Тема 5.2. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Те темы, которые выделены зеленым, вы готовите на семинарские занятия. Остальные конспектируете к экзамену.

Задания из таблицы «Самостоятельная работа» также выполняете К ЭКЗАМЕНУ.

Тема 3.1. Введение в педагогическую психологию

Предмет и задачи педагогической психологии. Основные категории и понятия педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками. Специфика методов исследования в педагогической психологии.

Тема 3.2. Психология обучения

Основные понятия психологии обучения. Соотношение понятий учение-обучение. Учебная деятельность. Психологические составляющие обучения. Концепции обучения и их психологические основания: деятельностный и системогенетический подходы. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, как теоретическая основа анализа развивающей функции обучения. Теория В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина. Теория Ш.А. Амонашвили. Теория А.М. Матюшкина. Теория сугестопедии. Теория нейролингвистического программирования. Альтернативные теории.

Л.С. Выготский о двух уровнях развития и психологический принцип развивающего обучения. Общее и отличное в традиционном и развивающем типах обучения.

Тема 3.3. Ученик как субъект учебной деятельности

Развитие познавательной мотивации учения, как условие успешного формирования учебной деятельности. Психологическая характеристика потребностно-мотивационной сферы учения. Классификация мотивов учения. Структура учебных мотивов. Особенности развития мотивации учения учащихся. Методы изучения мотивации учения младших школьников в работе учителя.

Тема 3.4. Школьная отметка и оценка.

«Эффективность» обучения, её критерии. Относительность понятия «эффективности обучения».

Различия между оценкой, отметкой и баллом. Функции и виды оценки. Причины необъективности педагогической оценки. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур. Неуспеваемость как следствие школьнойдезадаптации. Психологические причины школьной неуспеваемости.

Раздел 4. Психология воспитания

Тема 4. 1. Психологическая сущность воспитания, его критерии.

Толкование термина "воспитание". Виды и цели воспитания. Критерии, показатели и уровни воспитанности. Закономерности воспитания.

Тема 4.2. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм.

Нравственность и нравственная саморегуляция учащихся. Концепция нравственного развития Кольберга. Роль эмпатии в нравственном воспитании учащихся. Развитие ценностно-смысловой сферы и воспитание. Условия формирования системы ценностей личности учащегося.

Раздел 5. Психология труда учителя

Тема 5.1.Педагогическая деятельность как специфический тип деятельности

Понятие и особенности педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности . Уровни продуктивности педагогической деятельности.

Тема 5.2. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Учитель, как субъект педагогической деятельности. Педагогическая направленность личности учителя. Свойства личности учителя: педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности. Интегральные характеристики личности учителя (педагогическое самопознание, индивидуальный стиль педагогической деятельности).

Индивидуальный стиль деятельности, его формальная и содержательная стороны. Виды стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический, либеральный. Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методический.

Наши рекомендации