrivium) – арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Преподавание велось на интернациональном в средневековой Европе лат. языке. После овладения курсом тривиума и сдачи соответствующего экзамена присуждалась степень бакалавра искусств, после овладения курсом квадривиума – степень магистра искусств. На высших факультетах присуждались степени магистра и доктора наук, соответственно профилю факультета. Студенты и преподаватели жили в общежитиях – коллегиях (коллежах, колледжах); здесь же проводились занятия. Университеты являлись средневековыми корпорациями, включавшими как магистров, так и учащихся (отсюда и их название – Universitas magistrorum et scolarium, корпорации учителей и учеников, или просто Университеты). Они обладали административный автономией, своей юрисдикцией (степень самоуправления Университеты была различной), имели свои уставы, строго регламентировавшие всю жизнь Университеты Первые Университеты, возникавшие без вмешательства церковных и светских властей, становились нередко очагами свободомыслия и еретических идей, связанных с бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви. Церковь, стремившаяся утвердить свою монополию на образование в средневековом обществе, нуждалась в философском обосновании церковных догм (см. Схоластика) и повела борьбу за господство над Университеты В её руках средневековые Университеты всё более становились проводниками католической ортодоксии. Королевская власть, вступившая в борьбу с папством за создание национальных, независимых от него церквей, в свою очередь стремилась усилить влияние на Университеты Многие Университеты (в Италии, Испании, Центральной Европе) были основаны королевской властью.

Несмотря на господство в средневековых Университеты ортодоксально-религиозного мировоззрения, в них развивались передовые для своего времени идейные и научные направления. Некоторые Университеты, несмотря на гонения, были важными центрами распространения в Западной Европе материалистических идей. Материалистическая тенденции учения Аристотеля разрабатывались, в частности, в аверроизме. Ряд виднейших противников католической ортодоксии вышел из более свободного от влияния папства Оксфордского университета (Р. Бэкон, Университеты Оккам и др.). Борьба Я. Гуса против нем. засилья в Пражском университете сыграла большую роль в начале гуситского революционного движения 1-й половины 15 в. в Чехии. Университеты способствовали интернациональному культурному общению.

К 15–16 вв. университетская схоластика стала тормозом для культурного и научного развития. Развитие культуры в эпоху Возрождения оказало воздействие на преподавание в Университеты В некоторых странах, например в Германии, гуманистическое движение было тесно связано с Университеты Важным центром гуманизма стали также университеты Оксфордский в Англии, Краковский в Польше. В Германии основанный в 1502 Виттенбергский университет (главный центр деятельности М. Лютера и Ф. Меланхтона) стал очагом Реформации. Протестантские Университеты подверглись реформированию, но и они становились очагами схоластической (теперь уже протестантской, а не католической) науки. Расцвет естествознания в 17–18 вв., вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, в основном минуя Университеты В период контрреформации произошло заметное укрепление позиций католической церкви в Университеты Большинство их в католических странах оказалось в руках иезуитов.

Эпоха капитализма обусловила необходимость приспособления Университеты к потребностям буржуазного общества: придания университетскому образованию светского характера, освобождения его от догматизма и схоластики, превращения Университеты в центры новой, опытной науки, что в зап.-европ. Университеты особенно проявилось в 19 в.

* Первым высшим учебным заведением в России была Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 г. Первый университет в России был создан при Российской академии наук по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге в 1725 г. Однако в 1783 г. по распоряжению президента академии, княгини Е. Дашковой, он был закрыт. В это время на трёх факультетах университета (философском, юридическом и медицинском) училось два студента. Огромное значение для развития образования и науки в России имел Московский университет, созданный в 1755 г. М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым.

63. Романский и готический стили в искусстве.

Романский стиль

К XI в. окончательно сформировались феодальные отношения. Крестовые походы ради возвращения «гроба Господня» говорят о роли христианства в жизни того времени. В искусстве этого периода зарождается первый общеевропейский стиль –романский. Его расцвет приходится на XI-XII вв. Основным видом искусства в этот период становится архитектура.

• барельефы на входе

• толстенные храмы

• Храм-крепость и замок-крепость – наиболее характерные постройки для романского искусства

• В основе романского собора лежит базилика, в плане он имеет четкий латинский крест

• значительно утолщаются опорные элементы – стены и колонны – за счет введения сводчатых перекрытий

• Интерьер романского храма мрачен: гладкие стены, однообразные ряды столбов-колонн и полукруглых арок, подпирающих свод

• Внешний вид романского храма массивен и тяжеловесен.

• Эстетический образ романики – совокупность простых, геометрически четких частей здания с выраженной их целесообразностью, обилие гладких поверхностей, легко обозреваемые объемы, массивность, величие и монументальность. В декоре чаще всего используются плоский рельеф, скульптура, где фигуры статичны и произвольны в пропорциях

• Суровость и мощь

романских храмов были порождены заботами об их прочности .Строители

ограничивались простыми массивными формами из камня, оконные и

дверные проемы очень узкие.В очертаниях форм проебладают простые

верктикальные или горизонтальные линии , а также полуциркульные арки.

Готический стиль в искусстве

12-14 век.Переход от романского стиля к готическому условно можно назвать сменой «замкового» (оборонного) стиля жизни «дворцовым», когда происходило возвышение городов, расцветала рыцарская куртуазная культура, менялись нравы и люди, нарастала религиозная экзальтация.

• Высокие храмы(шпилеобразный главный корпус поддер. соседними конструкциями)

• Тонкие стены

• Большие мозаичные окга

• Много скульптур

• Стрельчатые входы

• Устремленность ввысь готических соборов, где за счет ажурно поднимающихся ярусов, стрельчатых арок, шпилей и колонок камень утрачивает свою видимую тяжесть, выражает новое по сравнению с романикой мировоззрение средневекового человека

• Евангельские персонажи в скульптурах готических храмов приобретают изящество героев куртуазной литературы, то «утонченно» страдающих, то кокетливо улыбающихся.

• Для интерьера готических соборов характерны огромные оконные проемы, украшенные витражами. Они определяют особую светоцветовуго среду внутри здания

• Иконографическая традиция готических соборов выражала идеал установления града Божьего на земле и единения человеческого и Божественного начал: отсюда преобладание в иконах просветленно-возвышенного и торжественного настроений.

• В музыкальном искусстве готики утвердилось многоголосие – полифония

*Крупнейшим достижением готической художественной мысли сталбольшой городской собор – средоточие духовной и общественной жизни города: городские праздники, собрания, театрализованные религиозные представления, будничные и праздничные богослужения – все это проходило в стенах собора и на прилегающей к нему площади. Готический собор являлся и своеобразной энциклопедией своего |времени, так как представлял собой воплощённую совокупность достижений искусств, наук, ремесел. Архитектура, скульптура, витражная живопись, декоративное искусство – все работало на создание единой эмоциональной атмосферы, все несло в себе характерное для мышления средневекового человека восприятие мира как некоего целого.

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре.

Термин «романский стиль» появился в XIX веке, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Характеристика стиля

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода. Из других характерных признаков можно отметить толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки.

Известные постройки в романском стиле

Аббатство Мария Лаах, Германия

Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии

Либмургский собор в Германии

Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии

Аббатство Мария Лаах в Германии

Церковь св. Якоба в Регенсбурге

Романские церкви в Валь-де-Бой

Готический стиль

Го́тика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру и т. д.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию проникновение готики шло позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т. н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям великолепного искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным позднее XV—XVI века применяется термин «неоготика».

В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»), а также сцены («готик-сцена»).Содержание [убрать]

Происхождение термина

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Архитектура

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний.

Церковь монастыря Сен-Дени́, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил свое значение.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

аиболее известные архитектурные памятники

Собор Парижской Богоматери

Собор в Реймсе, Франция

Cобор в Шартре, Франция

Миланский собор

Ка д’Оро, Венеция

Франция

Собор в Шартре, XII—XIV вв.

Собор в Реймсе, 1211—1330 гг., где короновались французские короли.

Собор в Амьене, 1218—1268 гг.

Собор Парижской Богоматери, 1163 г. — XIV в.

Собор в Бурже, 1194 г.

Германия

Кёльнский собор 1248 г. — XIX в.

Англия

Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства

Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне

Собор в Солсбери 1220—1266 гг.

Собор в Эксетере 1050 г.

Собор в Линкольне к. XI в.

Собор в Глостере XI—XIV вв.

Чехия

Собор святого Вита (1344—1929 гг.)

Италия

В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии.

Палаццо Дожей, (Palazzo Ducale). Венеция. Был заложен еще в IX в. как оборонительное сооружение, но несколько раз подвергался пожарам, вследствие чего, много раз перестраивался. Первоначальный квадратный план здания с большим внутренним двором остался почти без изменений, а нынешние фасады приобрели свой исламский дизайн к началу XV в. Первый сквозной этаж образуется легкой аркадой, на втором этаже подхватываемой ажурными колоннами с удвоенным шагом, на которых покоится огромный блок третьего этажа. На протяжении веков только это здание Венеции именовалось палаццо, все остальные дворцы, носили скромное название Ca’ (сокращенный вариант от Casa, то есть просто дом). Здесь размещалась не только резиденция дожа, но также совет Республики, суд и даже тюрьма.

Миланский собор, 1386-XIX в. Изначально был задуман такого огромного размера (в нем помещается 40 тысяч человек), что с большими трудностями смог быть частично завершен только к концу XVI в. Строительство началось в 1386 г., а в 1390 г. было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев для ускорения строительства собора. Первоначальный замысел предполагал кирпичную кладку, что можно увидеть и сейчас в северной сакристии собора, но в 1387 г. герцог Висконти, желавший видеть собор великим символом своей власти, пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов и настоял на использовании мрамора. В 1418 г. собор был освящен папой Мартином V, но оставался незаконченным до XIX в., пока при Наполеоне был не завершен фасад. Более пяти веков строился этот собор и, в результате, соединил многие черты архитектурных стилей, от барокко до неоготики.

Ка д’Оро (итал. Ca' d’Oro - Золотой дом) в Венеции. Расположенный на Большом Канале этот дворец претерпел множество изменений, а в интерьере осталось очень мало от готического дворца XV века.

Изобразительное искусство

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия

Скульптура

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 г. Клаус Слутер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа, Kartause в Champmol около Дижона, стены Figurationen 1385 или фигуры фонтана Мозе (1395—1404). В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider), Вайта Штоса (Veit Stoß) и Адама Крафта (Adam Kraft).

Живопись

Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии — в 1220-х гг., а в Италии позднее всего — около 1300 г.

Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Богатейший часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). Период интернациональной готики явился переходным к живописи Проторенессанса.

Наши рекомендации