Оценка школьниками предпочтительной отрасли деятельности

Цель работы – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методических рекомендаций подготовки учащихся общеобразовательной школы к предпринимательской деятельности на уроках технологии

Объект исследования – процесс формирования подготовки учащихся к предпринимательской деятельности в современной общеобразовательной школе.

Предмет исследования – подготовка учащихся общеобразовательной школы к предпринимательской деятельности на уроках технологии.

4.Цель, предмет, объект исследования обусловили постановку следующих задач:

Рассмотреть теоретические и методологические основы процесса подготовки школьников на уроках технологии к предпринимательской деятельности

− раскрыть сущность и содержание понятия «подготовка школьников на уроках технологии к предпринимательской деятельности.

− Выявить эффективные формы и методы подготовки школьников к предпринимательской деятельности;

Разработать и апробировать в учебном процессе средней общеобразовательной школе методические рекомендации по подготовке к предпринимательской деятельности школьников на уроках технологии

Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы № 29 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. Всего в исследовании на разных его этапах приняло участие 60 учащихся 9-11 классов, 7 учителей технологии и экономики, 8 индивидуальных предпринимателей и представителей бизнес-организаций Республики Марий Эл.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2010 по 2016 год.

На первом этапе (2010-2012 гг.) проводилось целенаправленное изучение и анализ литературы по проблеме формирования готовности школьников к предпринимательской деятельности; выполнялась работа по обобщению опыта профессиональной ориентации школьников к предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях различного типа.

Методы исследования,- используемые на данном этапе (наблюдение, анкетирование, тестирование школьников, учителей школ, представителей бизнеса) применялись для определения состояния подготовки школьников на уроках технологии к предпринимательской деятельности. Анализ литературы по проблеме исследования, учебных пособий, планов и программ, учебно-предпринимательской деятельности учителей и учащихся, беседы, проведение констатирующего эксперимента позволили определить исходные позиции диссертационного исследования.

Второй этап (2012-2014гг.)- включал выявление и экспериментальную апробацию комплекса педагогических условий эффективного формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности в условиях современной общеобразовательной школы.

На данном этапе уточнялись и корректировались гипотеза, цель, задачи исследования; разрабатывалась и апробировалась модель формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности.

В качестве методов исследования на данном этапе использовались тестирование, анкетирование, собеседование, анализ результатов деятельности школьников, формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2014-2016 гг.) проверялась эффективность выявленного комплекса педагогических условий. Осуществлялись обобщение, систематизация и описание полученных результатов; проводилась интерпретация экспериментальных данных, оформлялся текст диссертационного исследования, разрабатывались методические рекомендации.

Методами исследования на третьем этапе стали качественный и количественный анализ результатов исследования; статистическая обработка данных эксперимента и их наглядное представление.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют и дополняют современное представление о сущности процесса формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности в условиях современной общеобразовательной школы. В дипломном исследовании определены сущность и содержание процесса, раскрыты и обоснованы возможности школьников в формировании у них ориентаций на деятельность в сфере бизнеса. Разработанные педагогические условия эффективного формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности в условиях современной общеобразовательной школы обогащают научные знания и развивают теорию управления образовательными процессами. Результаты работы могут стать основой для дальнейшей разработки исследуемой проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для научно-методического обеспечения процесса обучения основам предпринимательской деятельности в учреждениях общего среднего образования; при подготовке и повышении квалификации учителей технологии и предпринимательства.

Автором разработан и экспериментально проверен элективный курс «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся старших классов общеобразовательных школ, который может быть использован для формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности.

Теоретически обосновать содержание и структуру, разработать критерии готовности будущего учителя технологии к учебно-предпринимательской деятельности

Достоверность результатов исследования обеспечивалась четкостью мировоззренческих и научно-педагогических позиций, связанных с практическим и личностно-ориентированным подходами к решению поставленной проблемы: применением комплекса методов исследования, адекватного его объекту, цели и задачам. Достоверность исследования подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений в целях получения прибыли.

В.М. Власова

Предпринимательство – это процесс поиска новых возможностей, использования новых технологий и новых сфер вложения капитала, преодоления старых стереотипов и границ.

Э.Д. Долан, Д.Е. Линдсей

В основе предпринимательской деятельности лежит идея. Она становится предпринимательским ресурсом и воплощается в проекте новой деятельности – предпринимательском проекте. Говоря иными словами, свои ресурсы предприниматель создает сам. Это новые предпринимательские идеи, предприятия, программы, проекты; это культурные методы, нормы, инструменты деятельности

Оценка школьниками предпочтительной отрасли деятельности

Отрасль, сектор экономики Ответы, в %
Кредитно-финансовая сфера 20,5
Торговля, снабжение, общественное питание, бытовое обслуживание 24,0
Промышленность, строительство, транспорт, связь, энергетика 21,5
Образование, воспитание, наука, культура, спорт 11,8
Управление 2,5
Общественные организации 0,1
Сельское, лесное, охотничье хозяйство 2,0
Армия, МВД 4,0
Другое 0,0
Затрудняюсь ответить 16,6

Наши рекомендации