Формирование нрав.-эстит-ой кул-ры личности
Основные понятия теории нравственной культуры. Каждый поступок, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием ~мораль~. Мораль в прямом значении — это обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима используют слово этика — привычка, обыкновение, обычай, другое значение этого слова — философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне нравственности. Иначе говоря, нравственноеть — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, тру долюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т. е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое начало, которому подчинены нормы, — нравственные принципы.
Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает понятие нравственный идеал, т. е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.
Воспитание гуманности. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, тоименно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения.
Гуманность следует понимать как интегральную характеристику личности, которая включает комплекс свойств личности, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым.
Гуманность, соответственно, представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.
Как качество личности, гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений.
Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности. Особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут возникать в процессе совместной деятельности или могут быть специально созданы педагогом.
Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе.
Школьная дисциплина — одна из форм проявления дисциплины общественной. Это поддержание порядка в стенах учебного заведения, соблюдение правил взаимоотношений с учащимися и учителями, это обязательность выполнения всеми членами коллектива принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения. Школьная дисциплина готовит ребенка к выполнению социальной деятельности, которую невозможно выполнять без соблюдения дисциплины. Обладая самодисциплиной, школьник защищает себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы.
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль, соблюдать личную гигиену, походку, движения. Культура речи — это умение школьника вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условия общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения составляет бытовая культура — воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни: рациональная организация своего жилища, аккуратность поведении домашнего хозяйства, поведение за столом .