Технологическое образование. Интернет-тестирование
1.Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.). Второе основание для дифференциации специальностей – это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 2 – е изд., стереотип. – М. : Академия, 2003. – С. 11.
2. Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; под ред. А. С. Роботовой. – М. : Академия, 2002.– С. 6.
3.Система психолого-педагогических знаний включает в себя несколько блоков. Учителю необходимо знание особенностей педагогической деятельности, ее структуры, требований, которые она предъявляет к личности педагога, основ профессионально-личностного самовоспитания и саморазвития.
Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – М. : Академия, 2006. – С. 53.
4.К основным типам самообразования относят систематическое и ситуативное. Систематическое самообразование позволяет полнее реализовать выбранную профессионально-образовательную стратегию. Ситуативное самообразование возникает тогда, когда знания и навыки приобретаются по мере возникновения потребности в них.
Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; под ред. А. С. Роботовой. – М. : Академия, 2002. – С. 176.
5. Установите соответствие между древними школами и целями их образовательной деятельности.
1. Эдуббы в Междуречье
2. Палестры в Афинах
3. Тривиальная школа в Древнем Риме
4. Риторские школы в Древнем Риме
Целью образования в эдуббах Междуречья была подготовка грамотного человека – писца. В афинских палестрах осуществляли подготовку будущих воинов. Программа обучения в палестре включала бег, борьбу, прыжки, метания копья и диска (так называемая система пятиборья), гимнастические упражнения, плавание. Тривиальная школа в Древнем Риме давала элементарное образование: в школе изучали письмо, чтение, счет и основные римские законы. Риторские школы в Древнем Риме были направлены на подготовку ораторов из молодежи аристократического происхождения. Программа обучения здесь складывалась из преподавания основ ораторского искусства и из практических упражнений, заключавшихся в составлении речей на заданную тему.
Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для педагогических учеб. заведений / А. И. Пискунов. – М. : Сфера, 2006. – 512 с.
6. Верная хронологическая последовательность должна выглядеть следующим образом: становление схоластического образования (XI–XIII вв.); развитие ученичества как формы светского образования (XIII в.); создание иезуитской системы воспитания (XVI в.). Обращаем ваше внимание на то, что наибольшие затруднения вызывает определение места системы иезуитского воспитания в эпоху Средневековья. Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола (1491–1556) большое внимание уделял просветительской деятельности, направленной на распространение религиозных идей ордена. С это целью иезуиты стали создавать в европейских странах общедоступные бесплатные начальные школы.
Расположите в хронологической последовательности концептуальные идеи, оказавшие влияние на развитие средневекового образования
2.развитие ученичества как формы светского образования
3.создание иезуитской системы воспитания
1.становление схоластического образования
7. Становление схоластического образования, направленного на подчинение светского знания вере, приходится на период развитого средневековья (XI–XIII вв.). Наиболее последовательно идеи схоластики были изложены философом Фомой Аквинским в его трактате «Сумма теологии».
Развитие ученичества как формы светского образования в виде непосредственной передачи знаний от мастера ученику происходит в XIII веке и получает распространение не только в среде ремесленников и купцов, но и в рыцарской системе воспитания.
Создание иезуитской системы воспитания происходит в период Контрреформации в XVI в.
Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для педагогических учеб. заведений / А. И. Пискунов. – М.: Сфера, 2006.
8. Обратите внимание на то, что если в других профессиях группы «человек – человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека – представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника.
С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком – круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.
К особенностям, отличающим педагогическую профессию от других профессий типа «человек – человек», относятся: постоянство, длительность контактов педагога с учениками, воспитанниками, родителями – педагог взаимодействует с одними и теми же людьми постоянно в течение длительного времени; большая роль нравственных отношений между педагогом и воспитанником, поскольку ни в одной другой профессии типа «человек – человек» нравственные свойства специалиста не имеют такого значения, как в педагогической профессии, где важнейшим средством воспитания является пример педагога.
Борытко, Н. М. Педагогика: учеб. пособие /Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. – М: ИЦ «Академия», 2007.–
– С. 8.
9. Обратите внимание, что педагогическая деятельность невозможна без планирования, проектирования деятельности. Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
10. В структуру педагогической деятельности по Н. В. Кузьминой не входит личностный компонент. Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2003. – С.16
11. В общекультурный блок основной образовательной программы подготовки учителя, реализуемой в условиях базового педагогического образования, входят два цикла дисциплин: 1) общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (иностранный язык, русский язык и культура речи, физическая культура, отечественная история, культурология, политология, правоведение, философия, экономика); 2) общие математические и естественно-научные дисциплины (математика и информатика, концепции современного естествознания).
Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – М.: ИЦ «Академия», 2006. – С. 86
12.Сократ разработал методику диалога с учеником как способ нахождения истины. Платон создал на базе одного из афинских гимнасиев Академию.
Цицерон разработал систему подготовку оратора. Конфуций создал первую школу в Китае.
Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для педагогических учеб. заведений /А. И. Пискунов. – М. : Сфера, 2006. – 512 с.
13.В «Великой дидактике» Я. А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости. Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа – воспитание в семье под руководством матери. За материнской школой у Я. А. Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет. Третья ступень школьного образования, по Я. А. Коменскому, гимназия или латинская школа, должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12–18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. Завершающую ступень школьного образования в системе Я. А. Коменского составляли академии – высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые умственные дарования.
Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для педагогических учеб. заведений / А. И. Пискунов. – М. : Сфера, 2006.
14. Идеи свободного воспитания в отечественной педагогике получили свое развитие в деятельности Л. Н. Толстого и К. Н. Вентцеля. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) был также выдающимся педагогом-гуманистом. В Яснополянской школе Л. Н. Толстым была предпринята попытка реализовать на практике идеи свободного воспитания. Константин Николаевич Вентцель (1857–1947) – педагог, представитель теории свободного воспитания. Отвергая старую школу, К. Н. Вентцель настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития, организовал Дом свободного ребенка (1906–1907), где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви).
Латышина, Д. И. История педагогики (История педагогической мысли и образования): учеб. пособие/ Д. И. Латышина. – М. : Гардарики, 2005. – 603 с.
14. Напоминаем, что методы стимулирования и контроля относятся к методам осуществления целостного педагогического процесса, а не к методам исследования. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения включают в себя: соревнование, познавательную игру, дискуссию, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.
Методы контроля эффективности педагогического процесса – это специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.
Среди методов педагогического исследования можно выделить группы методов …
Методы педагогического исследования можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы. При помощи эмпирических методов (методов изучения педагогического опыта) устанавливают новые факты в педагогической науке, проводят выявление и изучение причинно-следственных связей в педагогических явлениях. К эмпирическим методам относят: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, анализ продуктов деятельности учащихся и др. Теоретические методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. К ним относят: индуктивные и дедуктивные методы, сравнительно-исторический анализ, моделирование.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007.– С. 94.
15. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые (примерные) программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер. На основе типовых составляются учебные (рабочие) программы, в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также школьного компонента. Авторские программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или для более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов /В. А. Сластенин, И .Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – С.240.
16. Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов /В. А. Сластенин, И .Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – С.291
17. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности.
Принцип обучения и воспитания детей в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.
Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2008. – С. 211–213.
18. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося, его личностное и интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан.- СПб. : Питер, 2003. – 304 с.
19. Обратите внимание, что методы педагогической диагностики не обязательно указывать в плане. При этом их нужно использовать для определения индивидуальных особенностей детей и детского коллектива.
К планам учебно-воспитательной работы предъявляются следующие требования: целенаправленность и конкретность образовательных задач, единство педагогического руководства и активности воспитанников, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей, преемственность, систематичность, последовательность и др.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина.. - М.: Академия, 2007.– С.426
20. Напоминаем, что педагогический прогноз связан с предвидением хода и результатов педагогического процесса. Педагогическое прогнозирование, осуществляемое на научной основе, опирается на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.
Оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего целостного обследования называется педагогическим диагнозом. Педагогический диагноз предполагает разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007.– С. 425.
21.Напоминаем, что в основе авторитарных и личностно-ориентированных технологий лежат определенные подходы, отражающие педагогическую позицию учителя, его отношение к личности ребенка. Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарный подход в воспитании препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками. Использование личностно-ориентированных технологий предполагает индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
22. По категории обучающихся выделяют массовые технологии и технологии продвинутого уровня. По преобладающему методу обучения – объяснительно-иллюстративные, развивающие, проблемно-поисковые. По характеру содержания – монотехнологии (использующие знания одного предмета) и политехнологии (интегрирующие знания из нескольких предметных областей).
Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. спец./под общ. ред. В. С. Кукушина. – Ростов н/Д. : Педагогическое образование, 2002.
23. Обратите внимание на то, что тип профессии «человек–техника» выделяется Е. А. Климовым в зависимости от объекта труда. Представители этой группы профессий имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь – сборщик, техник – механик, инженер – механик, электрослесарь, инженер – электрик, техник – технолог общественного питания.
Напоминаем, что тип профессии «человек – природа» выделяется Е. А. Климовым в зависимости от объекта труда. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
В зависимости от цели труда, то есть от того, что в профессии главное – узнавать, преобразовывать или искать (изыскивать), выделяют соответственно три класса профессий: гностические, преобразующие и изыскательские. Гностические профессии имеют целью распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить (корректор, критик, контролер, лаборант и т.д.); преобразующие – преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить (врач, педагог, реставратор, столяр, чертежник и т.д.), изыскательские – изобрести, придумать, найти новый способ решения (инженер, конструктор, закройщик и т.д.).
Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; под ред. А. С. Роботовой. – М. : Академия, 2002. – С. 55–56.
24. Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы образовательного учреждения.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип.– М.: Академия, 2003. – С. 14.
25. Необходимо помнить, что педагогическая этика – составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса и разрабатывающая нравственные нормы, лежащие в основе нравственного сознания и отношений педагога к ученикам, к своему труду, к самому себе.
Чувство меры в выборе средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань, характеризуют педагогический такт.
Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – М. : Академия, 2006. – С. 46.
26. Обратите внимание на то, что аспирантура входит в постпрофессиональный этап системы непрерывного педагогического образования. Аспирантура – формa повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию ученoй степени кандидата наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации – кандидатов наук.
Напоминаем, что повышение квалификации входит в постпрофессиональный этап системы непрерывного педагогического образования. Повышение квалификации определяется как вид профессионального обучения педагогических работников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений.
К профессиональному этапу системы непрерывного педагогического образования относится среднее и высшее профессиональное образование. В целом система непрерывного педагогического образования включает в себя допрофессиональный этап (профессиональная ориентация на профессию учителя в школе, педагогические классы, педагогические лицеи), профессиональный этап (среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование), постпрофессиональный этап (профессиональная адаптация в образовательном учреждении, развитие профессионализма в период работы в образовательном учреждении, аспирантура, докторантура, повышении квалификации).
Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум /А. А. Орлов, А. С Агафонова. – М. : 2004. – С. 139.
27. В Древнем Египте учащиеся обучались письму иероглифов на папирусе. В Древнем Риме для упражнения в черчении использовался ящик с песком. В Древнем Китае учащиеся писали на расщепленном бамбуке или шелке заостренной бамбуковой палочкой. В Древней Греции для обучения письму использовали церы – навощенные глиняные дощечки, а для обучения счету – счетную доску абак.
Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для педагогических учеб. заведений / А. И. Пискунов. – М. : Сфера, 2006. – 512 с.
28. Обращаем ваше внимание, что верная хронологическая последовательность должна выглядеть следующим образом: «Дидаскаликон» (XII в.); «Сумма теологии» (XIII в.); «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533 г.).
Педагогический трактат «Дидаскаликон» был написан парижским просветителем и богословом Гуго Сен-Викторским в XII в. «Дидаскаликон» даёт стройное и краткое определение системы знаний и наук, способов и последовательности их освоения, связывая всё это с системой мира и со смыслом существования человека.
Трактат «Сумма теологии», последовательно излагавший идеи схоластического образования, был создан философом и теологом Фомой Аквинским в XIII веке.
В 1533 г. было опубликован роман французского просветителя Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором была предпринята попытка создать энциклопедическую систему образования, отвечающую духу времени.
Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для педагогических учеб. заведений / А. И. Пискунов. – М.: Сфера, 2006.
29. Обращаем ваше внимание, что этапы педагогической деятельности И. Г. Песталоцци расположены в следующей последовательности:
социально-педагогический эксперимент в «Учреждении для бедных» на ферме Нейгоф (1774–1780);
научно-педагогическая деятельность, написание романа «Лингард и Гертруда» (1780–1798);
руководство приютом для сирот в г. Станце (1798–1799);
руководство учительскими институтами в Бургдорфе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825).
И. Г. Песталоцци начал свою педагогическую деятельность с социально-педагогического эксперимента в созданном им «Учреждении для бедных» в Нейгофе (1774–1780). В 1780–1798 гг. занимался литературно-педагогическим творчеством (роман «Лингард и Гертруда»), затем по поручению швейцарского правительства возглавлял приют для сирот в Станце (1798–1799). Позже создал учительские институты в Бургдорфе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825).
Латышина, Д. И. История педагогики (История педагогической мысли и образования): учеб. пособие/ Д. И. Латышина. – М. : Гардарики, 2005. – 603 с.
30. А. С. Макаренко были сформулированы такие принципы воспитания личности в коллективе, как принцип параллельного действия и принцип перспективных линий. А. С. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». Одним из важнейших законов коллектива А. С. Макаренко считал «закон движения коллектива». Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».
Латышина, Д. И. История педагогики (История педагогической мысли и образования): учеб. пособие/ Д. И. Латышина. – М. : Гардарики, 2005. – 603 с.
31.
Методы педагогического исследования можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы. При помощи эмпирических методов (методов изучения педагогического опыта) устанавливают новые факты в педагогической науке, проводят выявление и изучение причинно-следственных связей в педагогических явлениях. К эмпирическим методам относят: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, анализ продуктов деятельности учащихся и др. Теоретические методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. К ним относят: индуктивные и дедуктивные методы, сравнительно-исторический анализ, моделирование.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007.– С. 94.
32. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов /В. А. Сластенин, И .Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – С. 148.
33. Способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения воспитательных задач называются методами воспитания. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – С.330.
34. Приучение представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения.
Упражнение – планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования.
Наблюдение – активная форма чувственного познания. Оно имеет своим назначением подготовку учащихся к необходимым обобщениям и выводам или подтверждение их.
Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М. : Академия, 2008. – С. 231, 235.
35. Обратите внимание на то, что организаторские способности входят в личностный компонент педагогического мастерства и не входят в педагогическую технику. Организаторские способности – это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация педагогом собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.
36. Педагогическая техника включает в себя средства, связанные с психотехническими умениями педагога, а также вербальные и невербальные средства педагогического воздействия. Первая группа средств педагогической техники связана с психотехническими умениями, обеспечивающими владение собой, своим телом, способами релаксации для снятия психического и физического напряжения, способами эмоциональной саморегуляции, вытеснения отрицательных эмоций и замены их положительными. Вторая группа содержит вербальные и невербальные средства, позволяющие эффективно воздействовать на окружающих.
Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – М., 2004.– С.56.
37. Обязательными компонентами решения любой педагогической задачи являются анализ, прогноз и проект – неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения задач обусловливается качеством технологии конструирования.
Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А.
Сластенина. - М.: Академия, 2007. – С.423.
38. Алгоритм – точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа. Напоминаем, что способ решения задачи может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.
Некоторая система последовательно осуществляемых операций, приводящих к решению педагогической задачи – это способ решения задачи. При высоком уровне профессионализма педагога способ решения типичных задач имманентно присущ ему в виде моделей, хранящихся в памяти.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – С. 418
39. Создателем технологии вальдорфского обучения является Р. Штайнер. Технология саморазвития был разработана на основе принципов свободного воспитания первой итальянской женщиной-врачом М. Монтессори и апробирована в созданном ею Доме свободного ребенка (Рим, Италия) в начале ХХ века. Концептуальные основы личностно-ориентированной технологии обучения были сформулированы отечественным педагогом И. С. Якиманской в 1980–1990-е гг. ХХ века.
Педагогика: учеб. /Л. П. Крившенко (и др.); под редакцией Л. П. Крившенко – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432с.