Учитель как субъект пед.деятельности
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к пед.деятельности. В ее составе правомерно выделить как психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, так и научно-теоретическую и практическую компетентность.
Содержание профессиональной готовности учителя находит отражение в его профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности.
Пед.профессия является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.
Понятие профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Теоретическая готовность – является элементом в структуре профессиональной компетенции. Представляет собой теоретическую деятельность, которая состоит из конструктивных и гностических умений.
Конструктивная и гностическая деятельность требует 4 группы следующих умений:
Ø Аналитические компетенции – лежат в основе обобщенного умения педагогически мыслить, и состоят из следующих умений: а) расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы и т.д.); б) осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; в) правильно диагностировать педагогическое явление; г) вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.
Ø Прогностические компетенции (в основе лежит умение делать прогноз) – это связано с представлениями у педагога о конечном результате (цели). Прогнозирование деятельности педагога предполагает: - знания сущности и логики педагогического процесса; - закономерности возрастного и индивидуального развития учащихся; - знание особенностей коллектива и т.д. Состав прогностических умений: а) выдвижение педагогических целей и задач; б) отбор способов достижения педагогических целей; в) предвидение результата и возможных отклонений; г) определение этапов или стадий педагогического процесса; д) распределение времени; е) планирование совместно с учащимися жизнедеятельности. Прогностические умения здесь распределены на 3 группы: 1. Умения прогнозировать развитие коллектива. 2. Умение прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей во взаимоотношениях и т.д. 3. Умение прогнозировать ход процесса.
Ø Проективные компетенции. Планы обучения и воспитания (как проекты деятельности педагога) могут быть перспективными и оперативными. Перспективные планы – учебный план школы, разработка планов на четверть, полугодие, год. Оперативные планы – учебные планы на урок и разработка воспитательных мероприятий. Проектирование педагогической деятельности требует следующих проективных умений: а) переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи; б) при этом учитывать потребности учащихся, их интересы, материальную базу, свой опыт и личностные качества; в) отбирать виды деятельности, которые соответствуют задачам; г) планировать индивидуальную работу с учащимися; д) отбирать содержание, формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; е) планировать систему приемов стимулирования активности школьников; ж) планировать способы создания развивающей среды и поддержки связей с родителями и общественностью.
Ø Рефлексивные компетенции. Эти умения проявляются в контрольно-оценочной деятельности педагога, связанные с анализом собственной педагогической деятельности. Рефлексивные умения требуют особых умений анализировать: а) правильная постановка целей, их перевод в конкретные задачи, адекватные исходным условиям; б) соответствие содержания деятельности учеников поставленным задачам; в) эффективность принимающихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; г) соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.д.; д) причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; е) опыт своей деятельности, его целостности и соотнесенности с критериями и рекомендациями педагогической науки.
Практическая готовность педагога является компонентом в структуре профессиональной компетентности и связана с умениями во внешнем проявлении педагога, т.е. умениях действовать. Эти умения связаны с организаторскими и коммуникативными умениями.
Организаторские компетенцииобеспечивают включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. К ним относятся:
Ø Мобилизационные умения – привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению и другим видам деятельности. Для этого создают специальные ситуации, используют методы стимулирования, актуализируют знания и жизненный опыт детей, создают атмосферу совместных переживаний и т.д.
Ø Информационные умения – изложение учебной информации. Для этого учитель должен уметь работать с печатными, компьютерными источниками, уметь ее преобразовывать и т.д., а затем четко и ясно излагать учебный материал, учитывая условия, особенности педагогического процесса, умение объяснять, беседовать, задавать вопросы, применять технические средства общения (ТСО), оперировать графиками, рисунками, учитывать усвоение деться материала, перестраивать ход изложения и т.д.
Ø Развивающие умения. Такие умения предполагают нахождение «зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.), отдельных учащихся и класса в целом, уметь создавать проблемные ситуации, уметь стимулировать детей к учению, уметь ставить вопросы, сравнивать, создавать условия для индивидуального развития учащихся.
Ø Ориентационные умения – умения, связанные с формированием морально-ценностных установок детей к окружающему миру; умения прививать интерес к учебной деятельности, к творчеству, к развитию нужных качеств личности детей.
Коммуникативные компетенции– связаны с установлением целесообразных взаимоотношений учителя с окружающими людьми.
Ø Перцептивные умения – восприятие человека человеком, где происходит изучение особенностей окружающих людей и их расположение к учителю (относится плохо, нейтрально, хорошо). Учитель должен знать особенности ребенка, его потребности, интересы. А так же знать о самом себе свои положительные и отрицательные качества. Перцептивные умения могут быть представлены рядом умений: - воспринимать и адекватно понимать информацию от партнера; - определять состояние и переживания другого человека; - уметь замечать в другом человеке сходные и непохожие качества и т.п..
Ø Умения собственно общения. При входе в класс необходимо умение устанавливать психологический контакт с классом. При управлении общением учитель должен уметь распределять внимание, поддерживать его устойчивость, выбирать нужные способы поведения и обращения, анализировать поступки детей, выделять мотивы, выбирать нужные средства для оптимизации взаимодействия.
Ø Умения педагогической техники – это совокупность умений и навыков, связанных со стимулированием активности детей в классе. К этим умениям относятся всевозможные приемы работы учителя над самим собой. Поэтому вся совокупность работы учителя над самим собой по воздействию на окружающих людей называется личностной педагогической технологией. Сюда относятся умения: 1) выбирать стиль и тон в общении; 2) управлять вниманием детей, их деятельностью; 3) умение воздействовать на окружающих через нюансы голоса, манеры поведения, фигурой, одеждой, прической, внешностью, движениями, взглядом («колючие глаза»), походкой… Поэтому учитель должен регулировать свои психические состояния, владеть техникой релаксации (расслабления), уметь вызывать «по заказу» различные чувства, владеть техникой интонирования голоса и т.д.
Кроме этого, учитель должен владеть хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: руководитель, тренер, массовик-затейник, руководитель кружка, шахматист, экскурсовод, умение писать, читать, считать и т.д.