Зачем Управляющий совет образовательному учреждению?
Что такое Управляющие советы ОУ ?
Давайте разберемся, зачем действительно нужен Управляющий совет в школах? И кому он нужен больше? Родителям? Учащимся? Директору? Местным органам управления образования? Федеральной власти?
Зачем Управляющие советы федеральным властям?
Речи о важности создания органов государственно-общественного управления звучат в устах чиновников разных уровней. Надо понимать, что такие разговоры - не просто дань моде. Расширение общественного участия в управлении школой - это важный элемент новой модернизированной системы образования, в том виде как она задумывается и создается, если он не начнет работать, как положено, то не заработают и прочие задумки (выбор «школьного компонента» образовательного стандарта, публичные отчеты, программы развития школы, общественная экспертиза и оценка труда педагогов и т.п.).
Образовательные учреждения получают больше автономии, больше свободы выбора по ключевым вопросам, которые самым непосредственным образом затрагивают права и интересы учащихся. Ведь решение о том, какие направления профильного обучения выберет школа, какие предметы будет изучать углубленно – не должно приниматься без учета мнения родителей.
Заинтересованность государства в расширении общественного участия, которая была не раз озвучена первыми лицами страны, позволяет ожидать, что в ближайшие годы вовлечение родителей в процесс управления образованием станет более системным и будет получать все большую поддержку со стороны органов власти.
Зачем Управляющие советы местным властям?
Местные власти имеют свои интересы. Наличие Управляющих советов в школах было одним из условий участия в 2008-2009 годах в Комплексном проекте модернизации образования. Не все Управляющие советы по конкурсу получиЛИ дополнительные федеральные средства на реализацию данного проекта, но была заложена неплохая основа, благодаря которой наиболее активные родители без лишних проволочек получили возможность решать насущные проблемы образовательных учреждений в рамках полномочий, закрепленных за Управляющими советами.
Еще один аргумент в пользу Управляющих советов для органов управления образованием – это появление субъекта для переговоров, официально наделенного полномочиями представлять интересы образовательного учреждения, в том числе родителей. Не секрет, что наибольшее число преобразований и нововведений происходит на местном уровне. Местные власти постоянно принимают решения, которые затрагивают интересы образовательных учреждений – все вопросы о слиянии, реорганизации, временном размещении в других зданиях и даже о смене руководства образовательного учреждения могут наталкиваться на непонимание и протесты со стороны родительской общественности. Это вопросы, которые нуждаются в согласовании. Довольно сложно проводить согласования с неорганизованными группами родителей, особенно если сами родители не имеют единой позиции по спорным вопросам. Наличие же действующего Управляющего совета в школе позволяет сделать процесс переговоров с родителями более организованным и направить его в конструктивное русло. Ведь Управляющий совет - это не просто группа родителей, где каждый сам за себя и со своим мнением, это, прежде всего, Орган, осознающий свою ответственность за судьбу образовательного учреждения. Неслучайно часть ныне успешных Управляющих советов была создана именно в процессе разрешения конфликтных ситуаций с органами власти.
Зачем Управляющий совет образовательному учреждению?
Образовательные учреждения, желают они того или нет, вынуждены конкурировать друг с другом как за учащихся, так и за лучших педагогов. Чем больше в школе учеников, тем больше фонд материального обеспечения и тем больше уровень финансовой самостоятельности.
Уже сам факт наличия в школе работающего Управляющего совета создает школе имидж современного образовательного учреждения с демократичным стилем управления.
На имидж учреждения влияют родители учащихся - рассказы знакомых или мнения на форумах в Интернете могут оказать большее влияние на выбор образовательного учреждения, чем, например, формальная строчка в рейтинге. Управляющий совет позволяет сделать взаимодействие родителей и школы более системным. Непосредственная вовлеченность в вопросы управления школой, знакомство с проблемами, которые стоят перед администрацией – снимает подавляющее число претензий.
В теории менеджмента описана такая модель "заинтересованных граждан" ("стейкхолдеров"). Заинтересованные граждане - потребители услуг – участвуют и в оформлении общественного заказа, и в контроле, и в оценке за его выполнением. Их участие позволяет более эффективно внедрять различные изменения в школе, так как в продвижении изменений участвует не только администрация, но и внешние силы в лице родителей.
В основной своей массе школы традиционно консервативны. Управляющий совет может стать прививкой против излишней консервативности. Само участие "стейкхолдеров" в управлении стимулирует образовательное учреждение адаптироваться и меняться в соответствии с интересами своих целевых групп. А, значит, наличие Управляющего совета в школе постепенно будет делать школу все более удовлетворяющей интересам потребителей и более конкурентоспособной.
Директор образовательного учреждения получает возможность в оперативном режиме собирать мнения и получать обратную связь от родителей – получателей услуг – относительно принимаемых решений и текущих вопросов управления школой.
Известно, что одна голова - хорошо, а несколько - лучше. В состав Советов могут входить различные специалисты – юристы, финансисты, строители, общественники, журналисты и просто разумные, знающие люди. Советы этих людей, которые также заинтересованы в благополучии образовательного учреждения, во многих случаях могут быть очень кстати.
Практика показывает, что работающий Совет может разгрузить администрацию и взять на себя решение отдельных задач мониторинга и контроля: например, взять на контроль вопросы качества питания в школе. А исполнение представительских функций – представление интересов школы в органах власти от имени Управляющего совета зачастую оказывается даже более эффективным. Власть, как правило, более ответственно и внимательно относится к обращениям от лица организованной родительской общественности, чем от лица директора школы.