Учитель как субъект педагогической деятельности

Педагог –лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения: учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения, преподаватель лицея, колледжа, техникума, вуза и т.д.

Структура готовности к педагогической деятельности

Сформированное педагогическое сознание · Я – концепция · В – концепция (концепция воспитанника) · Д – концепция (концепция деятельности)  
Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения
Владение педагогической техникой
Наличие педагогических способностей коммуникативных перцептивных прогностических конструктивных дидактических гностических организаторских экспрессивных

2.Профессиональная компетентность педагога: сущность, содержание и структура.

Под компетенциейв общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.

Профессиональная компетентность педагога– личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять ее на практике.

Таким образом, педагогическая компетентность учителя– единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенин и др.).

Содержание необходимых психолого-педагогических знаний определяется государственным образовательным стандартом по высшему (педагогическому ) образованию и конкретизируется в соответствующих учебных программах. В данном контексте психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза состоит в наличии знаний методологических основ и категорий педагогики: закономерностей социализации и развития личности: сущности, целей и технологий воспитания и обучения, законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.

Структура профессиональной компетентности педагогараскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

Наиболее общим умением учителя является умение профессионально мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением анализировать факты и явления педагогической действительности.

Содержание теоретической готовностиучителя проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.

Аналитические умениясостоят из ряда частных умений:

-анализировать педагогические явления;

-осмысливать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другими;

-находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;

- правильно диагностировать педагогическое явление;

- формулировать доминирующую педагогическую задачу;

- находить оптимальные способы ее решения.

Прогностические умениясвязаны с управлением образовательного процесса и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя, являющегося субъектом управления, цели его деятельности в виде предвидимого результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.

В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения В.А. Сластенин объединяет в три группы:

- прогнозирование развития коллектива: динамики, его структуры, развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.д.;

- прогнозирование развития личности: ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.;

- прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и в других видах деятельности; результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.п.;

Педагогическое прогнозирование требует от учителя овладения такими прогностическими методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др.

Проективные уменияосуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и означают:

-конкретизацию целей обучения и воспитания;

- обоснование способов их поэтапной реализации;

- планирования содержание и видов деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта и личностно-деловых качеств;

- определение формы и структуры образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами и с учетом особенностей участников образовательного процесса;

- определение ранжированного комплекса целей и задач для каждого этапа педагогического процесса;

- планирование индивидуального работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;

- отбор форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;

- планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;

- планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

Рефлексивные уменияимеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя.

Рефлексияпонимается нами как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных действий.

Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные результаты (положительные и отрицательные) являются следствием его деятельности.

Содержание практической готовности учителявыражается во внешних (предметных) умениях, то есть в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.

Организаторская деятельность педагогаобеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания.

К организаторским умениям относят:

мобилизационные;

информационные;

развивающие;

Наши рекомендации