Раздел II Система образования
Раздел I Общие положения
Статья 1. Государственная политика в области образования
1. Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной.
2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти Российской Федерации.
3. Федеральная программа развития образования разрабатывается и корректируется на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется Верховному Совету Российской Федерации и публикуется в печати.
5. В государственных, муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается.
Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине;
б) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
д) свобода и плюрализм в образовании;
е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования
1. Законодательство Российской Федерации в области образования включает: настоящий Закон, принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законодательные акты Российской Федерации, а также законы, законодательные и иные правовые акты субъектов Федерации в области образования, принимаемые в соответствии с федеральными законодательными актами и действующие на их территориях.
2. Федеральные законы Российской Федерации в области образования, включая настоящий Закон:
разграничивают компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации в области образования;
регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Федерации. В этой части федеральные законы Российской Федерации в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;
вводят общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. В этой части федеральные законы Российской Федерации выполняют роль Основ законодательства в области образования.
3. Субъекты Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы, законодательные и (или) иные правовые акты, не противоречащие федеральному законодательству в области образования.
Законы, законодательные и иные правовые акты субъектов Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с федеральным законодательством в области образования.
4. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования
Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:
а) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней;
б) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
в) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
г) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.
Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
1. Гражданам Российской Федерации на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
2. Право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
3. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.
5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и утверждаются Верховным Советом Российской Федерации.
6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
7. Государство оказывает содействие в получении элитарного образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Язык (языки) обучения
1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР "О языках народов РСФСР".
2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.
Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.
3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом образовательного учреждения.
4. Государство в соответствии с международными договорами и соглашениями оказывает содействие в получении основного общего образования на родном языке представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории.
5. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, кроме дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами.
6. Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
7. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесcа на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.
Статья 7. Государственные образовательные стандарты
1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
Российская Федерация в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Государственные образовательные стандарты по новым образовательным программам вводятся не ранее чем через пять лет после начала работы по данным программам.
4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждается Верховным Советом Российской Федерации.
5. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Раздел II Система образования
Статья 8. Понятие системы образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность
системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Статья 9. Образовательные программы
1. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
а) общеобразовательные (основные и дополнительные);
б) профессиональные (основные и дополнительные).
2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
3. К общеобразовательным относятся программы:
а) дошкольного образования;
б) начального общего образования;
в) основного общего образования;
г) среднего (полного) общего образования.
4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
5. К профессиональным относятся программы:
а) начального профессионального образования;
б) среднего профессионального образования;
в) высшего профессионального образования;
г) послевузовского профессионального образования.
6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
Статья 10. Формы получения образования
1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
2. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
3. Перечень профессий и специальностей, получение которых без отрыва от производства и в форме экстерната не допускается, в части федеральной компетенции устанавливается Правительством Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской Федерации.
Статья 11. Учредитель (учредители) образовательного учреждения
1. Учредителем, учредителями образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:
а) органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления;
б) отечественные, иностранные и зарубежные предприятия, учреждения всех форм собственности, их объединения и ассоциации;
в) отечественные, иностранные и зарубежные общественные и частные фонды;
г) общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации;
д) граждане Российской Федерации и других государств.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
2. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Образовательные учреждения
1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
Действие федерального законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на ее территории независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
а) дошкольные;
б) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
в) начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
г) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
д) учреждения дополнительного образования;
е) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ж) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
5. Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами.
Нормы типовых положений не могут ограничивать права граждан и образовательных учреждений по сравнению с законом.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.
6. Государственный статус образовательного учреждения (тип и вид образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных учреждениях.
8. Образовательные учреждения вправе образовывать ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций. Указанные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
Статья 13. Устав образовательного учреждения
1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
1.1. Наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения.
1.2. Учредитель образовательного учреждения.
1.3. Организационно-правовая форма образовательного учреждения.
1.4. Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ.
1.5. Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, порядок;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления;
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (лиц, их заменяющих).
1.6. Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;
г) наличия предпринимательской деятельности.
1.7. Порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция, порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования персонала и условия оплаты труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации.
1.8. Права и обязанности участников образовательного процесса.
1.9. Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не отрегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается им самостоятельно.
3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
Статья 14. Общие требования к содержанию образования
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:
на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
на развитие гражданского общества;
на укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку (на основе государственных образовательных стандартов) примерных образовательных программ.
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ.
7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.
Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса
1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.
2. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
ГАРАНТ:
Пункт 5 статьи 15 настоящего Закона вступает в силу по мере развертывания государственной аттестационной службы
5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются в соответствии с государственными образовательными стандартами государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием.
6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
7. Родителям (лицам, их заменяющим) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
Статья 16. Общие требования к приему в образовательные учреждения
1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не отрегулированной законом, определяется учредителем образовательного учреждения и закрепляется в уставе образовательного учреждения.
Учредитель устанавливает порядок приема в муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего и основного общего образования, обеспечивающий прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение основного общего образования.
2. При приеме гражданина образовательное учреждение обязано ознакомить его и (или) его родителей (лиц, их заменяющих) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
3. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения, кроме специальных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, для получения среднего (полного) общего образования и профессионального образования производится по их заявлениям на конкурсной основе. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.
Статья 17. Реализация общеобразовательных программ
1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных учреждениях, учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных; в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Образовательные программы специальных образовательных учреждений (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии) разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.
3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
ГАРАНТ:
Пункт 4 статьи 17 настоящего Закона вступает в силу с момента принятия Федеральной программы развития образования
4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (лиц, их заменяющих) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с пониженным количеством обучающихся на одного учителя или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (лиц, их заменяющих).
Перевод обучающегося в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения.
5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Статья 18. Дошкольное образование
1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.
2. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитания в младенческом возрасте.
3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с законом.
5. Местная администрация организует и координирует методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование
1. Общее образование включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
2. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность обучения на каждой ступени образования определяются уставом образовательного учреждения.
3. Основное общее образование и государственная аттестация по его завершении являются обязательными.
4. Требования обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
5. Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10-12 статьи 50, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.
6. По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший четырнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.
7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших четырнадцатилетнего возраста. Решение об исключении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.
Об исключении обучающегося образовательное учреждение обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления.
8. Общеобразовательные учреждения по договоренности и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии соответствующего разрешения на указанный вид деятельности (лицензии). Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).
Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ
1. Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в профессиональных образовательных учреждениях, в том числе специальных. Профессиональные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и уровням образования, установленным настоящим Законом.
2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в рамках образовательных программ начального или среднего профессионального образования вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме в профессиональное образовательное учреждение.
Статья 21. Профессиональная подготовка
1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
2. Государство в необходимых случаях создает условия для получения профессиональной подготовки лицам, не имеющим основного общего образования.
3. Профессиональная подготовка может быть получена в профессиональных училищах, а также в образовательных подразделениях предприятий, учреждений, организаций, имеющих соответствующую лицензию.
Статья 22. Начальное профессиональное образование
1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.
По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
2. Начальное профессиональное образование может быть получено в учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Статья 23. Среднее профессиональное образование
1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
Статья 24. Высшее профессиональное образование
1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
3. Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной ускоренной программе.
4. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, получают высшее профессиональное образование по сокращенной ускоренной программе.
Статья 25. Послевузовское профессиональное образование
1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Статья 26. Дополнительное образование
1. Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.
2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые
в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ,
в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и иных, имеющих соответствующую лицензию),
посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Статья 27. Документы об образовании
1. Образовательное учреждение выдает лицам, прошедшим аттестацию, документ о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документа определяется самим образовательным учреждением. Документ заверяется печатью образовательного учреждения.
2. Имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы образовательные учреждения выдают лицам, прошедшим аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
3. По завершении послевузовского образования, защиты квалификационной работы (диссертации, совокупности работ) присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.
4. Документ государственного образца об образовании является необходимым условием для продолжения обучения в государственном, муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования, если иное не предусмотрено уставом образовательного учреждения.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):
а) основное общее образование;
б) среднее (полное) общее образование;
в) начальное профессиональное образование;
г) среднее профессиональное образование;
д) высшее профессиональное образование;
е) послевузовское профессиональное образование.
6. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.