Методические рекомендации. Стимулировать педагогическое творчество учителей различных специальностей, которые эффективно поддерживают два фактора:
Стимулировать педагогическое творчество учителей различных специальностей, которые эффективно поддерживают два фактора:
1. Экономическое воспитание формирует рациональный тип мышления школьника.
В этой области в учебном плане массовой школы у экономики нет конкурентов.
2. Экономическое воспитание представляет собой основу формирования мировоззрения ученика.
Именно они в наибольшей степени имеют отношение к реалиям окружающей действительности и затрагивает интересы каждого ученика.
Актуальность исследования. Особенности развития современного общества, глубокие социально-экономические изменения, переход общества к рыночной экономике ставят перед образовательной системой задачу формирования экономически воспитанного подрастающего поколения. Современные школьники зачастую не могут противостоять негативным явлениям рыночной среды.
Особая и важная роль в решении данной задачи принадлежит общеобразовательным учреждениям. С этой целью в школах, лицеях активно стали внедряться предметы экономического содержания. Однако проведенный анализ состояния массовой практики свидетельствует о том, что обеспечение школьников необходимыми экономическими знаниями не позволяет учащимся обладать достаточным уровнем экономической воспитанности, так как экономические знания носят сугубо теоретический характер и оторваны от реальной действительности. В этой связи возникла проблема формирования экономической воспитанности, приобретающая ныне особую значимость и требующая эффективного педагогического руководства названным процессом.
Немало исследований посвящено педагогическим аспектам экономического образования и воспитания школьников старших классов, формированию экономической культуры учащихся в процессе непрерывного экономического образования, роли общеобразовательных предметов и всего учебно-воспитательного процесса в экономическом воспитании, содержанию, организации и методике экономической подготовки старшеклассников, как в теории, так и в процессе общественно-полезного производительного труда
Таким образом, многие аспекты экономического воспитания исследовались учеными. Вместе с тем, проблема экономического воспитания школьников в условиях информационной среды школы не была предметом специального изучения.
Анализ проведенных исследований, практического опыта позволил выявить противоречия, требующие своего разрешения: между требованиями общества к уровню экономической воспитанности учащихся и консервативностью школы как социального института; необходимостью создания информационной среды, разработки и внедрения эффективных форм и методов, новых технологий, повышающих эффективность экономического воспитания школьников, и преобладанием ныне в школе традиционных подходов; меняющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, необходимостью использования в школе экономических программ и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к этому виду учебно-воспитательной деятельности; разработанностью проблемы в науке и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по ее реализации в практике школы.
Названные противоречия порождают проблему исследования: каковы педагогические условия эффективности экономического воспитания старших школьников в информационной среде школы? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Общепедагогическое и практическое значение проблемы и необходимость ее разрешения обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Экономическое воспитание учащихся старших классов в информационной среде школы».
Объект исследования — процесс экономического воспитания учащихся старших классов в информационной среде школы.
Предмет исследования - педагогические условия данного процесса.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эффективность экономического воспитания предопределяется двумя группами основных, иерархически взаимосвязанных педагогических условий, состоящих из:
- общих условий эффективности целостного педагогического процесса, влияющих на все его аспекты, в том числе и на формирование экономической воспитанности старших школьников;
- частных условий, непосредственно влияющих на эффективность экономического воспитания старших школьников;
- реализацией спроектированной модели экономического воспитания старших школьников в условиях информационной среды;
- конструированием нужной информационной среды экономического воспитания школьников.
Из сформулированных выше проблемы, цели и гипотезы исследования вытекают следующие задачи:
- охарактеризовать систему экономического воспитания как одного из аспектов целостного воспитательного процесса в условиях информационной среды школы;
- определить специфику экономического воспитания в старшем школьном возрасте с учетом информационной среды;
- дать критериальную характеристику экономической воспитанности старших школьников в условиях информационной среды и показателей ее уровней (низкого, среднего, высокого);
- выявить, экспериментально обосновать и проверить педагогические условия эффективности экономического воспитания старших школьников в условиях информационной среды школы;
- разработать научно-методические рекомендации по использованию возможностей информационной среды в совершенствовании процесса экономического воспитания учащихся старших классов.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения философии образования, психологии, педагогической науки о творческо-деятельной сущности личности.
Исходные позиции нашей работы базируются на системном подходе к педагогическому процессу.
Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов: теоретический анализ философской, экономической, психологической, педагогической и методической литературы; анализ учебных планов и программ, учебных пособий и методических рекомендаций по предметам гуманитарного цикла, различной школьной документации; количественный и качественный анализ полученных результатов исследования с использованием статистических методов; изучение и обобщение передового и личного опыта реализации основных идей экономического воспитания; анализ продуктов творческой деятельности учащихся; сравнительный анализ и синтез; организация педагогического опыта в условиях информационной среды как одного из аспектов целостного воспитательного процесса; диагностические методы (целенаправленного педагогического наблюдения, срезов, бесед, анкетирования, интервьюирования и тестирования школьников, педагогов, родителей и т. п.).
1. На первом этапе - поисково-теоретическом (2001-2002 гг.) — осуществлялись изучение и анализ философской, экономической, психолого-педагогической литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, была обоснована проблема, изучался уровень ее разработанности в педагогической теории, определились проблема, цель, задачи, объект, предмет, рабочая гипотеза исследования. Это позволило сформулировать основные исходные теоретические положения для решения исследуемой проблемы, разработать программу опытно-экспериментальной работы в школах.
2. На втором этапе - опытно-экспериментальном (2002-2004 гг.) -апробировалась экспериментальная программа реализации педагогических условий эффективности экономического воспитания старших школьников. В ходе опытной работы была осуществлена обработка промежуточных результатов эксперимента, подготовлены публикации по теме исследования.
3. На третьем этапе - обобщающем (2004-2005 гг.) - осуществлялись обработка, анализ, систематизация, обобщение результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, были внедрены практические рекомендации по совершенствованию экономического воспитания старших школьников в условиях информационной среды в процессе реализации системы педагогических условий, осуществлялось литеральное оформление диссертации.
Достоверность, обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов исследования обеспечиваются его методологическими основами, аргументированностью исходных теоретических положений; критическим анализом и учетом состояния избранной для изучения области теории и практики; правильным выбором используемых теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме, цели, предмету, объекту и задачам исследования; разносторонностью использованных эмпирических материалов, необходимых для количественного и качественного анализа исследуемой проблемы; математической обработкой опытных данных; использованием на практике результатов опытно-экспериментальной работы; результатами эксперимента, подтверждающими позитивные изменения в развитии старших школьников. Благодаря избранной логике нашего исследования подтверждена ее эффективность в процессе выполнения опытно-экспериментальной программы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- проанализированы и уточнены сущностные характеристики экономического воспитания учащихся в условиях информационной среды как одного из аспектов целостного воспитательного процесса и его своеобразия в старшем школьном возрасте с позиции системного понимания воспитания;
- разработана модель экономического воспитания старших школьников в условиях информационной среды;
- выявлена и экспериментально обоснована его специфика;
- сконструирована информационная среда экономического воспитания школьников и раскрыты ее сущностные признаки как условия экономического воспитания;
- определено содержание процесса формирования экономической воспитанности школьников в условиях информационной среды;
- раскрыта сущностная характеристика следующих компонентов экономического воспитания в информационной среде: мотивационного, содержательного, операционного;
- разработаны критерии и показатели уровней экономической воспитанности с учетом информационной среды школы;
- раскрыта взаимосвязь учебного процесса и внеклассной работы по обеспечению творчества учащихся в освоении и расширении экономической практики и опыта;
- определены и экспериментально проверены педагогические условия эффективности экономического воспитания старших школьников в информационной среде школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: расширены теоретические представления о содержании экономической воспитанности учащихся старших классов в условиях информационной среды школы и выделены ее признаки: сформированность экономических представлений, знаний и умений; социально-экономическая готовность: личностные качества старших школьников как компонент их экономической воспитанности, проявление умений в совершенствовании экономических способностей; уровни экономической воспитанности; уточнены представления о сущности, значении и особенностях экономического воспитания в информационном поле школы; разработана концепция исследуемого процесса; осуществлено теоретико-методическое обеспечение эффективного применения совокупности педагогических условий экономического воспитания в информационной среде школы; определена структура информационной среды экономического воспитания школьников.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: теоретические положения концепции, материалы и результаты исследования могут быть использованы студентами и преподавателями педагогических колледжей и вузов при изучении и преподавании курса «Педагогика», в процессе профессиональной подготовки и переподготовки учителей, в системе курсов повышения их квалификации, в дистанционном обучении; разработаны и использованы методические рекомендации и пособия по экономическому воспитанию школьников в условиях информационной среды школы. Они могут широко применяться при организации учебно-воспитательной работы в современной школе, в учреждениях подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, руководителей школ. На основе концепции обогащено и дополнено содержание деятельности учителей, классных руководителей, администрации школы по воспитательной работе с учащимися в современных условиях.
Заключение
Механизмы, средства и способы экономического воспитания школьников разнообразны.
Нельзя забывать, что в условиях социально ориентированной рыночной экономики, к которой мы стремимся. Перед системой образования встает важная задача:обеспечить всем выпускникам школы, независимо от статусаих родителей, равные стартовые возможности в жизни, в создании собственного дела. Для общества сотрудничества очень важен вопрос равных шансов на успех в рыночной экономике для каждого, кто стремиться самостоятельно обеспечить себе источник дохода.
Знание основ рыночной экономики необходимо всем. И тем, кто является субъектом рынка как потребитель, и тем, кто со временем пополнит ряды производителей материальных и духовных благ. Истина очевидна и тем, кто действительно заинтересован в развитии экономического образования и воспитания школьников, кто понимает, что этот предмет необходимо глубоко и всесторонние изучать в каждой школе. Только так в нашей стране будет сформировано новое поколение людей, способных грамотно и ответственно вести дело, двигать вперед экономику, укреплять благосостояние народа, достойно
Настоящее исследование было посвящено решению проблемы: каковы педагогические условия экономического воспитания старших школьников в школе в условиях перехода к рыночной экономике? В решении этой проблемы мы видели цель настоящего исследования.
В ходе разработки исходных теоретических позиций настоящего диссертационного исследования мы обратились прежде всего к анализу экономической воспитанности как интегральной характеристики личности. Для решения этой исследовательской задачи мы сконцентрировали усилия на раскрытии сущности экономического воспитания. Анализ и обобщение различных подходов к пониманию экономического воспитания позволили нам определить его как педагогическую систему, под которой понимается множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений.
В описании этой категории мы исходим из общего понимания воспитания как передачи старшими поколениями и усвоение младшими поколениями культуры и социального опыта в той его части, которая используется людьми в повседневной жизни, в частности, в труде. В познании сущности исследуемого процесса мы исходили из концепции системного понимания воспитания, в свете которой любое образовательное учреждение, в том числе и школа, представляет собой целостную воспитательную систему, а экономическое воспитание старших школьников при всем его значении, будучи лишь моментом функционирования целостных педагогических систем, является частичной системой, основной принцип которой гласит: «Воспитание существует как процесс и как порождающая его воспитательная система».
В диссертации мы проанализировали своеобразие формирования экономической воспитанности в старшем школьном возрасте, которое во многом предопределяется социальной ситуацией его развития. Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь, растет их самосознание, увеличивается потребность в самоопределении, выборе профессии, возрастает роль самооценки, интенсивно формируется мировоззрение. Характерная для юношей и девушек устремленность в будущее неизбежно накладывает отпечаток на их поведение и психику.
Наряду с исследованием процесса экономического воспитания старших школьников как одного их аспектов целостного воспитательного процесса мы обратились к выявлению и обоснованию цели выявить особенности школы как образовательного учреждения в данном процессе. Это назначение сформулировано нами не только в диссертации, но и в созданной нами в ходе исследования программе по развитию экономической воспитанности учащихся посредством информационной среды школы. Мы выявили теоретические предпосылки конструирования информационной среды, ее наполнения и проанализировали ее возможности в исследуемом процессе.
Решение поставленной в исследовании проблемы потребовало от нас использования разнообразных исследовательских методов. Центральное место среди них занимали организация целостного педагогического опыта в школе и организованная на его базе опытно-экспериментальная работа. В диссертации детально раскрывается наш опыт эмпирического исследования выдвинутой нами проблемы. Анализ и обобщение материалов исследования позволили нам дать, прежде всего, характеристику системы экономического воспитания старших школьников, выделив и охарактеризовав такие компоненты этой системы, как задачи формирования экономической воспитанности учащихся, виды деятельности, несущие наибольшие возможности для решения этих задач, средства экономического воспитания, его организационные формы, методы, этапы и результаты этого процесса. В диссертации дается детальная характеристика каждого из компонентов системы экономического воспитания старших школьников, показывается и обосновывается целостность этой системы. Нами была разработана и реализована в опыте модель экономического воспитания учащихся старших классов в условиях информационной среды. В результате констатирующего эксперимента нами выделены следующие уровни сформированности экономической воспитанности изучаемой возрастной группы: высокий, средний, низкий.
В ходе совершенствования деятельности школы как целостной педагогической системы и экономического воспитания как одного из компонентов этой системы была осуществлена подготовка к проведению эксперимента. Основными элементами этой подготовки были: а) разработка практических рекомендаций участникам эксперимента по данной проблеме; б) проведение срезов уровня экономической воспитанности; г) подбор творческой группы учителей для участия в опытной и экспериментальной работе; д) осмысление педагогами формирования экономической воспитанности учащихся экспериментальных классов и выбор организационных форм экономического воспитания; е) организация теоретической и практической подготовки педагогов (обучение педагогов на целевых курсах по проведению эксперимента, проведенных профессорско-преподавательским составом МГОПУ им. М. А. Шолохова. Определены контрольные и экспериментальные классы, в состав которых входили учащиеся профильных и общеобразовательных классов. В эксперименте участвовали 142 школьника. В качестве экспертов выступали классные руководители, учителя-предметники, члены школьной службы социально-психологической поддержки и родители.
Литература:
1. Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления М.: Экономика, 1987.-191 с.
2. Абрамова А. И. Экономическое образование и воспитание учащихся — М.: Высшая школа, 1986. 149 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.-299 с.
4. Азимов Л., Журавская Е. Уроки экономики в школе, активные формы преподавания. М.: Пресс, 1995. - 34 с.
5. Аменд А. Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся X— XI классов: Учебное пособие —Челябинск: ЧГПИ, 1988. 164 с.
6. Анастази А. Дифференциальная педагогика индивидуальных различий: тексты.-М.: Педагогика, 1982. —301 с.
7. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития.— В 2 т.— Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 1—2 с.
8. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М., 1994.144 с.
9. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. -М., 1994.
10. Атутов П. Р. Технология и современное образование// Педагогика 1996.-№ 2.-4-5 с.
11. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.— М.: Политиздат, 1981. 432 с.
12. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. — М., 1971.
13. Битинас Б. Т. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.-214 с.
14. Бляхман Л. С. Перестройка экономического мышления. — М.: Политиздат, 1990.-271 с.
15. Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.-464 с.
16. Боровикова Т. В. Программно-методические материалы по «Основам экономической культуры» (1-11 класс средней школы): Методические рекомендации. — Соликамск, 1999. 44 с.
17. Боровикова Т. В. Экономическая культура как компонент системы общей культуры//Актуальные проблемы философии, культуры. Армагеддон. М., 1998.- 127-138 с.
18. Бочарова В. Г. О некоторых методологических подхода к пониманию целостного процесса социализации воспитания и развития личности//Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт- Т. 1 . Москва-Тула.: Изд-во АСОПиР, 1993.-34-39 с.
19. Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
20. Введение в бизнес. Реферат книги Джеймса А. Стоунера и Эдвина Г. Долана. Ижевск: Странник, 1991. - 272 с.
21. Вебер М. История хозяйства. Очерк всеобщей социально-экономической истории. М., 1923. — 472 с.
22. Венцель К. Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов М., 1993.240 с.
23. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников.- М., 1977.
24. Волошин С. А. Использование метода профессиональных проб в профориентационной работе с учащимися старших классов// Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи — М., 1993.- 6-15 с.
25. Волчкова Л. Т., Минина В. Н. Механизм социальной адаптации к экономическим реформам//Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы Вып. 4. - С-Пб.: Петрополис, 1995. -81-90 с.
26. Вопросы воспитания: системный подход. Под. ред. J1. И. Новиковой. — М., 1981.-231 с.
27. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. Сост. Н. Л. Селиванова. М., 1989. - 80 с.
28. Вульфоф Б. 3. Воспитание и рынок в переходный период// Педагогика 1993.-№ 2.-3-9 с.
29. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. — М.: Педагогика, 1989. —221 с.
30. Газман О. С. Базовая культура и самоопределение личности. — М., 1989. 127 с.
31. Генезис советской экономической культуры и этапы ее развития//В кн.: Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. -Новосибирск, 1991.- 148-182 с.
32. Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика М.: Знание, 1989.-208 с.
33. Гребенюк О. С. Формирование интереса в в учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1986 - 85 с.
34. Григорьев В. М. Традиционная педагогика игры: Опыт и проблемы//Педагогика 1996 —№ 1.-20-23 с.
35. Грищенко Т. В. Педагогические условия подготовки учителя и осуществление экономического образования и воспитания школьников (в системе повышения квалификации): Дис. канд. пед. наук —М., 1991.— 172 с.
36. Грохольская О. Г. Становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе (1917—1997 гг.).— М., 1997.-34 с.