II. Создание проблемной ситуации

Почему

Я прилагаю все старание.

Хочу понять правописание.

Но вызывает, тем не менее,

Правописанье удивление.

— А ну, не плачь, кончай-ка плач!

Синяк пройдет, — сказал мне врач.

Но прежде, чем пропал синяк,

Исчез из плача мягкий знак!

Я прилагаю все старание,

Я проявляю прилежание.

Но очень часто, тем не менее,

Я прихожу в недоумение. В. Волина

— Объясните, почему «исчез» из плача мягкий знак. Вспомните все

случаи правописания мягкого знака в словах.

III. Сообщение темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы повторим изученные части речи: существительные и глаголы, прилагательные и предлоги.

IV. Орфографическая разминка

Испугались медвежонка

Еж (с) ежихой и ежонком,

Чиж (с) чижихой и чижонком,

Стриж (с) стрижихой и стрижонком. В. Волина

— Объясните написание подчеркнутых орфограмм, раскройте скобки.

— Определите части речи. Обозначьте число и род имен существительных.

— Назовите однокоренные слова, выделите в них корень.

— Как проводит зиму еж? Кто еще из зверей впадает в зимнюю спячку? (Ужи, змеи, медведи, лягушки, жабы, тритоны.)

V. Чистописание

еж уж морж

— Составьте со словами предложения (устно).

Морж — крупное северное морское животное. У него усатая морда с клыками. Морж — прекрасный пловец.

—- Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

VI. Работа с учебником

1. Упр. 73 (с. 47).

2. Упр. 74,

Письмо под диктовку с выполнением грамматического задания.

Физкультминутка (под песню «Резиновый ежик» (муз. (Никитина, сл. Ю. Мориц))

3. Упр. 75

–Озаглавьте текст.

4. Упр. 76

5. Работа с деформированным текстом:

Наш класс

I)Я, в, кла..е, уч..сь, четвертом. 2) У, ко..ектив, дружный, нас. 3) Пр..водим, мы, утре.ики, инт.ресные. 4) Ухаж.вают, за, ю..аты, растениями. ') В,наш, су.оту, ба..ейн, кла.., пойдет, в. 6) А, мы, хо..ейный, в, матч, в..скресенье, пойдем, на. 7) Мальчики, в, любят, те..ис, очень, настольный, играть.

Составьте из слов предложения, вставляя пропущенные буквы. Как переносятся слова с двойными согласными

VII. Самостоятельная работа

1. Соедините противоположные по значению имена существительные.

Вариант II вариант

правда ложь бедняк молодежь

корка роскошь шум богач

бедность мякиш старики тишь

2. К данным существительным подберите близкие по значению слова,

запишите их, вставляя, где нужно, подходящие буквы. Укажите над словами род существительных.

I вариант II вариант

Неправда — ...; граница — ... Сила — ..., здоровяк — ...

(рубеж.., лож..) (крепыш.., мощ..)

VIII. Рефлексия

Домашнее задание

Упр. 77, с. 49.

Урок 16. Тема: Общее знакомство с не изучавшимися ранее частями речи.

Цели:систематизировать знания о частях речи, познакомить предварительно с наречием и местоимением. Работать над обогащением словарного запаса детей.

Ход урока

Организационный момент

II. Закрепление пройденного материала

—Объясните постановку знаков препинания в предложении, в конце предложений. Определите предложения по цели высказывания. (Запись на доске.)

— Что тебе милей всего, сосна □

— Высота — вот страсть моя и гордость □

— Что тебе милей всего, скала □

— Твердость □

— Море, что тебе всего милей □

— Широта земли, моя безбрежность

— Что тебе, весна, всего милей □

— Нежность

— Что тебе, зима, милей всего □

— Белизна на белоснежном поле □

— Птица, что тебе милей всего □

— Воля

(Устное народное творчество)

III. Орфографическая разминка. Сообщение темы и целей урока

В летний солнечный д..нек Вот пушистый я какой!

3..лотой расцвел цв..ток, З.лотой и м..лодой

(На) высокой тонкой но..ке За неделю стал с.дой, - '

Все др..мал он (у) дор..жки. А д..нечка через два

А проснулся Облысела г..лова.

Улыбнулся:

(Одуванчик.)

— Вставьте пропущенные буквы.

— Объясните, почему подчеркнуты некоторые слова. Назовите части речи.

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Правильно, тема урока: «Новые части речи».

IV. Чистописание

одуванчик облако обычно

— Запомните написание этих слов.

— Подберите к слову облако однокоренное, разберите его по составу.

— Подберите синоним к слову обычно.

— Составьте со словами предложения.

2. Запись под диктовку:

Все лето цветут одуванчики. Их семена собраны в пушистый шарик. Дунешь на шарик — поплывут в воздухе легкие семена.

3. Словарная работа.

— Найдите в хаосе букв названия луговых цветов:

К о К Р Е

в л Л Е В

А о К О Л

С м А К Р

и л Е к Ч

р о М А И

ц А К Щ К

(Колокольчик, василек, мак, клевер, ромашка.)

— Разберите слова по составу.

— Можно ли собирать в букеты луговые травы? Почему?

— Какие луговые цветы занесены в Красную книгу Республики Беларусь?

Физкультминутка (иод «Песню о волшебном цветке» (муз. Ю. Чичкова, ел. М. Пляцковского))

V. Работа с учебником

1.Упр. 78 с.49.

— Составьте предложения

2. Упр. 79, с. 50.

— Назовите части речи.

3. Упр. 80, с. 50.

—Выпишите однокоренные слова.

4. упр. 81, с.51

VI. Письмо по памяти

Если я с.рву цв..ток, Если мы с..рвем цв..ты.

Если ты с..рвешь цв..ток, Опустеют все п..ляны

Если все: и я, и ты, И не будет кр..соты! Т. Собакин

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

5. Игра «Угадай-ка!».

Учитель читает стихотворение, а учащиеся дополняют его словами-антонимами:

Скажу я слово: — Высоко! Скажу тебе я слово: — Трус!

А ты ответишь: — ...! Ответишь ты: -^- ...!

Скажу я слово: — Далеко! Теперь «начало» я скажу, ;

А ты ответишь: — ...! Ну, отвечай: — ...!

Дж. Чиарди

-Найдите наречия и местоимения

VIII. Рефлексия

На доске прикреплен плакат с записью:

1. Узнал что-то новое.

2. Удивился.

3. Почувствовал радость.

4. Научился.

5. Ничего не понял.

6. Нужна была помощь.

Ученики выходят к доске и прикрепляют бумажные полевые цветы возле

той записи, которая соответствует их отношению к пройденному уроку.

Домашнее задание Упр. 82, с. 52.

Урок 17. Тема: Имя существительное. Изменение имен существительных по родам и числам

Цели:обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном как части речи, об изменениях имен существительных по родам и числам; обобщить знания о съедобных и несъедобных грибах; повторить правила сбора грибов.

Ход урока

Наши рекомендации