Технологии активного обучения (по выбору студента).
Теории технологии обучения
Контрольная работа
Вариант №2
Выполнил:
студент группы ВТ-ТиБЖ-2-1
Тучина Алиса Сергеевна
Проверил:
Доц. Плужникова Е. А.
Армавир 2016
Цели и содержание обучения как фундамент базовой культуры личности.
Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.
Под содержанием образования следует понимать:
1) систему научных знаний, практических умений и навыков;
2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;
3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:
1) физическое воспитание и образование;
2) эстетическое воспитание;
3) трудовое воспитание;
4) умственное воспитание;
5) нравственное воспитание.
Составные части каждого направления содержания воспитания:
1) знания;
2) навыки;
3) умения;
4) способности.
Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:
1) в понятиях;
2) в категориях;
3) в принципах;
4) в законах и закономерностях;
5) в идеях;
6) в символах;
7) в концепциях;
8) в теориях.
Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.
Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.
Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания:
1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;
2) обеспечивать умственное развитие;
3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;
4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
Существует несколько основных правил для содержания образования, а именно:
1) содержание образования строится на строго научной основе;
2) содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения;
3) учебный материал соответствует современному состоянию науки, способствует формированию жизненной позиции;
4) содержание образования по каждому учебному предмету соответствует логике и системе той или иной науки;
5) содержание образования основывается на взаимосвязи между отдельными учебными предметами;
6) образование в школе сочетается с техническим и трудовым обучением, способствует профессиональной ориентации учащихся;
7) образование учитывает формирование волевых усилий в преодолении трудностей в овладении знаниями;
8) содержание образования соответствует возрастным возможностям учащихся.
Технологии активного обучения (по выбору студента).
Технология активного обучения — такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность. Направлены на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником. "Заставьте ученика работать, работать самостоятельно, приучите его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, что-либо усвоить" (А. Дистервег).
Использование ТАО решает следующие задачи:
• формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса;
• развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать свои мысли;
• развитие способности анализировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства их разрешения;
• совершенствование процессов внимания, памяти и мышления.
Следует учитывать, что технология активного обучения нацелена на развитие познавательной сферы обучающихся и сознательное и активное осмысление и усвоение ими информации, но ее возможно использовать только тогда, когда обучаемые уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы. Необходимо находить разумное их сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих перед учебно-воспитательным процессом задач и возникающих ситуаций.
Методы ТАО: деловая игра, драматизация и театрализация, синектика, инверсия, мозговой штурм (атака), метод фокальных объектов, метод групповой дискуссии, метод эвристических вопросов, метод морфологического анализа, игровое проектирование, имитационный тренинг, психотехнические игры и тренинги, ОДИ (организационно-деловые игры), ОМИ (организационно-мыслительные игры) и др.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Нельзя к деловым играм относить все появляющиеся новые приемы и методы обучения и любую учебную игру, как это встречается, как в педагогической практике, так и в отдельных выступлениях в печати. Поэтому такие формы проведения уроков, как урок-концерт, урок-экзамен и т.п., урок-соревнование, урок-викторина, имитация познавательно-развлекательных телепередач на уроках не только не относятся к деловой игре, но не относятся к методам технологии активного обучения, да и к новым формам и методам, в общем, тоже. Это методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, это оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций. Они не отвечают тем особенностям и условиям организации, которые определяют методы технологии активного обучения. В викторине, в соревновании ученик может принимать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем. Попытки заставить его приведут к потере игрового момента и положительной настроенности на деятельность. В технологии активного обучения "вынужденная активность" участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.
В деловой игре правила определяются выбранной деятельностью. В принципе, вариантом деловой игры являются ролевые игры. Когда дети играют в "дочки-матери", они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна и т.д.