Создание проблемной ситуации.

Использование приемов критического мышления на уроке.

Цели урока:

1. Закрепить умение решать задачи.

2. Отрабатывать вычислительные навыки.

3. Развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности.

Оборудование урока:

  • Иллюстрация кота Мурлыки.
  • Ромашки Блума.
  • Таблица с вопросительными словами.
  • Схемы задач.
  • Конверты с рыбками, сигналы светофора у детей.
  • Учебник Демидовой, III часть.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Стадия Вызова.

– Догадайтесь, кто будет помогать нам сегодня получать знания на уроке.

Создание проблемной ситуации. - student2.ru

– Верно, кот! Мурлыка отправился на рыбалку. Мы с вами будет помогать Мурлыке ловить рыбок и пускать их в свои аквариумы. Каждое правильно выполненное задание – это пойманная рыбка. Будьте на уроке внимательными, активными, чтобы поймать как можно больше рыбок. Приготовьте свои аквариумы и рыбок. (Открываю шторку).

– Дети, а здесь у нас спрятался еще один кот! Когда вы встречаете на улице необыкновенно красивого кота, какие вопросы вам хочется ему задать? (Как зовут кота? Чей он? Какая у него порода?)

– Рассмотрите нашего гостя и ответьте на вопросы своих товарищей.

Создание проблемной ситуации. - student2.ru

Дети предполагают, что звать кота могут Умником, Математиком или Цифриком. Порода математическая, а хозяева его – ученики и учительница 1 “Б” класса.

III. Стадия Осмысления.

– Прочитайте тему урока. Задайте вопрос по теме урока.

Решение задачи

– Чем мы будем заниматься на уроке?

– Ответьте на вопрос своего товарища. (Мы будем учиться решать задачи).

– Какие виды задач вы знаете? (Дети перечисляют).

Кот хочет проверить, как вы умеете решать эти задачи и предлагает математический диктант, который находится на усах и хвостике Цифрика. Нужно устно решить задачу, а значение выражения записать в строчку. (Учитель читает задачку, числа показывает на усах кота).

1. У тети Кошки было 7 племянников, а племянниц на 2 меньше. Сколько племянниц было у тети Кошки?

2. На солнышке грелись 7 взрослых котов и пятеро котят. На сколько меньше было котят, чем взрослых котов?

3. У кота Леопольда было семеро друзей, это на 4 больше чем врагов. Сколько врагов было у кота Леопольда?

4. Тетя Кошка знала 7 грустных песенок, а веселых на 3 больше. Сколько веселых песенок знала тетя Кошка?

5. На день рождения к коту Леопольду пришло 7 худеньких мышат и один толстый мышонок. Сколько всего мышат пришло к коту на день рождения?

6. Стены богатого дома тети Кошки были украшены 7 портретами родственников, что на два меньше, чем картин с пейзажем. Сколько картин с пейзажем украшало стены дома?

7. У Леопольда было 8 мышеловок и 2 крысоловки. Сколько всего ловушек для грызунов было у Леопольда?

8. У Кота было 8 пар охотничьих сапог, а праздничных на 6 пар меньше. Сколько пар праздничных сапог было у Кота?

Проверим ответы: (самопроверка)

На 2, 3, 10, 8, 10, 2.

– Оцените свою работу при помощи шкалы.

Правильность работы. Оцените аккуратность работы.

Создание проблемной ситуации. - student2.ru

Встаньте те, кто ни разу не ошибся и поставил себе высокий балл.

Положите 1 рыбку.

Кто за аккуратность поставил себе высший балл.

Положите 1 рыбку.

Физкультминутка.

Ромашка Блума.

Создание проблемной ситуации. - student2.ru

Посмотрите на туловище кота. Задайте простые вопросы своим товарищам, используя слова – помощники.

– На какую геометрическую фигуру похоже туловище кота?

– Сколько углов у этой фигуры?

– Сколько сторон у прямоугольника?

– Какие углы у прямоугольника?

– Какие стороны у прямоугольника?

– Почему размеры указаны только с двух сторон?

– Что можно узнать, зная длину и ширину прямоугольника?

(Можно найти сумму длин всех сторон).

– Узнайте. (3+1+3+1=8 (дм)) (+ 1 рыбка)

– Что можно сравнить у прямоугольника? (Можно сравнить длину и ширину).

Поставьте вопрос:

– На сколько дм длина туловища больше его ширины?

(3 – 1 = 2 (дм)) (+ 1 рыбка)

– Определите виды задач.

(Геометрические задачи на нахождение целого и на разностное сравнение чисел).

Физминутка для глаз.

– Посмотрите на лапы кота. Что мы сейчас будем делать?(Составлять задачи).

Задание по колонкам.

1 колонка. В парах составить задачу на уменьшение на несколько единиц, используя первую лапу кота.

2 колонка: составить задачу на разностное сравнение по 2 лапе кота.

3 колонка: составить задачу с косвенным вопросом по 3 лапе кота.

(Сигнализируем с помощью светофора).

III. Стадия Рефлексии.

Откройте учебник на стр. 10, найдите № 3. Условие задачи до черной точки прочитает Андрей Пунашев, а все дети внимательно следят по тексту и готовятся задавать вопросы по условию задачи.

– О ком говорится в условии?

– Что сказано о коте Леопольде?

– Что сказано про мышей?

– Это задача? Почему?

А вопросы даны ниже. Сейчас каждый из вас внимательно прочитает эти вопросы и подумает, какие из них заданы правильно и на них можно ответить решением задачи.

– Посоветуйтесь в парах.

– Посоветуйтесь в группах-четверках. (Ваше мнение: 2) 5) вопросы). (+ 1 рыбка)

Вариант. Прочитайте еще раз вопрос № 2 и подумайте, какая из пяти предложенных схем подойдет к вашей задаче.

Вариант. Прочитайте вопрос № 5 и покажите, какая из предложенных схем подойдет к вашей задаче.

Запишите в тетради решение и ответ своей задачи. (Обратите внимание на орфограммы).

Создание проблемной ситуации. - student2.ru

Проверка на доске.

1 вариант.

6 – 4 = 2 (л)

Ответ: у Леопольда на 2 ловушки больше. (+ 1 рыбка)

2 вариант.

6 + 4 = 10 (л)

Ответ: всего 10 ловушек у Леопольда и мышей.

– Чем мы занимались на уроке?

– Выполнили ли мы задачу урока?

– Кто из вас стал лучше решать задачи? Оцените, показав на шкале.

Создание проблемной ситуации. - student2.ru Как я умею решать простые задачи.

– Посчитайте рыбок в своих аквариумах.

Встаньте те, у кого 5 и более рыбок. Молодцы!

Похвалите друг друга за старание на уроке.

(Погладить, пожать руку, приобнять).

Урок математики в 1 классе.

Темаурока: «Задачи на сравнение»

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём КЛАСТЕР) и индивидуально-дифференцированного подхода.

Побережнюк Елена Валерьевнаучитель начальных классов

ЧОУ – СОШ «Новый путь»г. Армавир Краснодарский край

Кластер («гроздь») – выделение основных смысловых частей текста и схематическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно располагаем их особым образом, распределяем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые. В центре – тема, а вокруг нее крупные смысловые части. Система кластеров охватывает большой объём информации, который трудно скомпоновать при обычной работе.

Задачей работы с КЛАСТЕРОМ является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Цели урока:

  • формировать у детей способность к выделению задач и их логических частей из произвольных текстов;
  • развивать у первоклассников умение устанавливать между величинами отношения части и целого, отношения «больше ( меньше ) на…»
  • учить составлять схемы и решать простые задачи на разностное сравнение.

Тип урока: урок – закрепление.

Предполагаемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: конструктивный подход к решению задач нового типа.

Личностные УУД: представление о себе и о своих возможностях.

Регулятивные УУД: умение преодолевать непроизвольность внимания, контролировать и оценивать результаты своей и коллективной деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: умение находить решение задачи в сотрудничестве, умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу, умение владеть адекватным межличностным восприятием.

Ход урока.

Вызов.

Математический диктант.

  • На сколько 6 больше 5?
  • Сколько нужно вычесть из 8, чтобы получить 6?
  • Уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Чему равна разность?
  • Уменьшите 7 на 3.
  • На сколько 1 меньше 7?
  • Сколько нужно вычесть из 8, чтобы получить 3?
  • На сколько 6больше 0?
  • Уменьшите 8 на 5.

Создание проблемной ситуации.

(Слайд № 1)

- Среди предложенных текстов найдите задачу.

1) У Тани 4 гриба.

2) У Тани 4 гриба, а у Саши – 2 гриба.

3) У Вани 5 машинок , а у Саши – 2 машинки. На сколько машинок у Вани больше, чем у Саши?

4) На сколько яблок больше, чем груш?

В результате обсуждения учащиеся устанавливают, что задачей является 3-й из представленных текстов, потому что включает в себя УСЛОВИЕ (то, что известно) и ВОПРОС (то, что нужно найти)

(Слайд № 1)

Осмысление содержания.

1. Закрепление представлений о логических частях задачи с использованием технологии развития критического мышления (приём КЛАСТЕР)

(Приложение 3.Слайд № 2)

- Итак, мы установили, что задачей является только третий текст, потому в задаче должно быть условие и вопрос.

- Какие ещё части есть у задачи? Потренируемся их выделять.

-Назовите условие нашей задачи (Слайд 2)

-Назовите вопрос задачи? (Слайд 2)

- Запишем условие схематично.

-Что нам известно о Ваниных машинках? (на слайде № 2 появляются машинки)

- Сколько у Вани машинок?

-Что нам известно о Сашиных машинках? Что значит на 2 меньше?

-Что спрашивается в задаче? Как показать это на схеме? (на слайде № 2 появляется схема)

- Как найти меньшее число, зная большее число и разницу?

-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить)

(На слайде № 2 появляется запись «решение»)

-Каким действием узнаем, сколько машинок у Саши? Запишите выражение (Учитель выполняет запись на доске)

-Что мы записали? (Решение)

-Найдите значение этого выражения.

-Мы ответили на вопрос задачи?

-Какая ещё часть будет у задачи (Ответ) (на слайде № 2 появляется запись «ответ»)

- Что же такое ответ? Что мы напишем в ответе нашей задачи? (значение выражения)

(учитель выполняет запись на доске)

-Назовите части задачи.

Повторение изученного.

Практическая работа в парах.

Детям предлагается пустой кластер и текст задачи (Приложение 1)

Нужно:

1)восстановить название частей задачи;

2)разделить текст на составные части – условие и вопрос (соотнести)

3)решить задачу, заполнить части решение и ответ.

3. Проверочная работа с учётом индивидуально – дифференцированного подхода. (Приложение 2)

Карточка 1 –для детей с повышенной мотивацией в учении.

Карточка 2 - предлагается школьникам со средним уровнем.

Карточка 3 – для первоклассников, которым в учебной деятельности требуется направляющая помощь.

III. Рефлексия.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Что нужно знать, чтобы решить задачу на сравнение?

[1] Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 203с.

[2] Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4

[3] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318с.

[4] Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: 1986. - 234с.

Наши рекомендации