Исправление тупого "с".
1. При тупом "с" обычно крайне пассивен язык, поэтому, осваивая правильное произнесение, следует заняться гимнастикой языка.
Полезно, подготавливая аппарат для произнесения правильного "с", использовать "жевание" языка. Боковые зубы слегка сжимают широкий упругий язык, а он препятствует давлению, как бы пружиня. Кончик языка при этом находится у передних резцов, а бока выходят за пределы зубов; расстояние между зубами во время максимального - но не болезненного - нажима на язык 1,2 см. Затем "раздвигайте" языком сомкнутые боковые зубы в стороны (язык пружинит уже в горизонтальном направлении). Этими упражнениями тренируется чувствительность боковых краев языка и управляемость их движениями.
2. Подготовив таким образом мышцы языка, осваиваем описанную выше артикуляционную установку, характерную для правильного произнесения звука "с".
Следим, чтобы нижняя челюсть была слегка выдвинута вперед по сравнению с положением покоя: нижние резцы должны находиться под верхними, на одной с ними вертикальной прямой.
3. Установив должным образом органы артикуляции, осторожно продуваем воздух по небольшому углублению, расположенному по средней продольной линии языка.
Губы не должны встретиться на пути следования проходящей между резцами воздушной струи. Они слегка расходятся вверх и вниз, будто "распахиваются", освобождая ей дорогу. При выполнении описанных условий образуется звук, обладающий обязательными признаками, характерными для правильного согласного «С».
В этот период образование данного звука должно быть чисто механическим: создается определенная артикуляционная конструкция, по которой продувается выдыхаемая воздушная струя. Если, используя новую артикуляционную установку, начать стараться произнести правильный речевой звук "с", то вновь осваиваемое положение органов артикуляции будет разрушено старыми неверными навыками произнесения этого согласного.
В первый период работы по исправлению дефектного звукопроизношения мышечные ощущения, сопровождающие работу нашего артикуляционного аппарата, часто обманывают нас: действительное положение органов артикуляции не соответствует кажущемуся, представляемому. Мышечные ощущения только со временем будут нами анализироваться безошибочно. В связи со сказанным артикуляционный тренаж и последующая работа по освоению верной артикуляционной установки должны обязательно проводиться с зеркалом, т.е. руководящая роль в этой работе должна отводиться зрительному контролеру.
«Зрение является одним из важнейших естественных привычных регуляторов в нашей деятельности. Вследствие анатомо-физической связанности зрительных систем мозга со слуходвигательными, оно является прекрасным контролером, содействующим выработке правильного кожно-мышечного чувства в артикулярных аппаратах. Зрительный контролер не только уточняет, но и усиливает движение» - читаем мы в "Логопедии" М.Е.Хватцева. ("Логопедия", 1951, с.93). Таким образом в работе по перевоспитанию речевых навыков нашим помощником должно стать зрение, особенно поначалу.
Если верное произнесение звука "с' в изолированном виде будет усвоено, учащийся может приступить к следующему этапу работы - включению исправляемого звука в речь.
Трудности исправления тупого "с" и способы их преодоления
Иногда при исправлении тупого "с" студенту довольно долго не удается "нащупать"нужное положение языка. Он не может заставить приподняться вверх тело языка, не может наладить контакт между задней частью спинки языка и коренными зубами, ют у него недостаточно приподнимается к альвеолам передняя часть спинки языка. Добиться верного положения ему мешает вялость мышц языка.
Кроме того, нередко студенту бывает трудно расценивать произносимый "по-новому" звук "с" как механический, не связанный с речью.
Сознательно приподнятая и слегка выгнутая вверх спинка языка при продувании воздуха по желобку языка и при намерении верно произнести дефектный звук "с" не удерживается в нужном положении. Она выравнивается, возвращаясь в привычное, пластообразное состояние. В этих случаях необходимо заняться специфическими упражнениями. В практике работы со студентами мы используем взаимосвязь речи с моторикой всего тела. Определенные .движения рук, ног и туловища помогают активизировать речевой аппарат и влиять на работу его органов.
Облегчить нормализацию тупого "с" могут следующие специальные упражнения (все упражнения выполняются с воображаемыми предметами).