Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях
ЦЕЛИ
• Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах,
словах и предложениях.
• Закрепить умение определять наличие и место звука [р] в
словах.
• Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных
форм существительных.
• Продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия профессий.
• Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
• Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Разрезная картинка «Автобус»; карточки с цифрами 2 и 3; игрушки или картинки: собачка, клоун, слон, нерпа; предметные картинки: рыба, роза, морковь, воробей, мухомор, телевизор (для определения места звука в слове); три «тумбы» (можно использовать разноцветные кубики); набор «шаров» — разноцветные кружки с картинкой на одной стороне; мозаика.
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление. Но прежде чем идти, нужно дома навести порядок. Сначала вычистим коврик (упражнение «Качели» ). Постираем и прополоскаем платочки (упражнение «Индюк» ). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус» ). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр» ). А теперь — бегом в цирк (упражнение «Барабанщик» ).
2. Впереди остановка. Собери картинку, и ты узнаешь, на
чем мы поедем в цирк.
Ребенок собирает из частей картинки автобус. Так на чем мы поедем? (На автобусе.) Поехали! Р-р-р! Ребенок громко произносит звук [р].
3. Вот мы и в цирке. Представление начинается. Выступа
ют дрессированные собачки. Они знают цифры: произнесут
им цифру, и собачки лают столько же раз.
пра — 2 дры — 3 рар — 2 рар — 3
пру — 3 бро — 2 pop — 3 рэр — 2
Логопед произносит слог, а ребенок повторяет соответствующее цифре количество раз.
4. На арене выступает клоун: он пытается большие пред
меты превратить в маленькие. Помоги ему.
Большое ведро, а маленькое ... ведерко. Большая коробка, а маленькая ... коробочка.
Ребенок образует уменьшительные формы слов: воробей, помидор, картина, карандаш, рубашка.
5. Во время представления громко играет цирковой оркестр.
Давай посмотрим, какие инструменты в нем есть. Назови такие инструменты, в названии которых есть звук [р]: барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармошка, балалайка, рояль.
Ребенок произносит названия инструментов, а затем перечисляет необходимые.
Ты правильно выбрал инструменты. Но кто же на них играет? Как называется музыкант, который играет на барабане? (Барабанщик.) На трубе? На гармошке? На чем играет пианист? А что понадобится гитаристу?
Ребенок отвечает.
6. А представление в это время продолжается. На арену вы
ходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну
из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук
[р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине — на вторую, а если в конце слова — на третью тумбу.
Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу.
7. Следующее выступление можешь объявить сам: «Следующим номером выступает нерпа!» С чем выступает нерпа?
Ответь полным предложением.
Ребенок. Нерпа выступает с разноцветными шарами.
Логопед. На шарах у нерпы картинки. Тебе нужно эти картинки назвать и составить с ними предложения (картинки: морковь, гитара, ромашка, ерш).
Ребенок выбирает из набора «шаров» пару и составляет по опорным словам предложение.
8. Представление заканчивается. Артисты прощаются со
зрителями.
Ра-ра-ра — радуется детвора.
Ры-ры-ры — шары в руках у детворы.
Ру-ру-ру — в цирке тигры, кенгуру.
Ра-ра-ра — до свидания, детвора.
Ра-ра-ра — артистам отдыхать пора.
Ребенок проговаривает чистоговорки за логопедом.
9. Итог занятия.
Логопед. Пора возвращаться домой. Скажи, выступления каких артистов тебе понравились? Отвечай предложением. А какой звук ты брал с собой в цирк? Выложи букву р фишками мозаики.
Ребенок выполняет.