Основные программные требования к уровню подготовки абитуриента на всех этапах профильного вступительного испытания
ПРОГРАММА
профильного вступительного испытания в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет» для абитуриентов 2017 года
по дисциплине «Творчество (вокал, сольфеджио и теория музыки)»
для специальности:
1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография
(заочная форма получения образования,
сокращенный срок получения образования)
I. Общие указания
Место и роль профессии
Необходимость подготовки педагогических кадров по специальности 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография с присвоением квалификации «Педагог-музыкант. Преподаватель» обусловлена особенностями социально-экономического развития и спецификой современной социокультурной ситуации в Республике Беларусь.
В рамках данной специальности подготовка современного педагога в области эстетического образования является полифункциональной, многоплановой по своему содержанию, обеспечивающей готовность педагога к различным видам профессиональной деятельности. Освоение специальности 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография позволит на высоком профессиональном уровне осуществлять как учебный процесс, так и кружковую, клубную и внеклассную работу, охватывающую весь спектр музыкальных и танцевальных мероприятий и праздников.
Название учреждения образования, год
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2017.
Специальность (направление специальности)
1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография
Цель и задачи профильного вступительного испытания
Цель профильноговступительного испытания по дисциплине «Творчество (вокал, сольфеджио и теория музыки)» – качественный отбор абитуриентов для получения высшего образования по специальности
1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография (заочная форма получения образования).
Задачамипрофильноговступительного испытанияявляются:
· выявление уровня теоретических знаний и практических умений абитуриентов;
· обеспечение объективности оценивания знаний и умений абитуриентов;
· определение профессиональной пригодности абитуриентов.
Минимальный базовый уровень подготовки абитуриента в области избранной специальности (направление специальности)
Абитуриентами специальности 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография могут быть выпускники учреждений общего среднего образования, в которых реализуется музыкальная или хореографическая направленность, выпускники детских школ искусств.
Содержание профильного вступительного испытания соответствует содержанию утвержденных Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь учебных программ факультативных занятий «Сольфеджио», «Игра на музыкальном инструменте», «Инструментальный ансамбль», «Вокальный ансамбль», «Народно-сценический танец» учреждений общего среднего образования, в которых реализуется музыкальная или хореографическая направленность, учебных программ детских школ искусств.
II. Требования к профильному вступительному испытанию
Структура профильного вступительного испытания
Программу профильного вступительного испытания составляют два этапа, в ходе прохождения которых определяется уровень теоретических знаний и практических умений абитуриента.
Этапы профильного вступительного испытания:
1. Вокал.
2. Сольфеджио и теория музыки.
Основные программные требования к уровню подготовки абитуриента на всех этапах профильного вступительного испытания
По вокалу абитуриент должен исполнить 2 разнохарактерных вокальных произведения a cappella (без сопровождения) контрастных по темпу и характеру звуковедения.
По сольфеджио и теории музыки абитуриент должен ответить на вопросы экзаменационного билета по теории музыки и сольфеджио, продемонстрировать наличие слуховых данных – звуковысотного и мелодического слуха, чувства метроритма.
Содержание программы профильного вступительного испытания
Примерная программа по вокалу
1. Произведение для исполнения a cappella (без сопровождения) кантиленного характера (например, белорусские народные песни: «Купалінка», «Нявестанька», «Ай, у полі вярба»).
2. Произведение для исполнения a cappella (без сопровождения) подвижного темпа (например, белорусские народные песни: «Кацілася чорна галка», «Ой, сівы конь бяжыць», «Саўка ды Грышка»).
Сольфеджио и теория музыки
Теоретические вопросы экзаменационных билетов
Музыкальный звук и его свойства. Название звуков. Знаки альтерации. Нотный стан. Длительности нот, способы увеличения длительностей. Метр. Размер (простой, сложный, смешанный, переменный). Ритм. Особые виды ритмического деления. Синкопа. Лад. Лады народной музыки. Переменный лад. Тональность. Виды мажора и минора. Кварто-квинтовый круг тональностей. Интервалы (простые и составные, консонансы и диссонансы). Обращение интервалов. Тритоны натурального и гармонического мажора и минора. Характерные интервалы. Аккорды. Типы аккордов. Аккорды в ладу. Трезвучия главных и побочных ступеней. Септаккорды. Виды септаккордов. Внутриладовая альтерация. Хроматизм. Хроматическая гамма. Энгармонизм звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Отклонение. Модуляция. Сопоставление. Тональности первой степени родства. Мелодия. Виды мелодического движения. Секвенция. Элементы строения музыкальной речи. Транспозиция. Мелизмы. Темп.
Проверка музыкальных способностей абитуриента
1. Пропеть отдельные звуки, мотивы, мелодические построения, сыгранные экзаменатором на фортепиано.
2. Повторить за экзаменатором различные ритмические рисунки.
Примерные варианты экзаменационных билетов по сольфеджио
И теории музыки
Экзаменационный билет № 3
1. Музыкальный звук и его свойства.
2. Проверка музыкальных способностей.
Экзаменационный билет № 20
1. Тональности первой степени родства. Привести примеры.
2. Проверка музыкальных способностей.