Для выработки артикуляционных укладов
ЗВУКОВ Д JP
Уклад органов артикуляции.Для произнесения звука л необходима достаточно сложная работа различных частей артикуляционного аппарата: губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного; расстояние между верхними и нижними резцами — 2—4 мм; кончик языка поднимается и прижимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение); передняя и средняя части спинки языка опускаются, корневая его часть приподнимается и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавлен-ность; боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю; выдыхаемая струя воздуха слабая; мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки колеблются, производя голос.
Артикуляция мягкого л' отличается от артикуляции твердого л тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.
Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения.
1. «Наказать непослушный язычок» (см. с. 32).
2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка» (см. с. 32).
3. «Качели-1».(7, 8).
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
4. «Качели-И»(9, 10).
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
5. «Качели-Ш».
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
6. «Вкусное варенье» (см. с. 38).
7. «Пощелкать кончиком языка».
Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.
8. «Беззвучно пощелкать кончиком языка».
Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.
9. «Индюк».
Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
10. «Горка», «Киска сердится»(20).
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
11. Упражнения в произнесении звука к (г).
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опущен и оття
нут назад. Медленно произносить звук к, стараясь задержать вы
гнутый язык в верхнем положении как можно дольше. Следить,
чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны;
б) То же, но произносить звук г.
12. «Катушка»(18).
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка, их подвижность.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.
13. «Пароход».
Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно произносить звук б/ («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук ы не переходил в и, губы и нижняя челюсть были неподвижны.