Оценка школьниками предпочтительной отрасли деятельности
Цель работы – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методических рекомендаций подготовки учащихся общеобразовательной школы к предпринимательской деятельности на уроках технологии
Объект исследования – процесс формирования подготовки учащихся к предпринимательской деятельности в современной общеобразовательной школе.
Предмет исследования – подготовка учащихся общеобразовательной школы к предпринимательской деятельности на уроках технологии.
4.Цель, предмет, объект исследования обусловили постановку следующих задач:
Рассмотреть теоретические и методологические основы процесса подготовки школьников на уроках технологии к предпринимательской деятельности
− раскрыть сущность и содержание понятия «подготовка школьников на уроках технологии к предпринимательской деятельности.
− Выявить эффективные формы и методы подготовки школьников к предпринимательской деятельности;
Разработать и апробировать в учебном процессе средней общеобразовательной школе методические рекомендации по подготовке к предпринимательской деятельности школьников на уроках технологии
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы № 29 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. Всего в исследовании на разных его этапах приняло участие 60 учащихся 9-11 классов, 7 учителей технологии и экономики, 8 индивидуальных предпринимателей и представителей бизнес-организаций Республики Марий Эл.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2010 по 2016 год.
На первом этапе (2010-2012 гг.) проводилось целенаправленное изучение и анализ литературы по проблеме формирования готовности школьников к предпринимательской деятельности; выполнялась работа по обобщению опыта профессиональной ориентации школьников к предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях различного типа.
Методы исследования,- используемые на данном этапе (наблюдение, анкетирование, тестирование школьников, учителей школ, представителей бизнеса) применялись для определения состояния подготовки школьников на уроках технологии к предпринимательской деятельности. Анализ литературы по проблеме исследования, учебных пособий, планов и программ, учебно-предпринимательской деятельности учителей и учащихся, беседы, проведение констатирующего эксперимента позволили определить исходные позиции диссертационного исследования.
Второй этап (2012-2014гг.)- включал выявление и экспериментальную апробацию комплекса педагогических условий эффективного формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности в условиях современной общеобразовательной школы.
На данном этапе уточнялись и корректировались гипотеза, цель, задачи исследования; разрабатывалась и апробировалась модель формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности.
В качестве методов исследования на данном этапе использовались тестирование, анкетирование, собеседование, анализ результатов деятельности школьников, формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2014-2016 гг.) проверялась эффективность выявленного комплекса педагогических условий. Осуществлялись обобщение, систематизация и описание полученных результатов; проводилась интерпретация экспериментальных данных, оформлялся текст диссертационного исследования, разрабатывались методические рекомендации.
Методами исследования на третьем этапе стали качественный и количественный анализ результатов исследования; статистическая обработка данных эксперимента и их наглядное представление.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют и дополняют современное представление о сущности процесса формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности в условиях современной общеобразовательной школы. В дипломном исследовании определены сущность и содержание процесса, раскрыты и обоснованы возможности школьников в формировании у них ориентаций на деятельность в сфере бизнеса. Разработанные педагогические условия эффективного формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности в условиях современной общеобразовательной школы обогащают научные знания и развивают теорию управления образовательными процессами. Результаты работы могут стать основой для дальнейшей разработки исследуемой проблемы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для научно-методического обеспечения процесса обучения основам предпринимательской деятельности в учреждениях общего среднего образования; при подготовке и повышении квалификации учителей технологии и предпринимательства.
Автором разработан и экспериментально проверен элективный курс «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся старших классов общеобразовательных школ, который может быть использован для формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности.
Теоретически обосновать содержание и структуру, разработать критерии готовности будущего учителя технологии к учебно-предпринимательской деятельности
Достоверность результатов исследования обеспечивалась четкостью мировоззренческих и научно-педагогических позиций, связанных с практическим и личностно-ориентированным подходами к решению поставленной проблемы: применением комплекса методов исследования, адекватного его объекту, цели и задачам. Достоверность исследования подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.
Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений в целях получения прибыли.
В.М. Власова
Предпринимательство – это процесс поиска новых возможностей, использования новых технологий и новых сфер вложения капитала, преодоления старых стереотипов и границ.
Э.Д. Долан, Д.Е. Линдсей
В основе предпринимательской деятельности лежит идея. Она становится предпринимательским ресурсом и воплощается в проекте новой деятельности – предпринимательском проекте. Говоря иными словами, свои ресурсы предприниматель создает сам. Это новые предпринимательские идеи, предприятия, программы, проекты; это культурные методы, нормы, инструменты деятельности
Оценка школьниками предпочтительной отрасли деятельности
Отрасль, сектор экономики | Ответы, в % |
Кредитно-финансовая сфера | 20,5 |
Торговля, снабжение, общественное питание, бытовое обслуживание | 24,0 |
Промышленность, строительство, транспорт, связь, энергетика | 21,5 |
Образование, воспитание, наука, культура, спорт | 11,8 |
Управление | 2,5 |
Общественные организации | 0,1 |
Сельское, лесное, охотничье хозяйство | 2,0 |
Армия, МВД 4,0 | |
Другое 0,0 | |
Затрудняюсь ответить 16,6 |