Создание проблемной ситуации.
Использование приемов критического мышления на уроке.
Цели урока:
1. Закрепить умение решать задачи.
2. Отрабатывать вычислительные навыки.
3. Развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности.
Оборудование урока:
- Иллюстрация кота Мурлыки.
- Ромашки Блума.
- Таблица с вопросительными словами.
- Схемы задач.
- Конверты с рыбками, сигналы светофора у детей.
- Учебник Демидовой, III часть.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Стадия Вызова.
– Догадайтесь, кто будет помогать нам сегодня получать знания на уроке.
– Верно, кот! Мурлыка отправился на рыбалку. Мы с вами будет помогать Мурлыке ловить рыбок и пускать их в свои аквариумы. Каждое правильно выполненное задание – это пойманная рыбка. Будьте на уроке внимательными, активными, чтобы поймать как можно больше рыбок. Приготовьте свои аквариумы и рыбок. (Открываю шторку).
– Дети, а здесь у нас спрятался еще один кот! Когда вы встречаете на улице необыкновенно красивого кота, какие вопросы вам хочется ему задать? (Как зовут кота? Чей он? Какая у него порода?)
– Рассмотрите нашего гостя и ответьте на вопросы своих товарищей.
Дети предполагают, что звать кота могут Умником, Математиком или Цифриком. Порода математическая, а хозяева его – ученики и учительница 1 “Б” класса.
III. Стадия Осмысления.
– Прочитайте тему урока. Задайте вопрос по теме урока.
Решение задачи |
– Чем мы будем заниматься на уроке?
– Ответьте на вопрос своего товарища. (Мы будем учиться решать задачи).
– Какие виды задач вы знаете? (Дети перечисляют).
Кот хочет проверить, как вы умеете решать эти задачи и предлагает математический диктант, который находится на усах и хвостике Цифрика. Нужно устно решить задачу, а значение выражения записать в строчку. (Учитель читает задачку, числа показывает на усах кота).
1. У тети Кошки было 7 племянников, а племянниц на 2 меньше. Сколько племянниц было у тети Кошки?
2. На солнышке грелись 7 взрослых котов и пятеро котят. На сколько меньше было котят, чем взрослых котов?
3. У кота Леопольда было семеро друзей, это на 4 больше чем врагов. Сколько врагов было у кота Леопольда?
4. Тетя Кошка знала 7 грустных песенок, а веселых на 3 больше. Сколько веселых песенок знала тетя Кошка?
5. На день рождения к коту Леопольду пришло 7 худеньких мышат и один толстый мышонок. Сколько всего мышат пришло к коту на день рождения?
6. Стены богатого дома тети Кошки были украшены 7 портретами родственников, что на два меньше, чем картин с пейзажем. Сколько картин с пейзажем украшало стены дома?
7. У Леопольда было 8 мышеловок и 2 крысоловки. Сколько всего ловушек для грызунов было у Леопольда?
8. У Кота было 8 пар охотничьих сапог, а праздничных на 6 пар меньше. Сколько пар праздничных сапог было у Кота?
Проверим ответы: (самопроверка)
На 2, 3, 10, 8, 10, 2.
– Оцените свою работу при помощи шкалы.
Правильность работы. Оцените аккуратность работы.
Встаньте те, кто ни разу не ошибся и поставил себе высокий балл.
Положите 1 рыбку.
Кто за аккуратность поставил себе высший балл.
Положите 1 рыбку.
Физкультминутка.
Ромашка Блума.
Посмотрите на туловище кота. Задайте простые вопросы своим товарищам, используя слова – помощники.
– На какую геометрическую фигуру похоже туловище кота?
– Сколько углов у этой фигуры?
– Сколько сторон у прямоугольника?
– Какие углы у прямоугольника?
– Какие стороны у прямоугольника?
– Почему размеры указаны только с двух сторон?
– Что можно узнать, зная длину и ширину прямоугольника?
(Можно найти сумму длин всех сторон).
– Узнайте. (3+1+3+1=8 (дм)) (+ 1 рыбка)
– Что можно сравнить у прямоугольника? (Можно сравнить длину и ширину).
Поставьте вопрос:
– На сколько дм длина туловища больше его ширины?
(3 – 1 = 2 (дм)) (+ 1 рыбка)
– Определите виды задач.
(Геометрические задачи на нахождение целого и на разностное сравнение чисел).
Физминутка для глаз.
– Посмотрите на лапы кота. Что мы сейчас будем делать?(Составлять задачи).
Задание по колонкам.
1 колонка. В парах составить задачу на уменьшение на несколько единиц, используя первую лапу кота.
2 колонка: составить задачу на разностное сравнение по 2 лапе кота.
3 колонка: составить задачу с косвенным вопросом по 3 лапе кота.
(Сигнализируем с помощью светофора).
III. Стадия Рефлексии.
Откройте учебник на стр. 10, найдите № 3. Условие задачи до черной точки прочитает Андрей Пунашев, а все дети внимательно следят по тексту и готовятся задавать вопросы по условию задачи.
– О ком говорится в условии?
– Что сказано о коте Леопольде?
– Что сказано про мышей?
– Это задача? Почему?
А вопросы даны ниже. Сейчас каждый из вас внимательно прочитает эти вопросы и подумает, какие из них заданы правильно и на них можно ответить решением задачи.
– Посоветуйтесь в парах.
– Посоветуйтесь в группах-четверках. (Ваше мнение: 2) 5) вопросы). (+ 1 рыбка)
Вариант. Прочитайте еще раз вопрос № 2 и подумайте, какая из пяти предложенных схем подойдет к вашей задаче.
Вариант. Прочитайте вопрос № 5 и покажите, какая из предложенных схем подойдет к вашей задаче.
Запишите в тетради решение и ответ своей задачи. (Обратите внимание на орфограммы).
Проверка на доске.
1 вариант.
6 – 4 = 2 (л)
Ответ: у Леопольда на 2 ловушки больше. (+ 1 рыбка)
2 вариант.
6 + 4 = 10 (л)
Ответ: всего 10 ловушек у Леопольда и мышей.
– Чем мы занимались на уроке?
– Выполнили ли мы задачу урока?
– Кто из вас стал лучше решать задачи? Оцените, показав на шкале.
Как я умею решать простые задачи. |
– Посчитайте рыбок в своих аквариумах.
Встаньте те, у кого 5 и более рыбок. Молодцы!
Похвалите друг друга за старание на уроке.
(Погладить, пожать руку, приобнять).
Урок математики в 1 классе.
Темаурока: «Задачи на сравнение»
Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём КЛАСТЕР) и индивидуально-дифференцированного подхода.
Побережнюк Елена Валерьевнаучитель начальных классов
ЧОУ – СОШ «Новый путь»г. Армавир Краснодарский край
Кластер («гроздь») – выделение основных смысловых частей текста и схематическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно располагаем их особым образом, распределяем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Правила очень простые. В центре – тема, а вокруг нее крупные смысловые части. Система кластеров охватывает большой объём информации, который трудно скомпоновать при обычной работе.
Задачей работы с КЛАСТЕРОМ является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».
Цели урока:
- формировать у детей способность к выделению задач и их логических частей из произвольных текстов;
- развивать у первоклассников умение устанавливать между величинами отношения части и целого, отношения «больше ( меньше ) на…»
- учить составлять схемы и решать простые задачи на разностное сравнение.
Тип урока: урок – закрепление.
Предполагаемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: конструктивный подход к решению задач нового типа.
Личностные УУД: представление о себе и о своих возможностях.
Регулятивные УУД: умение преодолевать непроизвольность внимания, контролировать и оценивать результаты своей и коллективной деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: умение находить решение задачи в сотрудничестве, умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу, умение владеть адекватным межличностным восприятием.
Ход урока.
Вызов.
Математический диктант.
- На сколько 6 больше 5?
- Сколько нужно вычесть из 8, чтобы получить 6?
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Чему равна разность?
- Уменьшите 7 на 3.
- На сколько 1 меньше 7?
- Сколько нужно вычесть из 8, чтобы получить 3?
- На сколько 6больше 0?
- Уменьшите 8 на 5.
Создание проблемной ситуации.
(Слайд № 1)
- Среди предложенных текстов найдите задачу.
1) У Тани 4 гриба.
2) У Тани 4 гриба, а у Саши – 2 гриба.
3) У Вани 5 машинок , а у Саши – 2 машинки. На сколько машинок у Вани больше, чем у Саши?
4) На сколько яблок больше, чем груш?
В результате обсуждения учащиеся устанавливают, что задачей является 3-й из представленных текстов, потому что включает в себя УСЛОВИЕ (то, что известно) и ВОПРОС (то, что нужно найти)
(Слайд № 1)
Осмысление содержания.
1. Закрепление представлений о логических частях задачи с использованием технологии развития критического мышления (приём КЛАСТЕР)
(Приложение 3.Слайд № 2)
- Итак, мы установили, что задачей является только третий текст, потому в задаче должно быть условие и вопрос.
- Какие ещё части есть у задачи? Потренируемся их выделять.
-Назовите условие нашей задачи (Слайд 2)
-Назовите вопрос задачи? (Слайд 2)
- Запишем условие схематично.
-Что нам известно о Ваниных машинках? (на слайде № 2 появляются машинки)
- Сколько у Вани машинок?
-Что нам известно о Сашиных машинках? Что значит на 2 меньше?
-Что спрашивается в задаче? Как показать это на схеме? (на слайде № 2 появляется схема)
- Как найти меньшее число, зная большее число и разницу?
-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить)
(На слайде № 2 появляется запись «решение»)
-Каким действием узнаем, сколько машинок у Саши? Запишите выражение (Учитель выполняет запись на доске)
-Что мы записали? (Решение)
-Найдите значение этого выражения.
-Мы ответили на вопрос задачи?
-Какая ещё часть будет у задачи (Ответ) (на слайде № 2 появляется запись «ответ»)
- Что же такое ответ? Что мы напишем в ответе нашей задачи? (значение выражения)
(учитель выполняет запись на доске)
-Назовите части задачи.
Повторение изученного.
Практическая работа в парах.
Детям предлагается пустой кластер и текст задачи (Приложение 1)
Нужно:
1)восстановить название частей задачи;
2)разделить текст на составные части – условие и вопрос (соотнести)
3)решить задачу, заполнить части решение и ответ.
3. Проверочная работа с учётом индивидуально – дифференцированного подхода. (Приложение 2)
Карточка 1 –для детей с повышенной мотивацией в учении.
Карточка 2 - предлагается школьникам со средним уровнем.
Карточка 3 – для первоклассников, которым в учебной деятельности требуется направляющая помощь.
III. Рефлексия.
- Что мы повторили сегодня на уроке?
- Что нужно знать, чтобы решить задачу на сравнение?
[1] Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 203с.
[2] Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4
[3] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318с.
[4] Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: 1986. - 234с.