Разование юношества, то после этого ни у кого не будет недостатка в
хороших предметах для размышления, желания, стремления, даже дей- ствия, и все будут знать, куда нужно направлять в жизни все действия и все стремления, в каких границах нужно жить и каким образом каждому охранять свое положение».
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. - С. 94-96.
4. Чьим интересам объективно соответствовали педагогические взгля- ды Д. Локка?
5. Прочитайте приведенный отрывок из книги Д. Локка «Мысли о вос- питании». Как бы вы могли прокомментировать его оценку значения воспитания?
« … Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, яв- ляются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или беспо- лезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно создает большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впе- чатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия; здесь имеет место то самое, что у истоков некоторых рек, где небольшое усилие может отвести по- датливые воды в русла, которые заставят их течь почти в противопо- ложных направлениях, благодаря этому слабому воздействию, которое оказано на них у самых истоков, движение вод получает различные направления, и они, в конце концов, достигают весьма отдаленных и да- леко отстоящих друг от друга мест».
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. - С. 163.
6. В чем состоит суть теории «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо?
7. Исходя из содержания данного материала, дайте оценку сущности взаимоотношений воспитателя и воспитанника, какими их видел Ж.-Ж. Руссо.
«Изберите с вашим воспитанником путь противоположный: пусть он думает, что он господин, а на деле вы всегда будете господином. Нет подчинения столь совершенного, как то, которое сохраняет наружный вид свободы; таким путем порабощает самую волю. Разве бедный ребе- нок, который ничего не знает, ничего не может сделать, ни с чем не зна- ком, не в вашей власти?.. Конечно, он должен делать только то, что хо- чет; но он должен хотеть только того, чего вы от него хотите; он не должен делать ни одного непредусмотренного вами шага, он не должен открывать рта, если вы не знаете, что он скажет».
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.
- М., 1981. - С. 217-218.
Рекомендуемая литература
1. Джуринский, А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. - М.,
2000.
2. История педагогики / под ред. М. Ф. Шабаевой. - М., 1981.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в Рос- сии / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З И. Васильева и др. / под ред. З. И. Васильевой. - М., 2002.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. академика РАО А. И. Пискунова. - М., 2001.
5. Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова . - М., 2007.
6. Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования / Л. Д. Старикова. - Ростов н/Д., 2008.
7. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. - М., 1981.
4. Педагогическая наука
и система образования в Европе XIX века
7.1. Иоганн Генрих Песталоцци.
7.2. Иоганн Фридрих Гербарт.
7.3. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
7.4. Система образования Западной Европы в XIX в.
Иоганн Генрих Песталоцци
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) - крупнейший швейцар- ский педагог-демократ, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во мно- гих странах мира. В истории мировой педагогики И.Г. Песталоцци изве- стен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народ- ного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.
И. Г. Песталоцци являлся одним из наиболее ярких представителей так называемого социологического направления в педагогике. Он подхо- дил к школе как к социальному явлению, которое тесно связано с полити- ческой, экономической и культурной жизнью народа, стремился строить такую школу, которая откликалась бы на нужды народа, была тесно связа- на с окружающей средой, реальной жизнью.
Истоками формирования мировоззрения И. Г. Песталоцци являлось общение со свободолюбивой молодежью, лекции прогрессивных профес- соров, внушавших слушателям патриотические идеи и развивавших мысли о воспитании как основном средстве переустройства общества, труды французских просветителей, главным образом Ж.-Ж. Руссо. Мысли о бед-
ственном положении народа не покидали И. Г. Песталоцци в течение всей жизни, однако избавление от социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в правильной ор- ганизации общественного воспитания. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физиче- ские силы, что позволило бы им избавиться от нужды.
И.Г. Песталоцци был не только теоретиком, автором многочисленных трудов, но и практиком, создававшим приюты для сирот.
Цель воспитания он видел в развитии всех природных сил и способно- стей человека и ставил большие воспитательные задачи: развить физиче- ские и духовные силы, укрепить здоровье, научить мыслить, вырабатывать трудолюбие, скромность, выдержку, уважение к человеческому досто- инству и другие ценные нравственные качества.
И. Г. Песталоцци для развития физических и умственных сил предпо- лагал соединение обучения с трудом, который, по его мнению, вызывал необходимость сосредотачиваться, стимулировал способность ребенка к суждению, способствовал нравственному воспитанию, формированию та- ких качеств, как точность, аккуратность, привычка соблюдать распорядок дня, бодрость, скромность, послушание, дружеское расположение к това- рищам. Труд, кроме всего, являлся средством физического воспитания. И. Г. Песталоцци был убежден, что та или иная работа сама по себе не де- лает человека ни нравственным, ни безнравственным. Свое положительное педагогическое воздействие труд может оказать лишь в том случае, если твердо поставить себе конечной целью воспитательные задачи.
И. Г. Песталоцци призывал, вслед за Ж.-Ж. Руссо, вернуться в воспи- тании к «высокой и простой сообразности с природой», считал, что воспи- тание должно быть природосообразным. Оно призвано развивать прису- щие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Следо- вательно, обучение должно быть развивающим, а развитию умственных сил, мышления служит правильное обучение, соответствующее законам саморазвития детей. Настоящее обучение, по мнению И. Г. Песталоцци, вызывает в ребенке общее «духовное стремление к совершенству».
Другой важнейший принцип, лежавший в основе педагогической тео- рии И. Г. Песталоцци, - строгая последовательность обучения, связность его ступеней. В обучении, подчеркивал он, надо соблюдать последова- тельность в приобретении познаний, при которой каждое новое понятие есть небольшое, почти незаметное добавление к прежним знаниям, хорошо усвоенным и ставшим неизгладимыми. Развивая эту идею, И. Г. Песталоц- ци сформировал основы элементарного (элементного) образования. Со- гласно данной теории дети в процессе обучения и воспитания должны усваивать основные элементы знания, морали, приемов труда. Можно ска- зать, что И. Г. Песталоцци сделал попытку поставить и решить одну из
важнейших дидактических проблем – проблему отбора содержания об- разования, которое должно постепенно усложняться, соответствуя ступе- ням индивидуального и возрастного развития детей. Элементы представ- ляют собой своеобразные «кирпичики», из которых, по И. Г. Песталоцци, складывается воспитание.
Так, говоря о задачах физического воспитания, которому уделял большое внимание, он называл физическое развитие ребенка, его подго- товку к труду. Путями и средствами достижения этого были естественная домашняя гимнастика, игры, строевые занятия, походы, экскурсии. Задачи трудового воспитания он видел в овладении основными приемами и культурой труда. Путями и средствами достижения этого, по мнению И. Г. Песталоцци, была работа в поле, на прядильных и ткацких станках, формирование так называемой «азбуки умений». Ее освоение могло по- мочь ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми в жизни трудовыми умениями. В «азбуку умений» входили физические упражнения, такие, как бить, толкать, бросать, бороться, носить и др.
Подчеркивая исключительную значимость нравственного воспитания, среди его задач он выделял развитие нравственных чувств, выработку на- выков поведения и нравственного сознания. Главные задачи умственного воспитания И. Г. Песталоцци видел в развитии познавательных способно- стей детей, умении логически мыслить. Основными средствами умствен- ного воспитания он считал овладение чтением, счетом, письмом, сообще- ние сведений из географии, истории, естествознания.
Школа Песталоцци - это школа разных видов деятельности ребенка, развивающих все его силы и способности. Она тесно связана с окружаю- щей социальной средой, дети в ней близки к реальной жизни. Основой всей жизнедеятельности школы является труд, на нем строится и умствен- ное, и нравственное образование. В этой школе совершенно новый ха- рактер отношений между учителем и учеником, по сути это семейные от- ношения. В школе учитель только тогда является учителем, когда он являет- ся отцом, любящим, помогающим, воспитывающим. За основу воспитания в этой школе берется «деятельная любовь ко всему человечеству».
Иоганн Фридрих Гербарт
Важную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Он обосновывал место и роль пе- дагогики как науки. Он настаивал на суверенности педагогической науки:
«Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разрабатывала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление и не была на задворках других наук».
И. Ф. Гербарт, настаивая на органическом единстве теории и практи- ки, дифференцировал педагогические знания. Он различал педагогику как
науку и педагогику как искусство. Педагогика как наука – это система знаний. Педагогика как искусство - это сумма навыков, которые надо ис- пользовать для решения определенной задачи. Наука, по мнению И. Ф. Гербарта, требует философского мышления, философского обосно- вания воспитания. Для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласии с наукой. Положения И. Ф. Гербар- та о педагогике как науке и как искусстве и взаимодействии между ними стали общепризнанными.
Центральный тезис рассуждений И. Ф. Гербарта – формирование нравственного человека. Это ядро его идеи о гармоническом развитии всех способностей. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание.
Управление должно решать задачу поддержания порядка. Само по себе управление не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспита- ния. Предлагалась система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение в деятельность и пр. (Эти идеи использовались в разных странах для обоснования системы мер дисциплинарного воздей- ствия на учащихся).
Наиболее разработанной в педагогической системе И. Ф. Гербарта яв- лялась теория обучения. Популярными в педагогике XIX в. были его идеи о четырехступенном построении учебного процесса: введение нового ма- териала; установление связи между новым и уже известным; обобщение и формулирование выводов; практическое применение приобретенных зна- ний.
И. Ф. Гербарт был сторонником классического образования. По его мнению, ребенок в своем развитии повторяет путь человечества, поэтому учащимся ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современность. В связи с этим до 14 лет в школах необходимо обучать в основном древним языкам, математике, античной истории и литературе. Он считал, что их изучение лучше всего развивает мышление. Эта идея И. Ф. Гербарта была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы и России XIX в.
И. Ф. Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Все три метода следовало применять в совокупности.
В основе его дидактики лежало сочетание обучения с воспитанием, развитие идеи воспитывающего обучения. По его убеждению, «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное об- разование без обучения есть цель, лишенная средств».
И. Ф. Гербарт одним из первых заговорил о приведении обучения в соответствие с законами мышления. Разработка психологических начал обучения способствовала дальнейшему развитию дидактики.
Он сформулировал исходные нравственные идеи, которые выступают в качестве оценочных критериев поведения человека в обществе. Это идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, ко- торая дает внутреннюю гармонию; идея благорасположения, направленная на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, прояв- ляемой другими людьми; идея права, предполагающая понимание индиви- дом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами обще- ства, обязывающая его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу воль; идея справедливости, служащая руко- водством при наказании или поощрении индивида. Человек, впитавший эти идеи и руководствующийся ими в жизни, никогда не будет вступать в конфликт с окружающим миром.
Педагогическая теория И. Ф. Гербарта во многом определила дальней- шее развитие западной школы и педагогики, его идеи интерпретировались и развивались многочисленными учениками и последователями